Возрастные особенности раннего и младшего дошкольного возраста.
материал
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей 1,5 – 2 лет и 2-3 лет.
Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста.
Овладение речью — главное новообразование раннего возраста.
Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать; частично развеваться без помощи взрослых; «подражать» действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор и т.д.)
Как развивается ребенок 1,5 – 2 лет:
Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро.
Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением; До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря; На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.
Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком.
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов. Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют; На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игрыподражания; К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. Вам как его родителям важно: Разговаривайте со своим ребѐнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи; Чѐтко и ясно проговаривайте свои слова. Ребѐнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребѐнок; Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи; Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет На третьем году жизни ребѐнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативноделовое общение ребѐнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребѐнка. Речь. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые совместные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребѐнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребѐнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра. Игра носит процессуальный характер, главное в ней действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближѐнными к реальности. В середине 3-го года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Изобразительная деятельность. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребѐнок уже способен сформулировать намерение изобразить как-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от неѐ линий. Зрительное и слуховое ориентирование. К 3-му году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трѐх предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Слуховое восприятие. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3-м годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Мышление. Основной формой мышления становится нагляднодейственная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребѐнка проблемные ситуации решаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребѐнок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трѐх лет, ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, нарушением общения со взрослым, упрямством и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация для родителей "Особенности проведения утренников и развлечений в раннем и младшем дошкольном возрасте".
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям младших групп детского сада для проведения разъяснительной работы среди родителей в преддверии праздничных мероприятий....
" Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста "
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года) Возрастные особенности детей четвёртого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физиче...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста разработана мной на основе сх...
Особенности сенсорного образования в раннем и младшем дошкольном возрасте.
В статье рассматривается значение и особенности сенсорного образования в раннем и младшем дошкольном возрасте....
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....