Психологические значение рисования в развитии ребёнка
материал
Дети с самых малых лет тянутся к тому, что им кажется прекрасным, ярким, манящим своей формой или цветом. Они приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Как часто они радуются цветам, белым облакам, берёзе в желтом наряде и новому красивому платью мамы! Все это дети стараются отразить в своих рисунках.
Так ли важно рисование в жизни ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стендовая информация о психологическом значении рисования | 326.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты детского рисования
Дети с самых малых лет тянутся к тому, что им кажется прекрасным, ярким, манящим своей формой или цветом. Они приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Как часто они радуются цветам, белым облакам, берёзе в желтом наряде и новому красивому платью мамы! Все это дети стараются отразить в своих рисунках.
Так ли важно рисование в жизни ребенка? Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний.
В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем.
Это не просто интересное занятие. Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей, благодаря занятиям рисованием, формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий.
Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего мира, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Ребенок в процессе рисования раскрепощается, избавляется от страхов и комплексов, у него появляется уверенность в себе и он становится общительным. Можно испачкаться и никто не ругает, хороший стимул проявить свою фантазию. В период с 5 до 15 лет происходит интенсивное развитие фантазии и воображения у детей, что является важнейшей стороной их жизни. Впоследствии эти процессы начинают угасать. Главное не пропустить этот момент и постараться развивать способности вовремя, иначе личностные качества ребенка будут ущемлены, а творческое мышление будет снижено.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
1. 1. Для рисования могут быть удобны цветные и восковые мелки, карандаши, гуашевые краски, акварель. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти.
2. От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важноиметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком.
3. Вместе «творить» веселее. Учитесь обучать не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в процессе работы. Старайтесь пробудить фантазию ребенка, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Результат — не менее получаса сосредоточенной работы.
4. Помните, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Почаще хвалите ребенка за его усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы. Не забывайте, ребенок ждет от вас одобрения! Ему хочется, чтобы его работа понравилась всем. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, что не получилось. Получится в следующий раз. И предоставьте ребенку возможность работать «самому». Если каждый раз подсказывать, что рисовать, какие брать краски, ребенок в дальнейшем не сможет действовать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки.
5. И ребенку и вам будет интереснее, если вы будете каждый раз предлагать новую задачу. Ведь основная цель этих превращенных в веселую игру занятий — научить ребенка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявить свои способности. Дети могут многое, если им интересно.
6. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягивайте время занятий рисованием. Ребенок устанет, его внимание станет рассеянным. А через несколько занятий он, возможно, вообще охладеет к предложенной ему игре.
7. Как быть, если малыш бросает работу на полпути, объясняя это тем, что ему «больше не хочется»? Может быть, ему непонятно, трудно или надоело?
Подумайте над этим. Скорее всего, у него просто не получается. Помогите ему, закончите начатое им вместе. Следующее же занятие начните с того, что не получилось в прошлый раз. Сегодня обязательно получится! Лучше задержаться на одном и том же приеме до тех пор, пока ребенок не приобретет настоящего навыка. Плохо, если ребенок привыкнет не доводить дело до конца. Это может впоследствии стать чертой характера.
8. Чтобы увлечь ребенка рисованием, нужно встать на его позицию, то есть понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится.
Попробуйте сами стать учеником у ребенка, пусть он научит вас тому, что сам хорошо умеет. Попадая в ученики, вы возвышаете ребенка не только в его собственных глазах, но и в глазах окружающих. Ваши отношения станут истинно товарищескими, соединенными общими трудностями, общими интересами.
Желаю успеха!
Уважаемые родители!
Просим обратить ваше внимание на предлагаемую информацию:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение рисования в воспитании ребёнка
консультация для родителей...
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОНИТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.
Каждый ребёнок любит и по – своему умеет рисовать. Стоит ему дать лист бумаги, карандаши, краски, и на листе бумаги появятся сказочные персонажи, удивительные цветы и узоры, птицы и животные. Но,...
Значение оригами для развития ребёнка
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягагивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство, близкое ему и досту...
Значение спорта в развитии ребёнка
В данной статье говорится о важности занятия спортом в жизни каждого ребенка. О здоровьесберегающих технологиях в работе педагогов детского сада....
Значение Оригами для развития ребёнка
Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка! С помощью оригами быстро создаётся целый мир, в котором можно играть. Японская народная пословица гласит:...
«Значение КГН в развитии ребёнка.
«Значение КГН в развитии ребёнка"....
ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Материал для родителей...
- Мне нравится (1)