Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности
консультация
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска»
Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, телефон: (8-351) 741-24-21; e-mail: mdouds384@mail.ru
Особенности личностно-ориентированного взаимодействия
педагога с детьми в процессе образовательной деятельности
(Семинар № 1)
Выполнила: воспитатель Матвеева Ю.Ю.
(высшая категория)
2021
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно завоёвывает личностно-ориентированное развивающее обучение и воспитание.
Во-первых, динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке, индивидуальности и чтобы он оставался самим собой в социуме.
Во-вторых, современные программы мобильны и раскрепощены, требуют от педагога применения новых подходов и методов.
В-третьих, общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Однако, одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике.
В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.
Проблема перехода к личностно-ориентированному профессиональному взаимодействию педагога с детьми была отражена в работах Е.В. Бондаревской, Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровского.
Вопрос развития готовности педагогов к различным аспектам своей профессиональной деятельности является предметом рассмотрения целого ряда исследований (Е.Н. Белозерцева, М.И. Дьяченко, Л.В. Нечаевой и др.).
Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ.
Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…».
Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
Вместе с тем на сегодняшний день недостаточно исследована проблема содержания механизмов и условий развития личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Подобное положение предполагает переоценку некоторых компонентов педагогического процесса, тенденций профессионального развития и основных параметров готовности педагогов к личностно-ориентированной профессиональной деятельности.
Учёными: педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход».
Так, по Алексееву личностно-ориентированный подход - это не просто учёт особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
И.С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Личностно-ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.
Традиционное занятие | Личностно-ориентированное занятие |
Деятельность воспитателя | |
- показывает; - объясняет; - раскрывает; - диктует; - требует; - доказывает; - проверяет; - оценивает Центральная фигура – взрослый. | - объясняет; - показывает; - напоминает; - подводит к проблеме; - иногда намеренно ошибается; - советует; - совещается; - предотвращает; - создаёт ситуацию успеха; - сопереживает; - поощряет; - вселяет уверенность; - систематизирует Центральная фигура – ребёнок. |
Деятельность воспитанника | |
Ребёнок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог – дети нередко занимаются посторонними делами. | Ребёнок – субъект деятельности педагога. Деятельность идёт не от него, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно-поискового, проектного, развивающего характера. |
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности.
- Технология саморазвивающего обучения (Сериков В.В.) – необходимость создания условий для реализации личностно-развивающих функций образовательного процесса. В качестве таковых он выделяет:
- мотивацию (принятие и обоснование деятельности);
- коллизию (видение скрытых противоречий деятельности);
- опосредование (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
- критику (в отношении предлагаемым из вне ценностей и норм);
- творческий характер любой личностно-значимой деятельности;
- самореализацию (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими.
2. Проникающая технология (педагогика сотрудничества).
3. Педагогические технологии адаптивной школы – обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, приёмам исследовательской деятельности.
4. Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.:
- способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств;
- облагораживание души и сердца ребёнка;
- развитие и становление познавательных сил ребёнка;
- обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений;
- идеал воспитания – самовоспитание.
5. Игровые технологии.
6. Технологии развивающего обучения - ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
7. Проблемное обучение - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
8. Технологии уровневой дифференциации (разноуровневые задания).
9. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов).
10. Коллективный способ обучения.
Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приёмы, а также способы фасилитации (профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей) и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
Использование личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская, невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики.
Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына, справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Таким образом, планируя образовательную деятельность с воспитанниками, воспитатель должен опираться на следующие принципы построения образовательного процесса:
- вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребёнку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);
- гибкость (по ходу образовательной деятельности необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей);
- открытость (использование субъективного опыта детей, обратная связь).
При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности:
1. Обращение к субъективному опыту дошкольника:
а) путём постановки вопросов: как он это делал? почему? на что опирался?
б) организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъективного опыта между детьми;
в) подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме;
г) выстраивание на их основе нового материала путём: высказываний, суждений, понятий;
д) обобщение и систематизация субъективного опыта детей на основе контакта.
2. Применение разнообразного дидактического материала:
а) использование педагогом различных источников информации;
б) побуждение детей к выполнению проблемных заданий;
в) предложение на выбор заданий различного вида, типа и формы;
г) стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
3. Характер педагогического общения:
а) уважительное и внимательное выслушивание;
б) обращение к детям только по имени;
в) беседа с детьми не с высока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой;
г) поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе.
4. Активизация способов познавательной деятельности:
а) стимулирование детей к применению различных способов работы;
б) анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения;
в) анализ действий каждого ребёнка и только положительно;
г) обсуждение рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном случае лучше;
д) оценивание и результата, и процесса.
5. Педагогическая гибкость:
а) организация атмосферы «включённости» каждого ребёнка;
б) предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру материалов, темпу выполнения;
в) создание условий, позволяющих каждому ребёнку быть активным, самостоятельным;
г) проявление отзывчивости к эмоциям детей;
д) оказание помощи детям.
Список литературы
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. – Ростов н/Д, 2006.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. / Е В Бондаревская. – Ростов-н/Д, 2000.
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Посо-бие для преподавателей / А. К. Колеченко. - Спб.: КАРО, 2002.
4. Ильин Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология: Анализ понятия и практики применения / Г. Л. Ильин. – М. ,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс организации взаимодействия педагогов с детьми в процессе оздоровительной деятельности в ДОУ
Презентация...
Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...
«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»
ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...
Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»
Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...
Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"
Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....
Применение личностно – ориентированной технологии В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект. Целью обучени...
Применение личностно – ориентированной технологии В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект. Целью обучени...