Консультации для педагогов
консультация
В помощь начинающим педагогам...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_no_307_intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.docx | 45.02 КБ |
mbdou_no_307_top-10_igr_s_pugovitsami.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОННАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Графина Т.В.
МБДОУ № 307, г. Красноярск
Речь является важным средством самовыражения ребёнка. Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Выразительность речи позволяет дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и в художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.
Что же это такое, интонационная выразительность речи?
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
Мелодика – движение голоса по высоте
Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.
Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечного согласного или целого слога, гласных и согласных внутри слова, звучании «сквозь зубы» при нормальном изолированном произнесении звуков. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность, также про «проглатываются» окончания слов. Замедленный темп делает речь монотонной, при этом снижается ее выразительность.
Орфоэпия – раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Отклонения от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо уже с ранних лет, и речь взрослого (педагога, родителей) должна служить образцом для подражания.
Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но, с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной тренировки), - процесс управляемый. Существует несколько видов физиологического дыхания. Наиболее правильным из них является диафрагмальное дыхание, его используют как основу речевого дыхания. Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает; речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится произвольным.
Говоря о развитии выразительности речи у детей, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
- Естественная выразительность повседневной детской речи
- Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.
Но, не у всех детей речь развита одинаково и соответственно выразительна. Ограниченные интонационные возможности дошкольников характеризуются рядом особенностей:
- недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
- нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
- нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
- трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
- нарушения мелодического компонента интонации;
- нарушения темпо-ритмической организации высказывания.
Возникает вопрос: можно ли научить выразительно говорить и читать произведения всех детей? Нельзя не замечать, что есть дети способные и неспособные. Современная психология считает способности не врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развития. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности. Опираясь на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, мы должны понимать, что развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, это одна из составляющих структурной единицы, представляющей речевое развитие. Следовательно, нужно обучать выразительному чтению стихотворений всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.
Работа по формированию интонационной выразительности речи детей предполагает:
- Развитие дыхания – выработка диафрагмального типа дыхания, дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, развитие речевого дыхания.
- Развитие голоса – сила и высота голоса.
- Работа над темпом и ритмом речи.
- Работа над четкостью дикции и интонационной окрашенностью речи.
Эта работа должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. В дошкольном учреждении должна быть создана среда, активно требующая от ребенка речевой деятельности. Задача педагогов – ежедневно создавать коммуникативные ситуации, маленькие задачи, решить которые ребенок сможет, опираясь на свой речевой опыт и одновременно расширяя его в процессе деятельности.
В своей педагогической деятельности мы используем различные игры и игровые упражнения, которые помогают в работе с детьми над развитием интонационной выразительности речи. На основе предлагаемых исходных вариантов педагог может придумать множество вариаций, используя другие тексты, несколько изменяя условия. Знание возрастной психологии помогает выбрать игру, соответствующую уровню развития воспитанников.
Их условно можно разделить на несколько групп, в зависимости от задач, на решение которых направлены эти игры:
- Игры на изменение силы голоса
- Игры на развитие дыхания
- Игры на развитие темпа речи
- Игры на развитие умения делать паузы
- Игры на изменение тембра голоса
- Игры на развитие мимики и пантомимики.
Данные игры представлены в Приложении 1 «ТОП-20 игр для формирования интонационной выразительности речи дошкольников».
Особое место в нашей педагогической практике по формированию интонационной выразительности речи занимают стихи-диалоги.
Стихотворные диалоги помогут детям не только расширить знания об окружающем мире, улучшить мыслительную деятельность, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием. Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку – значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым. Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т.п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.
Систематическое использование игр и упражнений по развитию и формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста позволило добиться следующих результатов:
- дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса,
- могут передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи,
- легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их,
- могут слушать собеседника, завершать разговор,
- дети становятся постоянными участниками конкурсов чтецов разного уровня.
Приложение 1.
«ТОП – 20 игр
для формирования интонационной выразительности речи дошкольников».
(Из опыта работы МБДОУ № 307)
Игры на изменение силы голоса.
- Игра «Угадай, кто кричит».
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
- Игра «Угадай, близко или далеко поезд».
Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.
Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.
Краткое описание:
Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)
Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.
Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).
- Игра «Громко — тихо».
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
- Игра « Не разбуди Катю».
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.
- Игра «Перекричи водопад».
Цель: отрабатывать умение говорить громко и четко.
В нее можно играть с самыми маленькими дошкольниками.
Краткое описание: Воспитатель расставляет двух детей на значительном расстоянии друг от друга: они находятся по разные стороны водопада.
Воспитатель знакомит первого участника с ситуацией. Например, первый участник – житель маленького селения, в котором нет никаких средств связи. Он прибежал на берег, чтобы докричаться до жителя другого селения, в котором живет врач. Переправа через реку займет много времени, а в поселке заболели люди, нужен врач. Он просит прислать врача. Чтобы сосед его услышал и понял, он должен очень громко и четко прокричать свою просьбу.
Затем в ситуацию вводится второй участник, но ему не сообщается, о чем именно его будет просить сосед. Он передаст своему племени то, что услышит.
Остальные дети изображают шум водопада.
В каждом новом случае воспитатель изменяет ситуацию, чтобы никто из играющих заранее не знал, о чем его будут просить.
Игры на развитие дыхания
- Игра «Пускание корабликов».
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звукаф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
- Игра «Чья птичка дальше улетит?».
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:
На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
- Игра «Бабочка, лети!».
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Игры на развитие темпа речи.
- Игра «Поговорим быстро».
Название этой игры уже говорит о том, что в ее основе – русские скороговорки. О пользе скороговорок для формирования хорошей дикции мы уже говорили. Воспитатель, зная особенности речи своих воспитанников, может подобрать с помощью логопеда скороговорки для каждого ребенка.
Цель игры: формирование и совершенствование речевого аппарата, в частности артикуляционных умений дошкольников.
В эту игру дети могут играть с 4 лет.
Краткое описание: Начинает игру воспитатель, произнося скороговорку несколько раз. Затем он предлагает детям повторить за ним медленно отдельные синтагмы. Так дети запомнят скороговорку. Далее они произносят скороговорку по очереди, каждый должен постараться хоть немного, но увеличить темп речи по сравнению с предыдущим участником. Конечно, учитывается безошибочное произнесение. Выигрывает тот, кто быстрее всех и не ошибившись произнесет скороговорку.
Варианты скороговорок:
1. Баран Буян залез в бурьян.
2. У ежа и елки иголки колки.
3. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.
4. У осы не усы, не усищи, а усики.
5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
6. На дворе трава, на траве дрова.
7. Наш Полкан попал в капкан.
8. Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
9. Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
- «Мышка и черепаха».
Уточнить с ребенком, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложить «пробежать» пальчиками по столу быстро – быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложить прошлепать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова « шлеп, шлеп, шлеп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.
- «Поехали, поехали»
Дети взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: « Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».
Игры на развитие умения делать паузы.
12. «Мы шагаем на парад».
Дети произносят текст и маршируют, делая шаг на каждый слог. Когда текст выучен, предложить детям маршировать, но вслух произносить только первую и третью строки. Затем можно произносить вслух половину строки, а концовку – про себя.
Раз, два, три, четыре.
Мы шагаем по квартире
Выше ногу, тверже шаг,
Мы шагаем на парад!
13. «По очереди».
Для этой игры специальная подготовка не нужна. Предложить ребенку по очереди произносить вслух фразы любимого стихотворения. Когда ребенок усвоит правила, можно предложить ему одному рассказать стихотворение, чередуя фразы «вслух» и « про себя»
Игры на изменение тембра голоса.
14. «Шурум-бурум».
Водящий загадывает какое ни будь чувство, а затем, отвернувшись от игроков и произнося только слова « шурум – бурум», с помощью интонации, показывает задуманное им чувство. Участники игры должны определить это чувство. Угадавший становится водящим.
15. Игра «Произнеси по-разному».
В этой игре отрабатываются как произношение звуков, так и интонационные модели. Она будет полезна детям 5 – 7 лет.
Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию воспитателя или водящего ребенка произносят с определенной интонацией.
Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, так и не перепеленала.
Интонационные модели:
1. Удивление. Воспитатель говорит ребенку: “Ты увидел то, что делает перепелка, и это тебя очень удивило: расскажи об этом, передав свое удивление”. Подобная установка дается каждый раз. Дети по очереди произносят скороговорку, а воспитатель дает им советы.
2. Досада.
3. Тревога.
4. Обида.
5. Гнев.
6. Презрение.
7. Любопытство.
8. Сожаление.
9. Страх.
10. Ужас.
В этой игре очень важно настроить детей: ребенок только тогда найдет верную интонацию, когда вспомнит из своего личного опыта ситуацию, в которой он испытывал аналогичные чувства. Если детям плохо понятны значения слов, обозначающих чувства, то необходимо разъяснить их, используя конкретные жизненные примеры. Советы воспитателя и должны помочь ребенку вспомнить, как он сожалел, как радовался, досадовал или даже гневался (сердился).
Произносить по-разному можно не только скороговорки, но и просто слова и простые предложения.
16. Игра «Нарисуй словами».
В этой игре развивается воображение детей и формируется умение находить необходимый интонационный рисунок для передачи своего видения предмета и своего к нему отношения. Мы рекомендуем ее для детей старшего дошкольного возраста.
Материалом для игры могут стать стихотворения для детей, а также сочиненные детьми и воспитателем тексты. Главное условие для выбора материала – отсутствие в тексте прямого описания предмета (предметов), один-два эпитета или метафоры, выражающих отношение говорящего к этому предмету. Например, стихотворение В. Орлова “Делёж”.
Король на всех делил пирог:
Кому-то – лакомый кусок,
Кому-то – крошек малость,
Кому-то – запах от него,
Кому-то – вовсе ничего,
Кому-то – что осталось.
(В. Орлов. “Делёж”)
Стихотворение заучивается наизусть в ходе игры. Условия таковы, что каждый участник произносит по одной строчке и передает интонационно, что он видит и какое впечатление это у него вызывает.
Так, пирог, конечно, большой, красивый, ароматный, вкусный, его так и хочется съесть, если не весь, то хотя бы попробовать кусочек. Все эти чувства нужно вложить в одно слово – пирог.
Следующее ударное существительное – кусок. У него есть эпитет лакомый, выражающий отношение говорящего. Но нам нужно не только передать его вкус и аромат, но и размер (не кусочек, а кусок).
Следующее словосочетание – крошек малость. Представьте себе, что осталось после пирога, когда его разделили на лакомые куски: как мало, как несправедливо, но как вкусно!
А дальше говорится о том, чего и увидеть, казалось бы, нельзя – можно только ощутить запах, который витает, – и опять целая гамма чувств: аромат превосходный, если его вдохнуть поглубже, то можно ощутить даже вкус того чудного пирога, вообразить его. Но как быстро запах исчезает!
А как выглядит ничего! И что чувствует человек, которому это ничего досталось? Разочарование, обида должны прозвучать в голосе.
И финальная строчка – загадка: что осталось от пирога, который съели? Что может быть меньше, чем ничего? Конечно, в этой фразе звучит горькая ирония.
17. Игра «Веселые стихи-диалоги».
Стихи-диалоги занимают особое место в педагогической практике по формированию интонационной выразительности речи.
Стихотворные диалоги помогут детям не только расширить знания об окружающем мире, улучшить мыслительную деятельность, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.
Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку – значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым. Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т.п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.
КИСОНЬКА – МУРЫСОНЬКА.
Кисонька - мурысонька,
ты где была?
На мельнице.
Кисонька - мурысонька,
что там делала?
Муку молола.
Кисонька - мурысонька,
что из муки пекла?
Прянички.
Кисонька - мурысонька,
с кем прянички ела?
Одна.
Не ешь одна, не ешь одна
ЗАЯЦ
Г. Сапгир
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.
ОБНОВКА
-Кто купил в горошек ситец?
-Папа — вот кто.
-Сшила что за мастерица?
-Мама - вот кто.
-Кто и обновку нарядился?
-Маша - вот кто.
МЕДВЕДЬ
Г. Виеру
- Ты куда идешь, медведь?
- В город елку присмотреть.
- А зачем тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В дом возьму к себе, в жилье.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
18. Подвижные игры с готовыми диалогическими текстами.
Подвижная игра «Гуси-лебеди», обучающая детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.
На другой – волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:
- Гуси – гуси! - Га – га – га.
- Есть хотите? - Да – да – да.
- Гуси – лебеди! Домой? Серый волк под горой!
- Что он там делает? - Рябчиков щиплет.
- Ну летите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.
Игры на развитие мимики и пантомимики.
19. «Мимический кубик»
Для игры понадобится кубик со схематическими изображениями эмоций, зеркало для ребенка.
Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
20. «Подслушанный разговор»
На картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.
Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А Сухомлинский
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. У многих детей недостаточно сформированы сенсорные эталоны. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Одним из главных средств развития моторики рук и сенсорных эталонов служат игры с предметами.
Вокруг каждого ребенка есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они могут влиять на развитие детей. Предмет, который можно использовать для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов – пуговица. Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть масса фантастически захватывающих особенностей...
Играя с пуговицами ребенок: Расширяет знания об окружающем мире Учится классифицировать по цвету, форме, величине Развивает мелкую моторику рук Учится вести диалог Проявляет свою фантазию, творческие способности, инициативу Учится работать в коллективе, быть усидчивым, доводить начатое дело до конца.
Манипуляции с пуговицами: не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.
Правила безопасности Ребенок во время таких занятий должен находиться ВСЁ ВРЕМЯ под присмотром ВЗРОСЛОГО!
ТОП -10 игр с пуговицами д ля развития мелкой моторики и формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
1. «Цепочка»
2. «Пуговичная фантазия»
3. «Краски художника»
4. «Раскрась рисунок»
5. «Бусы»
6. «Продолжи ряд»
7. «Копилка»
8. «Волшебный цветок»
9. «Большой, средний, маленький»
10. «Подбери по форме»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...