ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
консультация по музыке (младшая группа) на тему
Материал для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladenchestvo_ispokon_vekov_schitalos_samym_vazhnym_periodom_v_razvitii_cheloveka.docx | 929.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем.
Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.
Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.
Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:
«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».
Возвращаясь к истокам.
Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.
А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать).
Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.
У многих народов существовал обычай:
при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.
Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.
Колыбельная — заговор.
Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.
Интересный факт:
проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.
Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:
• заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;
• знахарский заговор на здоровье, если он болен;
• заговор-оберег от чужого вредного воздействия.
Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.
Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.
«Дитя растет не от еды, а от радости», - справедливо гласит народная пословица.
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
Смысловой код колыбельных песен.
Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота.
Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».
Согласно со словарем В.Даля выражения в колыбельных означают:
• «баить» — рассказывать,
• «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,
• «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.
Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой.
Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.
Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:
Животик. «Как наш каравашек?» - воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».
Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей:
крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.
Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.
Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.
Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.
Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.
Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:
«Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать».
Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:
«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»
Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова.
Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…
Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.
Творите Вашего ребенка, как творят волшебники и маги.
Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью.
Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми.
СЕКРЕТЫ КОЛЫБЕЛЬНЫХ
секрет первый: колыбельные песни воспитательный инструмент родителей
Колыбельная нужна ребенку. чтобы передать здоровые природные настройки Слушая вас голос, и ощущая ритмы вашего сердца, ребенок получает сердечное питание и учится слышать и слушать вас. Получается такое слушание от сердца к сердцу. Очень важно приучать ребенка к звуку своего голоса, спокойного, любящего, когда ребенок будет слышать ваш голос, он приучится слушать, а когда подрастет, то будет послушным, послушный это тот, кто умеет слушать. Самое главное для малыша-это звук вашего голоса.
Вспомните, сколько детей сегодня готовы слушать рекламму по телевизору и аудиозаписи сказок и песен, но как только мама начинает петь или говорить, они закрывают ей ладошкой рот, не желая слушать. Все как в сказке "Нет, твой голос нехорош, слишком громко ты поешь!"
Итак, живое звучание материнского и отцовского голоса приучает ребенка к послушанию.
Секрет второй:
Слушая голос отца, малыш получает ощущение защищенности и безопасности этого мира. Просите своих мужей петь колыбельные деткам.!!!
Секрет третий:
При рождении ребенок попадает в другую среду и ему нужно время для адаптации. Через пропевание колыбельных. вы поможете малышке ощутить каков этот новый мир, в каких он красках и в образах предстает перед малышом. Все эти краски и образы вы можете сложить в красивую колыбельную, которую вы будите петь своему сыну или дочери.
Качая малыша в люльке, или на руках, и напевая, мать излечивала дитя от микротравм, полученных им при рождении, создавала эффект донашивания младенца.
Секрет четвертый:
С рождения до 3,5- 4 месяцев родители пропевают детям совсем простые колыбельные. В которых буквально три ноты, это так созвучно работе ритмов сердца. В это время малыш много спит и мало бодрствует. Мелодичное звучание голоса, укачивает его, настраивая на волну покоя и благодати. И это колыбельная первого типа.
Например,
глазки закрывай,
баю-баю-бай.
Солнышко взайдет
И весна придет
Вырастишь большой
С доброю душой!
Глазки закрывай,
баю-баю-бай!
В это же время рекомендуется слушать малышу классическую музыку, а особенно музыку Моцарта.
Секрет пятый:
Наши предки сами придумывали колыбельные для своих деток. Ребенок в дрёме был открыт к родительской сугестии- мягкому програмированию. И очень часто матушка придумывала колыбельные о счастливой жизни ребенка, например, вырастишь большой, станешь купцом, будет у тебя тройка лошадей, красивый дом и достаток в нем.
Секрет шестой:
Ребеночек подрастает, он уже переворачивается, начинает садиться, и строй колыбельной меняется, какой же она становится? баюшки-бай-бай, спи малыш мой засыпай....
Ай люли-люли-люли, прилетели журавли,
Люли-люли-люленьки прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать. стали гули ворковать
Стали гули ворковать, стали песню напевать.
Месяц в гости к нам идет, месяц чудо нам несет.
Добрый свет большой звезды к нам спускается в сады.
Ай люли-люли-люли, к нам спускается в сады.
Там цветочки тихо спят, пчелки тоже не жужжат,
Птички спят в своем гнезде, кот мурлыкает во сне.
Кот мурлыкает, поет. добрый сон он к нам зовет
Ай люли-люли-люли, добрый сон он к нам зовет.
Папа с мамой дом храня берегут свое дитя,
Спи, малыш мой засыпай баю-баю-баю -бай!
Широко дышится, вдох-выдох И в этой колыбельной появляется уже сюжет о добрых отношениях с миром, между собой. Информация об устройстве мира, который изначально устроен с любовью. Это всё отражается в тексте колыбельных песен второго типа, которые поются примерно с 6 месяцев до года.
Секрет седьмой:
Ребёночек растет и больше информации можно передать ему. Появляются уже другие сюжеты- о том, как человек приходит в мир, как справиться с трудностями, что есть в жизни помощники, готовые помочь в трудную минуту.
Вот колыбельная третьего типа:
Баю-баю, милый мой. мой сыночек дорогой,
Я с тобою посижу про кораблик расскажу.
Плыл кораблик по волнам, да к далеким берегам,
Ветерочек поддувал и с корабликом играл.
Набежала вдруг волна, ох. проказница она!
Стала море волновать и с пути его сбивать.
Запугать себя не дам, поплыву к тем берегам!
А-а-а-а-а-а-а, а-а-а-а-а-а-а
В небе альбатрос парил, свою помощь предложил:
"Укажу тебе я путь, чтоб с дороги не свернуть!
Ты по солнцу путь держи, бережно волна неси,
Вот уж виден бережок. рады здесь тебе, дружок!"
А-а-а-а-а-а-а, а-а-а-а-а-а-а
Спи, сыночек засыпай, ум и силу набирай!
Это уже рассказ о жизненном пути человека. Здесь используется новый приём- пропевание а-а-а вместо слов. Именно в паузе усиливается последняя фраза. Одна часть информации завершилась- куплет с паузой. Дальше начался новый виток информации, снова пауза. особенно полезны такие колыбельные про кораблик мальчикам, в них закладывается энергия преодаления трудностей, о добрых помощниках. Для девочек можно придумывать колыбельные о добром мире и ладе в семье. песни о добрых помощниках-птицах, цветах. садах, об отношениях с доброй матушкой. о ценностях семьи,о родительской защите. о счастливом замужестве, Такие колыбельные рекомендовано петь после года примерно до 1,5 лет. Сроки сочинени и пения песен у детей индивидуальны.
Секрет восьмой:
Несколько слов о сереньком волчке, который "кусал за бочок". Это колыбельная-предупреждение. Раньше нашим предкам мир представал как неведомое, таящее в себе опасность, и к нему нужно относиться с осторожностью. Между миром яви(реальным) и нави(сказочным) почти не было разницы. Возможно, предки пели своим детям про серого волчка, чтобы обезопасить их, а не для того, чтобы испугать. Поэтому разнообразьте репертуар колыбельных песен своим собственным сочинением. Ведь именно придуманные родителями колыбельные больше всего по-сердцу маленьким детям. Более того, они будут помнить их всю жизнь., а будут петь своим детям, так у вас появится своя колыбельная вашего рода.
Добрые пожелания родителям как создавать колыбельные.
1. Выберете спокойное и тихое место, это может быть уютное кресло-качалка и или красивое природное место.
2.. Настройтесь на вашего малыша. Можно положить руку на сердце и сосредоточиться только на своем дыхании, просто глубокий вдох и выдох, позволяя вашему дыханию свободно входить и выходить из груди.
3..Попробуйте напевать слегка покачиваясь, а-а-а-а-а-а-а, а-а-а-а-а-а-а.
4. Дайте волю своему воображению, пусть появятся красивые образы или картины- звездное небо. красивый сад, засыпающее озеро...
5. Напевая например,
баю-баю-баю-бай, спи, малыш мой. засыпай,
добавьте свои слова, поверьте они зазвучат из вашего сердца. Так работает наша природа. когда мы с ней сонастроены.
6. Пусть сочинение колыбельных принесет вам радость и удовольствие!
Обратите внимание: в колыбельных песнях все время настойчиво повторяется имя малыша. Благодаря такому личностному обращению, вплетенному в ткань песни, ребенок постепенно учится осознавать себя в мире. Поначалу этот мир ограничивается детской кроваткой, колыбель для ребенка – микрокосм. Граница колыбели – та граница, которая отделяет младенца от мира внешнего, тот «край», за которым «темный лес», «серенький волчок», и который до поры до времени переступать запрещено и опасно. Зато «на своей территории» ребенок – король: его колыбелька – золотая, как царский трон, занавесочка у нее шелковая, шнурки бархатные, столбики резные. И трапеза у маленького королевича царская:
Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ножках прянички,
В ручках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
И служат маленькому царю звери и птицы, персонажи колыбельных - Котенька-коток, белолапая собачка, гули-гуленьки, мохноногие журавли. Таково царство, вселенная, центром которой является маленький ребенок. Но постепенно границы мира неминуемо расширяются, и колыбельные приоткрывают перед ребенком завесу большого мира, знакомят его с устройством этого мира, социальными ролями, отношениями, и, пропитывая существо ребенка интонациями и образами, определенным образом формируют его сознание. В старину в крестьянских семьях не было споров «о воспитании», зато в те редкие минуты общения с ребенком, когда мать укачивала его, посредством колыбельных происходило интенсивное обучение.
Спи, дитя, пока не будят, на работу не зовут.
То пора, да время будет, мы Тамарушку разбудем, на работу позовем.
Будет Коленька ходить,
новы валенки носить
огородку городить,
на озерышке ловить.
Коля рыбки наловит,
всех крещенушек накормит.
Будет в церкву ходить,
и молитвы читать,
отца, мать почитать
Подивится народ –
это чей такой идет?
Какой матери – отца,
уродился в молодца!
А народилась девушка –
будет машинна швеюшка,
прялки попрядеюшка.
А как вырастешь большой –
пойдешь свататься пешой
не в чужу губеренку,
в свою деревеньку.
Таким образом, на грани сна и яви, у ребенка формировались глубинные стереотипы, пространственная, временная и социальная ориентация, чувство уверенности и защищенности. Многие психологи, социологи и культурологи сейчас сходятся на том, что «стресогенные факторы сегодняшнего дня могут оказаться укорененными вовсе не в «сумасшедшем» темпе жизни и не в «информационной революции», но именно в несформированности некоторых глубинных, базовых процессов. Недостаток этот порожден той противоречивостью и шаткостью установок и представлений, которые дает родителям современная культура в отношении воспитания детей».
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
* * *
Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье...
Спи на здоровье!
* * *
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
* * *
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
* * *
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
* * *
Баю-баю, баю-бай,
Спи, мой Ваня, засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к Ване в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали Ваню величать:
Месяц взошёл
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звёзды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звёздам и слышна.
Только звёздам,
только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споём.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!»
* * *
Сладко спи, ребёнок мой,
Глазки поскорей закрой.
Баю-баю, птенчик, спать!
Будет мать тебя качать,
Папа – сон оберегать.
***
Ай люли-люли-люли, прилетели журавли,
Люли-люли-люленьки прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать. стали гули ворковать
Стали гули ворковать, стали песню напевать.
Месяц в гости к нам идет, месяц чудо нам несет.
Добрый свет большой звезды к нам спускается в сады.
Ай люли-люли-люли, к нам спускается в сады.
Там цветочки тихо спят, пчелки тоже не жужжат,
Птички спят в своем гнезде, кот мурлыкает во сне.
Кот мурлыкает, поет. добрый сон он к нам зовет
Ай люли-люли-люли, добрый сон он к нам зовет.
Папа с мамой дом храня берегут свое дитя,
Спи, малыш мой засыпай баю-баю-баю -бай!
***
Глазки закрывай,
баю-баю-бай.
Солнышко взойдет
И весна придет
Вырастишь большой
С доброю душой!
Глазки закрывай,
баю-баю-бай!
* * *
А гулюшка белая
По камушкам бегала,
По камушкам бегала
Да Серёженьку звала.
Уж ты, гуля, не гуди,
Серёженьку не буди.
***
Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ножках прянички,
В ручках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
* * *
Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье...
Спи на здоровье!
* * *
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
* * *
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
* * *
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
* * *
Баю-баю, баю-бай,
Спи, мой Ваня, засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к Ване в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали Ваню величать:
Месяц взошёл
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звёзды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звёздам и слышна.
Только звёздам,
только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споём.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!»
* * *
Сладко спи, ребёнок мой,
Глазки поскорей закрой.
Баю-баю, птенчик, спать!
Будет мать тебя качать,
Папа – сон оберегать.
***
Ай люли-люли-люли, прилетели журавли,
Люли-люли-люленьки прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать. стали гули ворковать
Стали гули ворковать, стали песню напевать.
Месяц в гости к нам идет, месяц чудо нам несет.
Добрый свет большой звезды к нам спускается в сады.
Ай люли-люли-люли, к нам спускается в сады.
Там цветочки тихо спят, пчелки тоже не жужжат,
Птички спят в своем гнезде, кот мурлыкает во сне.
Кот мурлыкает, поет. добрый сон он к нам зовет
Ай люли-люли-люли, добрый сон он к нам зовет.
Папа с мамой дом храня берегут свое дитя,
Спи, малыш мой засыпай баю-баю-баю -бай!
***
Глазки закрывай,
баю-баю-бай.
Солнышко взойдет
И весна придет
Вырастишь большой
С доброю душой!
Глазки закрывай,
баю-баю-бай!
* * *
Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ножках прянички,
В ручках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Да Серёженьку звала.
Уж ты, гуля, не гуди,
Серёженьку не буди.
***
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОНИТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.
Каждый ребёнок любит и по – своему умеет рисовать. Стоит ему дать лист бумаги, карандаши, краски, и на листе бумаги появятся сказочные персонажи, удивительные цветы и узоры, птицы и животные. Но,...
Значение оригами для развития ребёнка
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягагивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство, близкое ему и досту...
Значение спорта в развитии ребёнка
В данной статье говорится о важности занятия спортом в жизни каждого ребенка. О здоровьесберегающих технологиях в работе педагогов детского сада....
Значение Оригами для развития ребёнка
Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка! С помощью оригами быстро создаётся целый мир, в котором можно играть. Японская народная пословица гласит:...
Значение колыбельной в жизни ребёнка
Консультация для родителей о значении песни близкого человека для ребёнка...
«Значение КГН в развитии ребёнка.
«Значение КГН в развитии ребёнка"....
Консультация Значение колыбельной в жизни ребёнка
Консультация для родителей (законных представителей) Значение колыбельной в жизни ребёнка....