Педагогический проект "Волшебный мир бумаги"
проект (средняя группа)

Орленко Екатерина Ивановна

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект "Волшебный мир бумаги"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Продолжительность проекта

4 недели.

Тип проекта

краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный).

Участники проекта

• дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.

• Возраст детей: 4 года.

Актуальность

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги«На чем рисовать?»«Где взять бумагу «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей: — «А откуда она взялась в магазине?»«Кто и из чего сделал бумагу«Так ли она необходима людям?»«А что было бы, если бы исчезла вся бумага Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т. е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т. С.Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

Предмет исследования

• бумага, карто.

Цель

• формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи

• Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками

• Развитие творческого мышления и креативности воображения.

• Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи

• Воспитывать бережное отношение к бумаге

• Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности

• Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход

Гипотеза

Предположим, что бумагаобладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.

План работы

• изучение бумаги

• проведение опытов с бумагой

• анализ полученных результатов.

• прямые и косвенные наблюдения за бумагой

Интеграция ОО

«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»

Предполагаемый результат проекта

• Развить познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; учить анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками

• Развивать творческое мышление и креативность воображения.

• Приобщать родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи

• Воспитать бережное отношение к бумаге

• Развить коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности

• Научить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход

1 этап: подготовительный

• Познакомить детей и родителей с проектом

Подбор материала для родительского уголка: консультации, рекомендации

• Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.

• Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага»

2 этап: исследовательский

• Чтение произведений С. Маршака «Чистый лист»

• Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.

• Занятие по ФЦКМ «История появления бумаги»

Сочинение коротких рассказов на тему«А вдруг исчезнет бумага

• Дидактические игры «Волшебная бумага»

• Занятие по конструированию из бумаги (оригами) «Волшебные зайчики»

• Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Свойства бумаги»

• Конспект – занятие «Книжкина больница»

• Занятие по аппликации «Птицы»

• Занятие по правилам пожарной безопасности «Дом для кошки»

• Занятие по рисованию «Храбрый петушок»

З этап: заключительный

• Обработка и оформление результатов проекта

Продукт проекта

• Коллекция бумаги «Ее величество – Бумага»

• Плакат с зарисовками свойств бумаги (мнемотаблица)

Вывод

• В ходе реализации проекта у детей развились познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; сформировалось умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками

• Развилось творческое мышление и креативность воображения.

• Родители приобщились к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи

• Сформировалось умение бережно относиться к бумаге

• Развились коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности

• Дети научились устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...

Педагогический проект "День рождения бумаги"

Проект разработан в соответствии с ФГТ для детей средней группы, краткосрочный, познавательско-исследовательский, лауреат III Всероссийского конкурса  детских исследовательских работ (проектов) «...

«Лист белой бумаги» - педагогические экспромты для конкурса воспитателей

"Лист белой бумаги"-педагогические экспромты для конкурса воспитателей - здесь приведены экспромты по основным областям...

Презентация "Педагогические условия развития дошкольников в конструировании из бумаги - оригами"

Загруженный мною материал содержит конспекты занятий по конструированию из бумаги (оригами), для детей старшей группы,  презентацию для педагогов : "Педагогические условия развития дошкольников в...

Педагогическое эссе "Счастливая педагогика с минимумом бумаг......"

Размышления о нашей профессии в реалиях современности........

Педагогический проект «Волшебный мир бумаги»

Вид проекта: групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико -  ориентированный).Продолжительность проекта: долгосрочный 2 месяца....

Педагогический проект «Волшебная бумага»

Педагогический проект «Волшебная бумага»...