«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»
консультация на тему

Орлова Лилия Федоровна

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата совпадает с целью – созданием каждому дошкольнику всех условий для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Путь к достижению цели – накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание.

Основным лейтмотивом ФГОС ДО является переход от монологической педагогики к дилогической: ребенка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии ребенка.

У детей необходимо «выращивать» способность и потребность самостоятельно находить решение, «добывать» необходимые знания. Поэтому отношение к обучению в схемах «знаю/не знаю», «умею/не умею», «владею/не владею», должно замениться на установки «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми должна быть направлена все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду:

§  Организация педагогического процесса в ДОУ на основе оптимального комфортного режима;

§  Развивающая предметно-пространственная среда как основа индивидуального подхода к ребенку;

§  Свобода детской инициативы как условие развития игровой деятельности;

§  Организация эффективного общения детей;

§  Культурно-досуговые праздничные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2016.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

старший воспитатель МБДОУ детский сад «Малыш», рп. Черемушки

 «Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

(в рамках Августовского совещания на тему: «Реализация ФГОС как средство достижения качественных показателей в образовании»)

В современных условиях основой модернизации дошкольного образования является переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми.

Но определенные стереотипы и тенденции образовательной практики не ориентируют педагогов на индивидуальный подход к ребенку и не предлагают разных способов общения с детьми. Практическая педагогика направлена на подготовку ребенка к школе. Основной целью педагогических усилий остается создание определенного объема знаний, умений и навыков, противоречащее развитию индивидуальности и приводящее к выравниванию возможностей детей. Ориентация на «среднего» ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким интеллектом тормозится, а дети с низким уровнем развития переживают неуспех.

Кроме того, современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. И если детский сад с этой задачей не справляется, они находят другие пути удовлетворения своих потребностей.

С целью данной проблемы разработан и реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата совпадает с целью – созданием каждому дошкольнику всех условий для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Путь к достижению цели – накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание.

Основным лейтмотивом ФГОС ДО является переход от монологической педагогики к дилогической: ребенка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии ребенка.

У детей необходимо «выращивать» способность и потребность самостоятельно находить решение, «добывать» необходимые знания. Поэтому отношение к обучению в схемах «знаю/не знаю», «умею/не умею», «владею/не владею», должно замениться на установки «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми должна быть направлена все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду:

  • Организация педагогического процесса в ДОУ на основе оптимального комфортного режима;
  • Развивающая предметно-пространственная среда как основа индивидуального подхода к ребенку;
  • Свобода детской инициативы как условие развития игровой деятельности;
  • Организация эффективного общения детей;
  • Культурно-досуговые праздничные традиции.

Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в детском саду, основная черта которой – психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому педагог должен как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. Это легко реализовать, организовав гибкий режим под условным названием «подвижное в неподвижном». Суть его в свободном распределении деятельности детей воспитателем в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого дошкольникам обучающего материала. Педагог сам выбирает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. При этом педагог обязан продумать стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность их жизни. Поэтому педагогу следует придерживать следующих правил:

Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремление узнавать новое, научиться новому;

  • Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;
  • Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит;
  • Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний;
  • Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности;
  • Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу);
  • Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программным материалом, этапом усвоения материала;
  • Обучать дошкольников в контексте их игровой и практической деятельности в процессе решения детьми проблемных задач;
  • Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях, чаще давать детям задания на догадливость;
  • Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач;
  • Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания.

Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно ориентированным. В его процессе создаются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. К ним относятся самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, воля.

Проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

  • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельность детей. С этой целью в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью.
  • Организация «зон приватности», т.е. отведение специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество. Большое значение придается организации экспозиций фотографий для детей и членов их семей, личных альбомов.
  • Предоставление права выбора.
  • Создание условий для моделирования и экспериментирования с различными материалами.
  • Полифункциональность использования помещений и оборудования (возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности);
  • Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Кроме того, при проектировании предметно-развивающей среды, нужно помнить, что у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: движение, общение и познание. И среда группы должна эти потребности удовлетворять.

Также нужно иметь в виду тот факт, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Существует две формы ее организации:

  • По инициативе ребенка (самостоятельные игры);
  • По инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной или воспитательной целью (обучающие, сюжетно-дидактические, подвижные и другие).

Именно игры, инициированные самими детьми, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления, связанного с жизненным опытом ребенка, - его реальными переживаниями и впечатлениями. Самодеятельная игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Важнейшее педагогическое условие развития игровой деятельности – свобода детской инициативы.

Поэтому перед педагогом, руководящим развитием самостоятельной детской игры, встают следующие задачи:

  • Создание условий для возникновения и развития самодеятельных игр детей, обогащающих их жизненный опыт, игровую культуру;
  • Содействие обогащению содержания самодеятельных игр;
  • Содействие возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;
  • Предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственно и познавательно ценные сюжетные линии;
  • Развитие у детей способности к творчеству в игре, произвольности поведения; поощрение инициативности игровых замыслов;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды для самодеятельных игр;
  • Предоставление для игры удобного времени и места.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение.

Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Первая отличительная особенность контактов со сверстниками характеризуется их особенно яркой эмоциональной насыщенностью (с взрослыми более сдержанный эмоциональный характер общения). Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, отсутствии жестких норм и правил (с взрослыми ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз, речевых оборотов). Третья особенность – преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстниками ребенку важнее высказаться самому, чем слушать другого. Общаясь же с взрослыми, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Четвертое отличие состоит в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функции. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, ведь именно взрослый очень много знает. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться.

Однако для полноценного развития ребенка необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.

В связи с этим воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции. В работе с детьми младшего возраста они таковы:

  • Считать общение со взрослым основным для ребенка источником развития языка, речи, источником интересной познавательной информации; быть для ребенка приятным собеседником;
  • Налаживать общение с ребенком на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, - о событиях из личной жизни дошкольника, об интересующих его предметах и явлениях, об объектах живой и неживой природы;
  • Стимулировать инициативные высказывания детей, обращения к взрослому с просьбами и предложениями;
  • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, игрушек, картин, иллюстраций, привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок; строить высказывания, состоящие из двух-трех предложений;
  • Помогать ребенку налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия.

В средней группе воспитатель, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, помогает каждому ребенку:

  • Налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстником в самодеятельной сюжетно-ролевой игре;
  • Активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в словотворчестве, вопросах о названиях и назначении предметов.

В отношении старших дошкольников нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, моделированием; развивать у детей воображение и творческое начало;
  • Обращать особое внимание ребенка на общение со сверстниками, учить пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими – с учетом конкретной ситуации;
  • Поддерживать зарождение в недрах диалогического общения новой формы речи – монолога (короткого рассказа), возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими знаниями об окружающем;
  • Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.

Воспитателю необходимо слышать и корректировать речь детей не только на речевых занятиях, но и во всех видах детской деятельности (как совместной с педагогом, так и самостоятельной): помогать подбирать нужное слово и правильно произносить его, следить за логичностью объяснений и рассуждений, а также коммуникативной целесообразностью высказывания.

В непосредственно образовательной деятельности и в ситуациях каждодневного общения речь воспитателя выступает фактором развития речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон:

  • Содержательность (о чем и сколько говорит, сообщает детям);
  • Безупречная правильность формы (как говорит);
  • Возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Стиль и манера общения воспитателя с детьми во многом своеобразны и складываются из многих субъективных факторов.

Необходимо:

  • Планируя характер деятельности в течение дня, воспитателю продумать наиболее целесообразные формы общения;
  • Каждое обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры;
  • Не переносить на детей свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом;
  • В течение дня не забыть приласкать каждого ребенка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и также проводить вечером;
  • Предпочтительным стилем общения сделать партнерский стиль общения.

Одна из сторон жизнедеятельности ребенка в детском саду должна быть направлена на организацию культурно-досуговых праздничных традиций.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны (праздники, развлечения, коллективные творческие дела). Все они являются неотъемлемой частью жизни детей в ДОУ и играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольника.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155);

2. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Программа «Комфорт» - индивидуальный подход к ребенку. – М.: издательский центр «Академия», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (семинар для педагогов в ДОО )

Материал раскрывает понятие "Личностно - ориентированной модеои общения взрослого с ребенком", прописаны упражнения помогающие педагогам прочувствовать смысл понимания личности ребенка (Обраб.Михайлов...

«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».

Консультация для воспитателей:«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно...

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...

Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"

Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....