Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)
материал (младшая группа)
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika.docx | 337.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по тестопластике
«Соленое тесто»
(3-4 года)
Пояснительная записка
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техник лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в
Пространственно – пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Ученые, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Актуальность
Детьми в младшей группе обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Процесс лепки происходит совместно с игрой. Изготовленные изделия из соленого теста стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Цель
Развить мелкую моторику пальцев и творческие способности детей в процессе создания поделок из соленого теста.
Задачи
Обучающие:
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики;
- Формировать умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
- Формировать умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);
- Формировать умение основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, катание);
- Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- Формировать умение создавать плоские и объемные поделки;
- Формировать у детей следующие умения и навыки: умение лепить из соленого теста различные предметы (овощи, фрукты, животных, украшения и т. д.); умение украшать вылепленные изделия методом налепа, углубленного
рельефа, а также дополнительными элементами из природного и бросового материала; умение расписывать изделие краской; навыки работы со стеками;
навыки аккуратной лепки и росписи;
- Формировать учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);
- Формировать учить детей создавать оригинальные образы из 2–3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- Развивать умение синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук);
- Развивать умение соизмерять нажим ладоней на комок теста;
- Развивать изобразительную деятельность детей;
- Развивать интерес к процессу и результатам работы;
- Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
- Обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, развивать у него познавательные и творческие способности.
Новизна
Отличительная особенность тестопластики – использование нестандартного материала для работы.
Методы
- Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция;
- Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия); показ выполнения работы (частичный, полностью); работа по технологическим картам;
- Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей: математикой; развитием речи; художественной литературой.
Принципы
- Принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- Принцип развивающего характера художественного образования;
- Принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Способы лепки
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приемы лепки
-«Скатывание» – положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получить шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым;
-«Раскатывание» – прием, который позволяет превратить шарик из теста в яйцо или цилиндр. Для этого надо скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать его в цилиндр. А форма яйца получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и начать выполнять раскатывание;
- «Разминание» - надавливание руками и пальцами на кусочек теста;
- «Отщипывание» - отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.
Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его;
- «Прищипывание» – такой прием применяют, когда надо придать определенную форму поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Соединенными пальцами надо захватить немного теста и выделить его, придавая нужную форму;
- «Оттягивание» – похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формируют новый элемент или деталь;
- «Заглаживание» – применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек теста;
- «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать;
- «Сплющивание» - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
- «Разрезание» – разделение теста (бруска) стеком или резачком на отдельные куски.
Что должен уметь ребенок второй младшей группы
к концу первого года обучения
- отделять от большого куска комочки;
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединение в виде кольца;
- сплющивать между ладонями комок теста;
- расплющивание;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- использование стеки.
Структура занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физическая пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Методические рекомендации по организации занятий
При организации занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
- Не мешать ребенку творить.
-. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
- Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
- Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
- Поддерживать инициативу детей.
- Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Программа рассчитана на 2 года, возраст детей на которых рассчитана программа 3 – 4 года, 4 – 5 лет.
Режим работы образовательной деятельности: 2 раз в неделю, во вторую половину дня, с сентября по май. Длительность составляет: 1 академический час.
Количество часов: 36.
Методические приемы
- показ технологических приемов;
- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;
- игровые приемы (приход героя и др.);
- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Дидактический материал
- аудиозаписи, видео, презентации;
- использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты);
- использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение
- мука, соль, вода, клей ПВА, гуашь, доски для лепки, палитра, салфетки, тарелочки, цветной картон, белый картон, мешковина, ножницы, простой карандаш, восковые мелки, палитра, непроливайки, лак;
- фартуки;
- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, ракушки, пуговицы, крупа, семена подсолнуха, кусочки меха, сосновые и еловые шишки, орехи, нитки, веревочки, кисти и др.);
- инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров, пресс для чеснока, зубная щетка, формочки, расческа и др.).
Форма работы
Совместная деятельность педагога с детьми.
Учебный план на 2021 -2022 учебный год
вторая младшая группа (3 – 4 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Содержание |
Сентябрь | 3 | «Знакомство с соленым тестом. Колобок» | Формировать умение отщипывать кусок теста, катать между ладошками – получаем шарик, с помощью бисера делаем глазки и носик |
«Цветок» | Формировать умение отщипывать кусок теста, катать между ладошками – получаем шарик | ||
4 | «Гусеничка» | Упражнять в умении раскатывать шар между ладошками, затем соединять между собой | |
«Гусеничка» | Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | ||
Октябрь | 1 | «Пирамидка» | Формировать умение раскатывать длинные колбаски из куска теста и соединять их в кольцо |
«Фрукты на тарелке» | Формировать умение лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Закрепить умение передавать форму фруктов (овальную, круглую), используя разнообразные приёмы лепки (прищипывание, вытягивание) | ||
2 | «Фрукты на тарелке» | Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | |
«Разноцветные бусы» | Формировать умение детей катать между ладонями бусинки и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстий. Развивать внимание. | ||
3 | «Разноцветные бусы» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | |
«Мышка» | Формировать умение лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа, заостренную мордочку, бусинки – глазки, семечки – ушки, ниточка – хвостик. Развивать чувство формы. | ||
4 | «Сыр» | Формировать умение лепить сыр на основе треугольной формы, с помощью колпачков от фломастера сделать «дырочки в сыре». Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | |
«Ежик» | Формировать умение лепить ежика на основе овала – туловища, украшать тело ежика иголками (семечками подсолнуха) | ||
Ноябрь | 1 | «Осеннее дерево» | Катаем комочки овальной формы и приплющиваем их – листочки. Выбор цвета теста. |
«Осеннее дерево» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
2 | «Грибы в корзине» | Формировать умение раскатывать небольшой кусок пластилина между ладонями прямыми движениями в виде колбаски; раскатывать небольшой кусок пластилина, круговыми движениями превращая его в шар, сплющивать, в форму монетки и концы приплющивать, придавая форму гриба | |
«Грибы в корзине» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
3 | «Ягоды на ветке» | Формировать умение отщипывать от целого куска теста небольшие кусочки, формируя шарики – ягодки, приклеивать в нужное место аппликации, формируя овальной формы и приплющиваем их – листочки | |
«Рамка для фотографии» | Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф). Продолжать формировать умение создавать узор стекой | ||
4 | «Чаепитие» | Продолжать формировать умение отщипывать небольшие кусочки пластилина. Учить раскатывать шарик, столбик. Создавать предметы округлой формы, освоить прием вдавливания и вытягивания | |
«Чаепитие» | Продолжать формировать умение отщипывать небольшие кусочки пластилина. Учить раскатывать шарик, столбик. Создавать предметы округлой формы, освоить прием вдавливания и вытягивания | ||
Декабрь | 1 | «Снеговик» | Формировать умение делить кусок на три разные части, раскатывать тесто между ладонями и на доске круговыми движениями три шара (большой, средний и маленький, приплюснуть, соединить части, делать «налеп» на форму из картона |
«Елка» | Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа). Формировать умение скатывать шарики из теста, налеплять их на готовую форму из картона, создавая образ новогодней ёлки | ||
2 | Композиция «Снеговик возле елки» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | |
«Снежинки» | Формировать умение раскатывать комок теста в пласт – скалкой и вырезать из него с помощью формочек различные снежинки. Формировать умение раскатывать тесто в жгут, выкладывая на трафарет. Продолжать формировать умение пользоваться кистью и гуашью | ||
3 | «Новогодняя игрушка» | Формировать умение раскатывать комок теста в пласт – скалкой и вырезать из него с помощью формочек различные фигурки | |
«Новогодняя игрушка» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
4 | «Новогодняя елка» | Формировать умение раскатывание жгутиков из теста зелёного цвета и прикрепление к стволу | |
«Украсим новогоднюю елку» | Продолжить формировать умение учить раскатывать из цветного теста и делать колечки, составлять из них гирлянду | ||
Январь | 1 | «Зимняя сказка» коллективная работа | Продолжить формировать умение раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев, выкладывать веточки на кронах деревьев |
«Сова» | Формировать умение раскатывать комок теста в пласт – скалкой. Формировать умение делать отпечатки | ||
2 | «Сова» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью. Формировать умение раскатывание жгутиков, шаров из теста | |
«Домик» | Формировать умение раскатывать комок теста в пласт – скалкой. Формировать умение делать отпечатки | ||
3 | «Домик» | Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью. | |
«Варежки» | Формировать умение раскатывать комок теста в пласт – скалкой. Формировать умение делать отпечатки | ||
4 | «Овечка» | Формировать умение раскатывание жгутиков, шаров из теста. Формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | |
«Самолет» | Формировать умение раскатывание овала, растягивание теста по картону | ||
Февраль | 1 | «Ладошка- осьминожка» | Формировать умение раскатывание шаров, овала, делать отпечатки. Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью |
«Валентинка» | Закреплять приемы лепки, освоенные на предыдущих занятиях: придавливание с легким оттягиванием приплюснутого шара. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором из бусин | ||
2 | «Подарок для папы» | Формировать умение раскатывание шаров. Закреплять умение пользоваться формочками. Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Подарок для папы» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
3 | «Птичка» | Формировать умение раскатывание шаров, овала. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Пироги для бабушки» | Формировать умение раскатывание шаров, овала | ||
4 | «Кошка» | Формировать умение раскатывание шаров, овала. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Кошка» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
Март | 1 | «Мимоза» | Формировать умение раскатывание шаров, столбиков. Отрабатывать умение работать со стекой, делать отпечатки |
«Мимоза» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
2 | «Жаворонок» | Формировать умение раскатывание столбик между ладонями. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Мишка косолапый» | Формировать умение раскатывание шар, овал. Отрабатывать умение работать со стекой | ||
3 | «Весна пришла» | Продолжать формировать умение раскатывание шар, овал, жгутики, столбики. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Весна пришла» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
4 | «Клоун» | Формировать умение раскатывание столбики. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Клоун» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
Апрель | 1 | «Зайка» | Продолжать формировать умение раскатывание шар, формировать из него овал, диск |
«Морковка и капуста для зайки» | Продолжать формировать умение раскатывание конуса. Отрабатывать умение работать со стекой | ||
2 | «Космос» | Формировать умение работать скалкой. Продолжать формировать умение пользоваться стекой | |
«Космос» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
3 | «Пасхальная корзина» | Продолжать формировать умение раскатывание шар, яйца, круг, жгут. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Пасхальная корзина» | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
4 | «Портрет» | Продолжать формировать умение раскатывание шар, круг, жгут. Отрабатывать умение работать со стекой. Познакомить с работой пресса для чеснока. | |
«Цыпленок» | Отрабатывать умение раскатывать шар, круг, жгут. Отрабатывать умение работать со стекой. | ||
Май | 1 | «Подсолнух» | Отрабатывать умение раскатывать шар, круг, жгут. Отрабатывать умение работать со стекой. |
«Подсолнух» | Отрабатывать умение пользоваться кисточкой и гуашью | ||
2 | «Рыбка» | Отрабатывать умение раскатывать шар, делать вытягивание. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Черепаха» | Отрабатывать умение раскатывать шар, жгутики, столбики, делать вытягивание. Отрабатывать умение работать со стекой | ||
3 | «Бабочка» | Отрабатывать умение раскатывать шар, жгутики, столбики, делать вытягивание. Отрабатывать умение работать со стекой | |
«Лето» | Отрабатывать умение раскатывание шар, овал, жгутики, столбики. Отрабатывать умение работать со стекой | ||
4 | «Лето» | Отрабатывать умение пользоваться кисточкой и гуашью | |
«Божья коровка» | Продолжать учить детей скатывать из соленого теста шарики круговыми движениями ладоней, продолжать учить детей наносить тесто на картон пальчиками рук |
Содержание
Сентябрь
«Колобок»
Оборудование: соленое тесто (желтого цвета), доски для лепки, стеки, салфетки, бусинки, фартук.
Ход: Кладем тесто на ладошку и скатываем кругообразными движениями ладоней в шарики. С помощь бусинок делаем глазки. Отщипываем от большого куска маленько теста, скатываем его в шар – получился нос.
«Цветок»
Оборудование: соленое тесто (желтого, красного, синего цвета), доски для лепки, стеки, салфетки, деревянные шпажки, бусинки, фартук, скакан с водой, кисточки.
Ход: Делим кусочки на большой и маленький. Берем маленький кусочек желтого теста, кладем тесто на ладошку и скатываем кругообразными движениями ладоней в шарики, расплющиваем его, а из большого синего кусочка скатываем шесть шариков. Приклеиваем их к желтой серединке с помощью воды, немного сплющиваем. Деревянной палочкой наносим отпечатки на лепестки. Украшаем середину бусинками.
«Гусеничка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, стакан с водой, кисточки, бусины, зубочистки, салфетки матерчатые, салфетки бумажные, листок из бумаги.
Ход: Лепить мы начнём с головы. Берём большой кусочек теста, кладём его на ладонь другой накрываем и круговыми движениями катаем колобок. Полученный шарик кладём на листочек. Затем берём маленький кусочек теста катаем круговыми движениями, чтобы получился ещё один колобок (нужно 3 шарика). Так же кладём на листочек. Соединяем все шарики вместе. Макаем пальчик в воду и край шарика смазываем водой. Затем нужно скрепить все шарики друг с другом. Затем с помощью бусинок делаем глазки.
Можно сделать для гусеницы шляпу: берём маленький кусочек теста, кладём его на ладонь другой накрываем и круговыми движениями катаем колобок, слегка приплюснув его, берём другой кусочек теста, кладём его на ладонь другой накрываем и круговыми движениями катаем колобок, приплюснуть его пальцами, сделать блинчик. Затем скрепляем с помощью вода, получаем цилиндр.
Из большого куска теста делаем «полянку», расплюснув тесто в пласт, с помищью стеки сделать полоски – «трава».
Вылепленную гусеницу с помощью воды или клея «ПВА» «селим» на полянке (лепёшка из теста) и как следует просушиваем
«Гусеничка» раскрашиваем.
Оборудование: заготовка гусеничка, гуашь, кисточки, вода, салфетки, палитра.
Ход:. Для раскрашивания поделок из теста я использую краску «Гуашь». Сначала гусенице раскрашиваем шляпку, затем саму гусеницу любым цветом. Черной краской рисуем гусеницам реснички. Красной краской раскрасим ротики. Декорируем тельца гусеницам – рисуем цветочки, точки, полосочки и тому подобное. Украшаем гусенице головной убор. Белой краской ставим гусеничкам зрачки. Полянку раскрашиваем зелёным цветом.
Октябрь
«Пирамидка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, стакан с водой, кисточки, салфетки матерчатые.
Ход: Берем самый больной кусочек теста – белого цвета, из него мы будем делать основание нашей пирамидки. Разминаем, кладем на дощечку, накрываем ладошкой, делаем шарик. Шарик получился, кладем шарик на дощечку, накрываем ладошкой, делаем – лепешку.
Приступим к лепке колечек. Первое кольцо – самое большое. Берем самый большой кусочек теста – красного цвета. Кладем на дощечку, делаем колбаску, соединяем концы. Получилось самое большое колечко для нашей пирамидки. Положили колечко на край доски.
Следующее колечко поменьше, берем тесто – синего цвета. Кладем на дощечку, делаем колбаску, соединяем концы. Получилось колечко поменьше для нашей пирамидки. Положили рядом с красным колечком на край доски.
Самое маленькое колечко – желтого цвета. Кладем на дощечку, делаем колбаску, соединяем концы. Получилось маленькое колечко для нашей пирамидки. Положили рядом с синим колечком на край доски.
Лепим вершину. Берем тесто, зеленого цвета, кладем на дощечку, делаем шар.
Собирать пирамидку. Склеиваем с помощью воды и кисточки.
«Фрукты на тарелке»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, стакан с водой, кисточки, салфетки матерчатые, картон.
Ход: Начнем с корзины. Сначала скатаем в ладошках большой ровный шар из теста. Теперь сделаем из него колбаску, катая по столу. Она должна получиться одного диаметра по всей длине. Сложим из нее корзинку. Получается своеобразная круглая рамка. Придавим ее дощечкой, чтобы она сплющилась. Это будет сама корзина и ручка. Линейкой или ножом делаем на тесте углубления в виде полосок. Так наша корзина приобретет рельеф и будет выглядеть, как плетеная. Делаем фрукты из скатанных шариков теста. У нас будут лежать в корзине груши, яблоки. Яблоки делать просто, они практически круглые, надо только сделать углубления сверху и снизу. Грушу нужно немного вытянуть наверх и также сделать ямки. Не забудьте о черенках. Теперь осталось приклеить фрукты на корзинку из теста с помощью вод, чтобы казалось, будто они лежат в корзине. Лепестки делаем из тонких пластинок теста. На листочках рисуем прожилки с помощью стеки. Каждую фигурку приклеиваем с помощью воды на картину.
«Фрукты на тарелке» раскрашивание
Оборудование: Заготовка «Фрукты на тарелке», гуашь, кисточки, палитра, непроливайки, салфетки.
Ход: Раскрашиваем с помощью красок (гуашь) Наносить краски следует аккуратно, стараясь не вылезать за границы цвета.
«Разноцветные бусы»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, палочки.
Ход: Кладем тесто на ладошку и скатываем кругообразными движениями ладоней в шарики, с помощью палочки делаем отверстие в середине шарика. По желанию можно бусинкам придать разную форму.
«Разноцветные бусы» раскрашивание
Оборудование: Заготовка «Разноцветные бусы», краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки, нитка.
Ход: Раскрасить бусинки по желанию и насадить на нитку.
«Мышка»
Оборудование: Соленое тесто серого цвета, стеки, семечки для ушек, бусинки для глаз и носа, веревочка для хвоста, стеки, доски для лепки.
Ход: Комочек теста раскатываем в ладонях, круговыми движениями ладоней. Один конец слегка раскатываем ладонями. Пальцами сделаем кончик не таким острым – это мордочка. Вытягиваю пальцами острую мордочку; прикрепляю глазки из бусинок, ушки из семечек и хвостик из веревочки.
«Сыр»
Оборудование: Соленое тесто желтого цвета, колпачки от фломастева, коктельные трубочки.
Ход: Скатаем шар, придадим форму капли, расплющим его и сделаем дырочки с помощью коктейльной трубочки и положим на картонку.
«Ежик»
Оборудование: Соленое тесто, семечки подсолнуха, бусинки, пресс для чеснока, непроливайки, кисточки.
Ход: Скатываем шар, немного удлиняем, с одной стороны вытягиваем мордочку. Скатываем очень маленький шарик для носика. И прилепляем его на мордочку, с помощью воды и кисточки. Иголки ежику, прикрепив на его спинку семечки подсолнуха. Для глазок используем бусинки.
По желанию можно сделать гриб или яблоко для ежика
Ноябрь
«Осеннее дерево»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, кисточки, непроливайки с водой, основа картон.
Ход: С начало мы будем делать ствол дерева. Для этого нужно взять кусок теста и скатать его в шар между ладонями круговыми движениями, затем раскатать его между ладошками в столбик, нажимая на одну сторону мы получим конус. Конус – это ствол дерева. Прикрепляем ствол дерева к заготовке из картона. Из кусочков теста делаем колбаски – это ветки дерева. Прикрепляем ветки к стволу дерева с помощью воды.
Для того чтобы украсить крону дерева мы будем делать листочки. Снова нужно скатать маленькие шары, затем их раскатать между ладошками, нажимая на одну сторону для получения капелек, затем капельку нужно сжать между пальцев для получения листочков. С помощью стеки сделать прожилки на листочках. С помощью кисточки и воды, смачиваем места где будут находиться листочки водой и прилаживаем их, формируя красивую крону дерева.
«Осеннее дерево» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Осеннее дерево», краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки.
Ход: Раскрасить по желанию.
«Грибы в корзине»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, кисточки, непроливайки с водой, основа картон.
Ход: Для лепки корзинки раскатывается длинная колбаска или несколько колбасок, концы которых соединяются между собой. Днище и ручка корзинки лепятся отдельно. На донышко накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем. Сверху прикрепляется ручка.
Для грибов, берем кусок теста и раскатываем из него «колбаску». Это ножка гриба. Берем другой кусок теста и скатываем его в шар между ладонями – это шляпка гриба. Собираем гриб, ножку гриба смочить водой, что бы шляпка держалась.
«Грибы в корзине» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Грибы в корзине», краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки.
Ход: Раскрасить по образцу или желанию.
«Ягоды на ветке»
Оборудование: Соленое тесто (красного, коричневого, зеленого цвета), доски для лепки, стеки, кисточки, непроливайки с водой, основа картон, фартуки.
Ход: Ветку делаем из коричневого теста, раскатывая колбаску и немного изгибая, прикрепляем к картону. Ягоды, от большого куска красного теста отщипываем маленький кусочек, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываем. Прикрепляем ее к веточке и слегка прижимаем пальчикми. Для того чтобы украсить ветку мы будем делать листочки. Снова нужно скатать маленькие шары из зеленого теста, затем их раскатать между ладошками, нажимая на одну сторону для получения капелек, затем капельку нужно сжать между пальцев для получения листочков. С помощью стеки сделать прожилки на листочках. С помощью кисточки и воды, смачиваем места где будут находиться ягодки и листочки водой и прилаживаем их, формируя красивую ветку с ягодами.
«Рамка для фотографии»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, стакан с водой, кисточки, бисер, пайетки, ракушки, гуашь, формочки, салфетки матерчатые, загатовка рамки.
Ход: Изготавливать рамку будем с помощью техник «раскатывания» и «сплющивания».
Отделяем кусок теста, раскатываем в шар, прямыми движениями рук раскатываем с длинный валик. Слегка сплющим его и выложим на нарисованной рамке. Расправим, сгладим, замаскируем «швы».
Украсим рамки по желанию. Используем бисер, пайетки, ракушки, формочки для теста.
«Чаепитие»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, фартуки, кисти, непроливайки.
Ход: Кусок теста разделите пополам, у вас получится 2 одинаковых кусочка. Один для блюдца, другой для чашки. Затем от кусочка, из которого вы будете лепить чашку вам нужно отделить еще небольшую часть.
Затем из самой большой части вы скатаете шар и сплющите его между ладоней, у вас получится диск. Чтобы блюдце получилось красивое, тонкое вы аккуратно расплющите его двумя пальцами от центра к краям и немного приподнимите края вверх. У вас получится блюдце. Затем будите делать чашку. Для этого из части побольше скатаете шар и большим пальцем аккуратно вдавите внутрь, чтобы в чашке получилось углубление. Осторожно немного расплющите стенки чашки, чтобы она получилась тонкой. Ручку сделаю из оставшегося маленького кусочка. Раскатываем из него небольшой, тонкий столбик. Присоединю к верхней части чашки, изогну и примажу к нижней.
Поставлю чашку на блюдце, получилась чайная пара.
По желанию можно украсить узором.
Декабрь
«Снеговик»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, фартуки, кисти, непроливайки.
Ход: Кусок теста делим на 2 неравные части, катает два шара для снеговика, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываем. Прикрепляем ее к веточке и слегка прижимаем пальчиками. Затем соединяют шарики и доделываем детали (шляпу, руки, нос, глаза, шарф),
«Елка»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, фартуки, кисти, непроливайки, скалка, формочки «елка».
Ход: Раскатываем тесто в пласт толщиной 1-1,5см., с помощью формочки вырезают елочку. Украшают по желанию.
Композиция «Снеговик возле елки» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Снеговик» и «Елка», картон, краски, кисти, непроливайка, палитра, салфетки, фурнитура, клей ПВА.
Ход: С помощью клея ПВА, закрепляем «Снеговика» и «Елку» на картоне. Раскрасить по желанию. Украшают по желанию бисером, блесками.
«Снежинки»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, фартуки, кисти, непроливайки, скалка, формочки «снежинки», бисер, заготовки круги с нарисованной снежинкой.
Ход: Отщипываем от большого куска теста по небольшому кусочку и катаем жгутики между ладонями. После чего жгутики приклеивают к картону. В центр снежинки крепим бусину, а концы жгутиков указательным пальцем оттягиваем в стороны. При помощи стеки украшаем колбаски рисунком, делая небольшие поперечные надрезы.
Раскатываем тесто в пласт толщиной 1-1,5см., с помощью формочки вырезают снежинку. Раскрашиваем снежинки в голубой цвет с обеих сторон. Рисуем снежинку: проведем линию сверху вниз, затем слева направо. Затем с левого верхнего угла проведем до середины, а от середины вниз. Также с правого верхнего угла до середины и вниз. Затем нарисуем на основных лучах короткие лучики. Рисовать надо короткими штрихами сверху вниз, концом кисти.
«Новогодняя игрушка»
Оборудование: Соленое тесто, доски для лепки, стеки, фартуки, кисти, непроливайки, скалка, формочки, бисер, веревка, ножницы, коктельные трубочки.
Ход: Плоскостные игрушки. Раскатываем тесто в пласт толщиной 1-1,5см. С помощью формочки для теста делаем фигурки. Украшаем их по желанию узорами из соленого теста (шариками, полосками), можно сделать узоры стекой, отпечатки. С помощью коктельной трубочки сделать отверстие для веревки.
Объемные игрушки. Скатать из куска теста шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываем – может превратиться в разные ёлочные игрушки: мяч, яблоко, мандарин, ягодку, нарядный шар и т.д.. Конус может стать морковкой, шишкой, сосулькой. Спираль – закрученная колбаска – это улитка, бублик, крендель, цветок.
«Новогодняя игрушка» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Новогодняя игрушка», краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки, фартуки.
Ход: Раскрасить по желанию. Украшают по желанию бисером, блесками.
«Новогодняя елка»
Оборудование: Соленое тесто зеленого цвета, белый картон, картонная заготовка елочка, краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки, фартуки.
Ход: Вырежьте из белой плотной бумаги или картона треугольник нужного размера – основу под нашу ёлку. Отрывать куски от большого кома и лепить жгутики, скатывая между ладонями. Начните заклеивать жгутиками основу, начиная снизу с самых длинных. Лишнее по краю обрезайте при помощи стека для лепки. Для фона мы использовали белый картон, который раскрашиваем гуашью. Использовали темные оттенки, чтобы создать впечатление ночного неба. Готовую елочку приклеиваем на фон.
«Украсим новогоднюю елку»
Оборудование: Заготовка «Новогодняя елка», соленое тесто (желтого, красного, оранжевого, белого цвета), кисточки, непроливайки, салфетки, фартуки.
Ход: Отщипнем от большого куска белого теста небольшой кусочек. Скатываем из него длинные жгутики, скатывая между ладонями и сделаем из них снежный контур на ёлке и линию горизонта. Отщипываем от белого теста небольшие комочки и скатываем в шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываем, полученными кружочками — снежинками украшаем ночное небо. Из розового и жёлтого пластилина скатываем. Украшаем шариками ёлочку. Из желтого пластилина скатайте шар, придаем ему форму звезды. И украшаем ее вершину елки.
Январь
«Зимняя сказка» коллективная работа
Оборудование: Соленое тесто, кисточки, непроливайки, салфетки, фартуки, доски для лепки, стеки, картон темного цвета, восковые мелки, картинки диких животных, схемы лепки животных (зайца, медведя, лисы).
Ход: На картоне нарисовать мелком «зимний лес». Отщипнем от большого куска белого теста небольшой кусочек. Скатываем из него длинные жгутики, скатывая между ладонями. После чего жгутики приклеивают к картону, придавая силуэты деревьев, кустарников. По желанию детей из соленого теста слепить диких животных зимнего леса, по образцу, схемам лепки.
«Сова»
Оборудование: Соленое тесто, кисточки, непроливайки, салфетки, фартуки, доски для лепки, стеки, картон.
Ход: Раскатываем тесто и придаем овальную, вытянутую форму. Верхний край немного загибаем. Делаем клюв и глазки из бусинок или кусочка теста. Стекой делаем надсечки (над клювом и вокруг зрачка). Используя стеку, делаем насечки – перья. Из кусочка теста делаем крыло и с помощью стеки, делаем насечки – перья. Используя воду, приклеиваем крыло на туловище совы. Делаем лапки, приклеиваем. Приступаем к раскрашиванию.
Раскатать тесто круглой формы. Колпачком от фломастера сделать дуги (перья). Завернуть боковые края к середине. Завернуть верхнюю часть, формируя ушки совы. Делаем из маленьких кружочков теста глазки и используя стеки надрезы на крыльях. Приступаем к раскрашиванию.
«Сова» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Сова», краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки, фартуки.
Ход: Раскрасить по образцу.
«Домик»
Оборудование: Соленое тесто, кисточки, непроливайки, салфетки, фартуки, доски для лепки, стеки, картон, картинки домиков, стаканчики от йогурта, скалки.
Ход: Облепить стаканчик от йогурта тестом, раскатав тесто в пласт при помощи скалки. Кусочек теста скатываем в жгут между ладонями, показываем контур окна и двери, приклеиваем с помощью воды и кисточки. Скатываем шарики между ладонями круговыми движениями, приплюснуть пальцами, что бы получились блинчики – это черепица для крыши, укладываем черепицу.
«Домик» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Домик», краски, кисточки, непроливайки, палитра, салфетки, фартуки.
Ход: Раскрасить по образцу или своему желанию.
«Варежки»
Оборудование: Соленое тесто, кисточки, непроливайки, салфетки, фартуки, доски для лепки, стеки, картон с контуром варежки, варежки, скалки, формочки, бисер.
Ход: На картон-основу (на нарисованный контур варежки) налепляем тесто. Стекой подправляем края, чтобы было ровно, скалкой разглаживаем. Берем кусочек теста, раскатываем с помощью скалки, вырезаем снежинки, при помощи воды и кисточки приклеиваем ее к варежке. Делаем из теста резинку, с помощью стеки делаем полоски-узоры. Украшаем с помощью бусин. Можно раскрасить гуашью.
«Овечка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, непроливайки, кисточки, доски для лепки, металлические сита, фартуки, гуашь.
Ход: Берем небольшой кусочек теста, делаем шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываем, кладем на доску для лепки и ладошкой приплющиваем. Формируем овал, это будет туловище овечки. Делаем голову. Для этого отщипываем немного теста, делаем шарик и формируем голову путем вытягивания. Аналогично, из небольших кусочков теста делаем ушки. Приклеиваем с помощью воды и кисточки на туловище. Обратной стороной кисточки делаем на ушках небольшие углубления. Теперь делаем глазки (с помощью двух шариков), ротик (небольшого углубления). Далее из теста формируем маленькие шарики и приклеиваем их на голову (челка). Делаем хвостик. При помощи металлического сита делаем шерсть овечки. Скатываем 4 столбика и 4 шара (копыта). Склеиваем с помощью воды и кисточки. Разукрашиваем с помощью кисточек и гуаши.
«Самолет»
Оборудование: Соленое тесто зеленого цвета, картонные заготовки для крыльев, стеки, кисточки, непроливайки, фартуки, доски для лепки.
Ход: Из куска теста делаем шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываем, придаем форму овала. Вытяните в стороны края овала. Крылья самолета выполнены из картонных заготовок в форме трапеции. Картонные заготовки для крыльев облепим тестом. Немножко вытяните хвост самолета. Если картон достаточно жесткий, то немного вдавите крылья в корпус. Если картон гнётся, то можно стекой сделать надрез в корпусе и вставить в него крыло. Зафиксируйте крыло с внутренней стороны небольшими жгутиками. Оформите хвост с помощью 3 треугольников или трапеций, налепите кабину пилота в форме овала или трапеции. Добавьте дополнительные детали.
«Ладошка-осьминожка»
Оборудование: Соленое тесто голубого цвета, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, краски, ракушки, скалки, колпачки от фломастера.
Ход: Кусок теста скатываем в шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями придаем форму шара. Придаем ему с помощью ладошек овальную форму, толщиное1,5-2см. Далее прикладываем на основу ладошку и слегка вдавливаем её. Получается отпечаток руки. Перевернуть нашу ладошку вместе с доской пальчиками к себе, используя колпачок от фломастера, делаем сверху две дырочки (для ленточки). Закрашиваем отпечаток ладошки гуашью в любой цвет. Пока ладошка немного подсыхает, из неокрашенного теста делаем водоросли. Для склеивания используем воду. Закрашиваем гуашью водоросли. Украшаем наше панно ракушками (вдавливаем их в тесто). Из неокрашенного теста делаем глазки, носик и ротик – для склеивания используем воду. Раскрашиваем их. Можно из бесцветное тесто, с помощью шаблонов сделать рыбок. Прикладываем на основу, предварительно смочив основу водой. Приступаем к раскрашиванию наших рыбок, и любые цвета гуаши, используя стеки делаем рыбкам чешую.
«Валентинка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, краски, палитра, доски для лепки, фартуки.
Ход: Кусок теста раскатать в шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями придаем форму шара, и затем приплюснуть его ладошками, придать форму длина. Сделаем выемка в сердечке. Приступим к украшению, делаем узоры из теста в виде цветов. Раскрашиваем наших сердечек.
«Подарок для папы»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, краски, скалки, круглые формочки, колпачки от фломастеров, стеки.
Ход: Кусок теста скатываем в шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями придаем форму шара. Придаем ему с помощью ладошек круглую форму, толщиное1,5-2см. Далее при помощи круглой формы делаем круг. С помощью колпачка от фломастера делаем отверстие для ленточки. С помощью круглой формочки (меньшим диаметром, чем медальон), слегка придавить, что бы получился отпечаток. Украшаем при помощи теста скрученного в жгут цифрами «23». По краям украшаем бусинками. Из теста делаем лепестки и делаем прожилки с помощью стеки, приклеиваем при помощи воды и кисточки на место. По желанию можно украсить танком из теста.
«Подарок для папы» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Подарок для папы», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Птичка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, краски, стеки, бусинки.
Ход: Кусок теста разделим на 2 части, чтобы одна часть была маленькая, другая – побольше. Берём маленький комочек. Теперь кладём комочек на ладошки и раскатываем круговыми движениями. Посильнее нажимаем. Получилась голова.
Берём другой кусочек пластилина и так же его сжимаем, греем. Кладём на ладошку и раскатываем круговыми движениями. Из этого комочка у нас получится туловище. Чтобы туловище получилось овальное, надо комочек немного раскатать, как колбаску между ладонями.
Соединяем, берём голову и туловище с помощью кисточки и воды склеиваем, плотно прижимаем их друг к другу. Клюв делаем 2-мя пальчиками (большим и указательным) оттягиваем тесто.
Хвостик, оттягиваем 2-мя пальчиками тесто. Крылья, 2-мя пальчиками прищипываем с одного бока, и с другого. С помощь бусинок делаем глазки.
С помощью стеки делаем «перья» у птички.
«Пироги для бабушки»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, стеки.
Ход: Из куска соленого теста скатаем шарик, затем положите его на дощечку и ладошкой расплющите. Теперь за краешки возьмите и соедините их вместе, получился красивый пирожок.
«Кошка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, стеки.
Ход: Вариант 1. Из большего кусочка лепим туловище. Чтобы получилось туловище – слепим колбаску (овал, рассечем стеком колбаску с двух сторон – это лапки. А теперь нужно овал немного выгнуть дугой. Чтобы слепить голову мы берем небольшой кусочек теста и скатываем его в шар, помещаем его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями придаем форму шара. Прилепляем к туловищу с помощью воды и кисточки. Спереди мордочку слегка вытягиваем.
Двумя пальцами прищипываем два маленьких ушка. Лепить длинный хвост. Раскатаем оставшейся кусочек теста в длинный прутик и свернём один конец в колечко. Склеиваем при помощи воды и кисточки.
Вариант 2. Скатать колобок. С помощью большого и указательного пальцев слегка сдавить колобок. Таким методом мы получили голову и тельце котенка. Методом оттягивания формируем ушки. Скатав четыре шарика (два больших, два поменьше, прикрепляем нашему котику глазки).
Чтобы глазки хорошо приклеились, их обязательно слегка помазать водичкой. Катаем 2 овала, прикрепляем их на мордочку, с помощью стеки делаем углубления в виде усов. Также при помощи стеки делаем разрез на туловище и получаем лапки.
Катаем колбаску, крепим ее сзади, огибаем ею котика – это будет хвостик. Осталось высушить и раскрасить изделие.
«Кошка» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Кошка», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Мимоза»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, колпачки от фломастеров, картонная заготовка.
Ход: Из кусочка теста скатать веревочку, прилепить на заготовку – веточка мимозы. Для того чтобы получился цветок мимозы нужно оторвать маленький кусочек теста и круговыми движениями скатать шарик. Затем положить шарик на заготовку и отпечатать на нем цветок колпачком от фломастера. Приклеиваем с помощью воды и кисточки. Лепим листики из кусочков теста, кладём комочек на ладошки и раскатываем круговыми движениями придаем форму шара, приплюснуть двумя пальцами, придаем форму капельки, с помощью стеки делаем прожилки.
Март
«Мимоза» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Мимоза», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Жаворонок»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, крупа или бусинки.
Ход: Делим тесто на 2 части. Делаем две колбаски. Кладём их крест – накрест. Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски. Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову. Оттягиваем немного теста и делаем клювик. Надрезаем хвост и крылышки стекой, украшаем точками, кружочками с помощью тычка, делаем глазки.
«Мишка косолапый»
Оборудование: Соленое тесто (коричневого и черного цвета), стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки.
Ход: Перед нами соленое тесто коричневого и черного цвета. Возьмем коричневое тесто и отломим от него больше половины. Сделаем овал, одна ладонь должна оставаться неподвижной, второй же раскатывайте шар, слегка надавливая вперед-назад, пока шар слегка не вытянется. Это будет туловище. От оставшегося кусочка отделим чуть-чуть для лапок медведя. А из больший части скатаем круг – это голова. Ушки на голове сделаем методом вытягивания. Соединим голову и туловище, с помощью воды и кисточки. Оставшийся кусочек коричневого теста раскатаем в колбаску, и разделим ее на 4 части. Сделаем нашему медведю лапы. Из черного теста сделаем глазки и нос.
«Весна пришла»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, картон с нарисованным карандашом рисунком «Весна».
Ход: Делаем жгутики. Сначала скатать шар, возьмите кусочек теста и покатайте его между ладонями. Чем дольше катать шар из пластилина. Шар катаем вперед назад, получим цилиндр. Чем дольше катается цилиндр из пластилина, тем тоньше и длиннее он получается. С помощью жгутиков выкладываем рисунок по контуру.
«Весна пришла» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Весна пришла», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Клоун»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, картон основа.
Ход: Скатываем из теста колбаску и делим её пополам, половинку ещё пополам. Из большого куска скатываем шар, приплющиваем его между ладошками и придавливаем его к картонке. Стекой разрезаем, чтобы получились ноги. Скатываем шар поменьше разрезаем стекой по краю – это волосы. Скатываем шар ещё более меньшего размера и придавливаем его в середину это лицо. Лепим ручки и башмаки. Можно украсить костюм пуговичками из теста или бусинками.
«Клоун» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Клоун», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Когда клоуны высохнут, раскрасим их красками. Раскрашивать аккуратно по образцу.
Апрель
«Зайка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, картон основа, краски.
Ход: Зайка состоит из двух приплюснутых шариков. Туловище из овала побольше, а голова поменьше. Скрепить детали между собой с помощью воды и кисточки. Сделать из небольшого кусочка теста шарик, скатав его между ладошками круговыми движениями – носик, хвостик. Прорисовали глазки по бокам. Для этого использовали краски.
«Морковка и капуста для зайки»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, картон основа, краски.
Ход: Морковка. Берем небольшой кусок теста. Раскатываем морковку (конус) в ладошках так, будто катаем столбик, но сильнее сживаем ладошки с одной стороны, чтобы получился узкий тонкий кончик. Отдельно лепим хвостик – соединяем в пучок несколько столбиков разной длинны.
Капуста. Вариант 1. Берем небольшой кусок теста. Катаем столбик, сплющиваем в ленту и прищипываем по краю, чтобы получилась волнистая оборочка. Сворачиваем ленту в бутон, чтобы получился пышный вилок капусты.
Вариант 2. Берем небольшой кусок теста. Поделите подготовленный кусочек на маленькие дольки для лепки листиков капусты. Каждую дольку придавить сверху пальцами и растяните до состояния тонких лепешек овальной формы. Одну часть оставить в виде шарика. Сделайте шарик серединкой плода, вокруг него налепите листья в виде зеленой розы. Сформировав головку капусты, отогните слегка внешние листочки
«Космос»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, трафареты ракет и планет, основа для поделки, клей ПВА.
Ход: Соленое тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5см. Вырезать ракеты, планеты и звезды стекой по контуру. Приклеить с помощью клея на основу ракеты, планеты, звезды.
«Космос» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Космос», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Когда «космос» высохнут, раскрасим их красками. Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Пасхальная корзина»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, трафареты ракет и планет, основа для поделки, клей ПВА.
Ход: Яйца. Раскатать кусочек пластилина круговыми движениями – шар. Что бы получить яйцо, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. По желанию можно нанести узор с помощью жгутиков или стеки.
Корзина. Берем кусочек теста и раскатывает скалочкой лепешку, разрезаем стекой на две половинки, одна половинка будет являться основой корзинки. Раскатывает две колбаски, скручиваем их между собой и приклеиваем к основе ручку корзинки. При помощи стеки или штампов наносим узор на корзинку.
Скрепляем корзинку с ручкой, с помощью воды и кисточки.
«Пасхальная корзина» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Пасхальная корзина», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Когда «Пасхальная корзина» высохнут, раскрасим их красками. Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Портрет»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, основа для поделки, клей ПВА, пресс для чеснока.
Ход: Из куска теста скатываем шар между ладонями круговыми движениями, расплющить шар – получим круг. Теперь приклеим его водой на середину нашего картона. Подровняем мокрым пальцем неровности, сгладим углы, чтоб не торчали. Для изготовления волос понадобится пресс для чеснока?
Закладываем тесто в пресс, закрываем, нажимаем ручки, получаются длинные тоненькие колбаски. Стекой отрезаем нужную длину. Формируем причёску из полученного теста. Любые детали клеятся на воду.
Слепить шарики из теста для глаз, а колбаску для губ.
«Цыпленок»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, основа для поделки, клей ПВА, краски.
Ход: Тесто разделить на два разных по величине куска. Большое – туловище, маленький – голова. Из кусков теста получить два круга, скатываем шар между ладонями круговыми движениями, расплющить. Теперь приклеим его водой на середину нашего картона. Прикрепите хвостик и крыло. Сделайте глаз, стекой. По желанию можно раскрасить когда подсохнет. Цыплят – в желтый и оранжевый цвета, для мелких деталей используйте красный оттенок.
Май
«Подсолнух»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, основа для поделки, клей ПВА, скалки.
Ход: Из куска теста вылепляем лепестки (слепить шарик, защипнуть его с одного конца и немного потянуть, пока не получится капля), прокатываем каждый скалкой, делали прожилки при помощи стеки. Раскатали тоненькие жгутики для стебельков подсолнухов, а при помощи клея и стеки размещали на основе листья и стебли. Делаем из кусочка теста лепестки подсолнуха. Каждый лепесток подсолнуха промазывали клеем и выкладывали по кругу, а при помощи стеки делали прожилки. Скатываем из теста 2 шарика, для серединок подсолнухов. И так же каждый промазывали клеем, приклеивали. При помощи пальца сделаем узор. При помощи зубочистки выполняем узор имитирующий семечки.
«Подсолнух» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Подсолнух», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Когда «Подсолнух» высохнут, раскрасим их красками. Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Рыбка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, основа для поделки, колпачки от фломастеров, скалки, картонная основа, фольга.
Ход: Скатать из теста шар (раскатать кусочек пластилина круговыми движениями), а потом его расплющить в овал (для этого поменяйте характер движения рук. Одна ладонь должна оставаться неподвижной, второй же раскатывайте шар, слегка надавливая вперед-назад, пока шар слегка не вытянется) В одной стороны вытянуть носик, с другой — хвостик. С помощью стеки прорисовать глазки, хвостик и плавники. Колпачком от фломастера пропечатать чешую.
«Черепашка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, основа для поделки, колпачки от фломастеров, скалки, гречка.
Ход: Из большого кусочка скатываем шар – это панцирь черепахи. Делаем его в форме пряника: скатываем шар и приплющиваем. Украсим панцирь маленькими шариками, жгутиками, дисками.
Берем другой кусок теста, делим его на 3 части: большую, поменьше и еще меньше. Берем большой кусок пластилина – это будет голова. Чтобы слепить голову, мы сделаем столбик, раскатав его между ладонями, изогнем шею и присоединим глаза (гречка). Ротик надрезаем стекой.
Из оставшегося теста лепим четыре толстые колбаски. Это лапы черепахи. Теперь присоединяем голову к панцирю, и далее маленький хвостик с лапками.
«Бабочка»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, основа для поделки.
Ход: Раскатываем прямыми движениями кусок теста и получается брюшко бабочки. Затем раскатываем большой кусок теста прямыми движениями, делим столбик пополам на две части, раскатываем каждую часть круговыми движениями, сплющиваем полученные шарики и получаем верхние крылышки, прикрепляем их к верхней части брюшка слева и справа, с помощью воды и кисточки. Аналогично выполняются нижние крылышки. Украсить крылышки у бабочки разными узорами из шариков, жгутиков.
«Лето»
Оборудование: Соленое тесто, стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки, картон с нарисованным карандашом рисунком «Лето».
Ход: Делаем жгутики. Сначала скатать шар, возьмите кусочек теста и покатайте его между ладонями. Чем дольше катать шар из пластилина. Шар катаем вперед назад, получим цилиндр. Чем дольше катается цилиндр из пластилина, тем тоньше и длиннее он получается. С помощью жгутиков выкладываем рисунок по контуру.
«Лето» раскрашивание
Оборудование: Заготовки «Лето», краски, кисти, непроливайки, фартуки, салфетки.
Ход: Раскрашивать аккуратно по образцу.
«Божья коровка»
Оборудование: Соленое тесто (красного, белого и черного цвета), стеки, кисточки, непроливайки, доски для лепки, фартуки.
Ход: Берем самый большой кусок красного теста, катаем его между ладонями круговыми движениями, положить шарик на листочек и немного прижать его. Голову у божьей коровки делаем черного теста, катаем его между ладонями круговыми движениями. Прикрепляем головку к туловищу, с помощью кисточки и воды. Пятнышки у божьей коровки черного цвета. Отщипываем маленькие кусочки и катаем между пальчиками, получаются маленькие шарики. Из них делаем круглые пятнышки на спинку божьей коровки, приплюснуть пальцами. Прикрепляем пятнышки к туловищу, с помощью кисточки и воды.
Приемы лепки
Список литературы
1. Диброва А. Поделки из соленого теста. – Харьков, Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2011.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. «Мозаика – Синтез», 2005.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Младшая группа – М. «Карапуз», 2010.
4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
5. Ханова И.Н. Соленое тесто. Фантазия из муки, соли и воды. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006.
6. Чаянова Г.Н. Соленое тесто.– М. ООО «Дрофа-плюс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Программа по дополнительному образованию лепка из соленого теста «Чудесное тесто»
Жизнь в эпоху научно – технического прогрессастановится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека нешаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,быстрой ориентаци...
Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» возраст воспитанников: 2 – 4 года
Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» художественно-эстетической направленности, созданной на основе методического пособия Зиминой Н.В., является не маловажным направлени...
Программа дополнительного образования по тестопластике "Волшебное тесто"
История возникновения лепки из соленого теста.Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости и...
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...
Программа дополнительного образования «Лепим мы из теста, есть в печи место»
Программа дополнительного образования «Лепим мы из теста, есть в печи место»...
Программа дополнительного образования по тестопластике «Волшебное тесто» для детей старшей группы «Медвежата» 07.10.2024 г.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда релье...