Программа по дополнительному образованию лепка из соленого теста «Чудесное тесто»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса
становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к
решению больших и малых проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chudesnoe_testo.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ №3»
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета | УТВЕРЖДЕНО Директор |
протокол от ____________________ | ________________ / А. А. Скокова |
приказ от 31.08.2018 № _730_ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Чудесное тесто»
в детском саду
для детей 4-5
срок реализации 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Магеррамова Эльза Назировна
г. Нефтеюганск
2018 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение.
5. Календарно-тематическое планирование.
6.Список использованной литературы.
Пояснительная записка
Наше образовательное учреждение реализует личностно-ориентированную программу «Сообщество», направленную на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование основных способностей, жизненно необходимых, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего и завтрашнего дня. Формы организации деятельности ребенка в программе и их содержание в большей степени способствует социально-личностному развитию: ребенок имеет возможность выбирать деятельность и партнеров, проявлять инициативу и вступать во взаимодействия со сверстниками (договариваться, распределять действия, действовать согласованно и приходить к общему результату), высказывать свое мнение и представлять свои достижения. В результате наблюдения за прогрессом в развитии воспитанников было выявлено, что содержание программы Поэтому реализация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности даст возможности для социально – личностного развития воспитанников в процессе выполнения коллективных работ, презентаций творческих продуктов, организации выставок, а также будет способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности воспитанников за счет целенаправленной работы по освоению новых изобразительных техник.
Программа «Чудесное тесто» имеет художественно-эстетическую направленность и предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития воспитанников в процессе работы с соленым тестом.
Тестопластика – осязаемый вид творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные, иногда рельефные образы и целые композиции. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
При изготовлении поделок из соленого теста дети продумывают собственный замысел, учатся планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. В процессе совместной деятельности у ребят налаживаются межличностные отношения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учит слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями.
Поделки, изготовленные своими руками, позволят проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна в любом возрасте. Работа с тестом даёт ребенку уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах.
Новизна программы .Заключается в ее направленности на
художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста
средствами лепки.
Актуальность. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса
становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к
решению больших и малых проблем.
Цель программы: создание условий для развития у детей творческих способностей и художественного вкуса посредством техники тестопластика.
Задачи:
1.Образовательные:
-формировать представление об истории зарождения и развития тестопластики, о традициях и технологии изготовления изделий из соленого теста;
- формировать понятия о соотношении формы, массы, пропорций;
-формировать технические и изобразительно-выразительные умения при создании объемных и рельефных изображений;
-формировать умения пользоваться необходимыми инструментами и материалами, соблюдать правила безопасности.
2. Развивающие:
-развивать творческое воображение и образно-пластический способ мышления;
- развивать наблюдательность и зрительную память;
- развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Программа «Тестопластика» разработана для детей 3-5 лет.
Формы работы: групповая, малые группы и индивидуальная, в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностей детей.
Ожидаемый результат:
Р- знает | Р- умеет |
Технологию приготовления солёного теста, его свойства, виды изделий из соленого теста. | Приготавливать тесто для лепки. |
Необходимые для работы инструменты и материалы их назначение. | Использовать необходимые инструменты для работы. |
Основные этапы изготовления изделий. | Изготавливать плоскостные и объёмные формы; |
Основные приемы лепки, технологию выполнения; | Составлять композицию из отдельных элементов и гармонично сочетать цвета. |
Композиционные основы построения изделия. | |
Правила безопасной работы во время изготовления изделий. | Выполнять правила безопасной работы; организовывать рабочее место. |
Критерии оценивания выполненной работы. | Оценивать выполненную работу по заданным критериям. |
Способы проверки ожидаемого результата
Сроки | Метод | Диагностический инструментарий |
С 1 по 15 декабря | Наблюдение Анализ работ | Лепка по замыслу |
С 1 по 15 мая | Наблюдение Анализ работ | Лепка по замыслу |
Формы проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки; презентации работ)
Учебный - тематический план
№ | Основные разделы | Содержание | Часы |
1. | Введение | История возникновения лепки из соленого теста. Виды и назначение соленого теста. Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. | 2 |
2. | Технология приготовления соленого теста. Основные этапы изготовления поделок | Приготовление теста по основному рецепту. Приготовление теста с добавлением пищевых красителей. Способы сушки соленого теста. Окрашивание готовых изделий. | 2 |
3. | Лепка мелких деталей поделок, составных больших композиций. | Приемы изготовления различных частей цветов, листьев, фруктов, овощей, ягод; колечек, шариков, колбасок. Варианты приготовления «локшины» с помощью чесночницы, ситечка. | 9 |
4. | Плоскостные изделия. | Лепка простых элементов, плоских фигурок, силуэтов, раскрашивание красками. Работа по шаблону цветным тестом или простым, с последующим раскрашиванием красками.Композиция из плоских фигур. Использование природного и бросового материалов для отделки. | 26 |
5. | Объемные изделия. | Особенности изготовления объемных фигур.Технология изготовления каркаса из фольги. Использование пробок, пластиковых бутылок, баночек для каркасов. Композиция из объемных фигур. Использование природного и бросового материалов для отделки. | 29 |
6. | Творческие работы по замыслу. | Определение и воплощения замысла, изготовление объемной или плоскостной фигуры, составление композиции, использование различных приемов лепки. Применение природного и бросового материалов для отделки. Использование росписи, декорирования. | 4 |
Итого | 72 |
Методическое обеспечение
Методы и приемы
1. Наглядный: показ, образцы поделок, иллюстрации, схемы и алгоритмы выполнения работ, анализ образца.
2. Словесный: беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, анализ образца, игровые и проблемные ситуации.
3. Практический: изготовление теста, игры-эксперименты с тестом, коллективно-творческая деятельность, игра, моделирование, обыгрывание, организация выставок.
Приемы лепки:
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Критерии оценивания
- Идея.
- Правильность.
- Аккуратность.
Этапы работы изготовления поделок.
- Изготовление теста по рецепту.
- Лепка частей и изделий.
- Декорирование изделий.
- Сушка.
- Раскрашивание.
Календарно-тематический план
Название раздела | № | Дата занятия | Тема занятия | Примечания | |
заплан | факт | ||||
1.Введение | 1 | 19.09 | Беседа «История лепки из соленого теста» Просмотр видеофильма и слайдовой презентации «Лепка из соленого теста» | ||
2. Технология приготовления соленого теста. Основные этапы изготовления поделок. | 3 | 21.09 | Ознакомление с рецептами приготовления соленого теста, основной рецепт. Приготовление теста с добавлением пищевых красителей | ||
3. Лепка мелких деталей поделок, составных больших композиций | 4 | 26.09 | «Шарики, колбаски».Раскрашивание шариков, колбасок | ||
5 | 28.09 | «Лошадка». Раскрашивание и лакирование поделки. | |||
6 | 3.10 | «Цветочек» (цветное тесто) | |||
7 | 5.10 | «Косичка» (плетение из трех элементов) | |||
8 | 10.10. | Раскрашивание косичек | |||
9 | 12.10 | «Веточка рябины» (с использованием формочки или трафарета). | |||
10 | 17.10 | Раскрашивание изделия. «Веточка рябины» | |||
11 | 19.10 | «Листочек с хвостиком для ягодки» (вырезание стеками). | |||
12 | 24.10 | Раскрашивание «Листочек с хвостиком» | |||
4. Объемные изделия. | 13 | 26.10 | «Баранки» (цветное тесто) | ||
14 | 31.10 | Раскрашивание «Баранки» | |||
15 | 2.11 | «Печенье ко дню рождения» (использование формочек, трафаретов) | |||
16 | 7.11 | Раскрашивание «Печенье ко дню рождения» | |||
17 | 9.11 | «Бусы для куклы» | |||
18 | 14.11 | Раскрашивание бусинок | |||
19 | 16.11 | «Морковка» | |||
20 | 21.11 | Раскрашивание морковки | |||
21 | 23.11 | «Огурец» (цветное тесто) | |||
22 | 28.11 | Раскрашивание огурца | |||
23 | 30.11 | «Грибы» (подосиновик, подберезовик, боровик, лисички) | |||
24 | 5.12 | Раскрашивание грибов. | |||
25 | 7.12 | «Заяц» (применение бросового материала) | |||
26 | Раскрашивание зайца. | ||||
27 | 19.12 | «Полянка для ежика» (картон, цветное тесто, природный материал) Раскрашивание поделки | |||
28 | 21.12 | Раскрашивание полянки. | |||
29 | 26.12 | «Хлебушек» (булочки, пирожки, плюшки, ватрушки, батон, рогалик). Раскрашивание | |||
30 | 28.12 | Раскрашивание хлебушка. | |||
31 | 9.01 | «Снежинка» (на каркасе). | |||
32 | 17.01 | Раскрашивание снежинки. | |||
33 | 16.01 | «Елочные игрушки» (шар, сосулька, снежинка) | |||
34 | 18.01 | Раскрашивание игрушек. | |||
35 | 23.01 | «Елочка» | |||
36 | 25.01 | Раскрашивание елочки | |||
37 | 30.01 | Раскрашивание зверюшек | |||
38 | 1.02 | «Фрукты к Новому году» | |||
39 | 6.02 | Раскрашивание фруктов | |||
40 | 8.02 | «Рождественский пирог» (отделка косичкой, мелкими элементами) | |||
39 | 13.02 | Раскрашивание пирога | |||
40 | 15.02 | «Ваза с горохом» (ваза с ребристыми полосками). Раскрашивание | |||
41 | 20.02 | «Вареники, пельмени» | |||
42 | 22.02 | «Блюдо для пельменей». Раскрашивание изделий. | |||
5. Плоскостные изделия. | 43 | 1.03 | «Медальоны» (из цветного теста) Оформление бросовым материалом. | ||
44 | 6.03 | «Валентинка» (цветное тесто, оформление бросовым материалом). | |||
45 | 13.03 | «Барашек» лепка по шаблону | |||
46 | 15.03 | «Барашек» оформление бросовым материалом, раскрашивание | |||
47 | 20.03 | «Подарок папе» (ракета, танк, звезда) – лепка по шаблону. | |||
48 | 22.03 | Раскрашивание «Подарок папе» | |||
49 | 27.03 | «Золотая рыбка» - лепка по шаблону. Раскрашивание. | |||
50 | 29.03 | «Цветы для мамы» (из цветного теста) | |||
51 | 3.04 | «Цветок в вазе» | |||
52 | 5.04 | Раскрашивание «Цветок в вазе» | |||
53 | 10.04 | «Букет роз» | |||
54 | 12.04 | Раскрашивание «Букетроз» | |||
55 | 17.04 | «Бабочки на цветах» (цветы из картона) | |||
56 | 19.04 | Раскрашивание бабочек | |||
57 | 24.04 | «Божья коровка» (на картонном листочке) | |||
58 | 3.05 | «День победы» | |||
59 | 8.04 | раскрашиваниие | |||
60 | 10.04 | «Утята на лужайке» (цветное тесто) | |||
61 | 15.04 | «Куличики» | |||
62 | 17.04 | Оформление куличиков мелкими деталями, пищевыми посыпками. Раскрашивание. | |||
63 | 22.04 | «Змея на ветке». Раскрашивание | |||
64 | 24.04 | «Гусеница на листике» (на картонном листочке) Соединение и приклеивание деталей. Раскрашивание. | |||
65 | 24.04 | «Божья коровка» | |||
66 | Раскрашивание «Божья коровка» | ||||
67 | 29.04 | Выставка работ | |||
68 | 31.04 | Выставка работ |
Памятка по изготовлению цветного теста
Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски и добиваться нужного оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.
Голубой = синий + белый
Розовый = белый + красный
Фиолетовый = синий + розовый
Зелёный = голубой + жёлтый
Оранжевый = жёлтый + красный
Коричневый = зелёный + красный
Изумрудный = зелёный +синий
Телесный = светло – розовый +чуть-чуть желтого
Золотой и серебряный получится, если добавить соответствующий цвет гуаши или акрила, таким же способом можно получить тесто с блёстками (гель для гуаши)
Все детали и украшения - бусинки, травинки, веточки, цветочки, бисеринки, семена растений и т.д. соединяются при помощи клея ПВА - это гарантия того, что в процессе сушки эти детали не вывалятся из теста.
Рецепты приготовления соленого теста
1.Основной рецепт:
2 стакана муки
1 стакан соли
примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки)
Желательно добавить 1 ложку крема для рук (или растительного масла или сухого обойного клея)
Для получения однородной массы используйте миксер.
2.Соленое тесто для простых фигурок:
200 г соли
200 г муки
1 столовая ложка масла (подсолнечного)
раствор киселя 125 мл
3.Нежное соленое тесто для филигранной работы:
200 г соли
200 г. муки
100 г крахмала
1 столовая ложка масла (подсолнечного)
раствор киселя 150 мл
4.Твердое соленое тесто для круглых больших скульптурок:
400 г соли
200 г муки
1 столовая ложка масла (подсолнечного)
раствор киселя - 110 мл
Тесто хорошо замешивается, готовность проверяется путем разрыва теста на мелкие части, при этом из теста не должны высыпаться крупинки соли.
Структура совместной деятельности
Определение замысла (использование художественного слова, наглядности, игровых и проблемных ситуаций)
Основной этап. Изготовление изделия (лепка, отделка, сушка, раскрашивание)
Заключительный этап. Оценивание изделия по критериям. Обыгрывание. Организация выставок.
Способы сушки
1. Сушка в духовке
Нужно исходить из того, что изделия толщиной 5мм сушится в течении 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
2.Воздушная сушка
Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно – за один день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя) .
3. Комбинированная сушка
Она больше всего подходит для объёмных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Оборудование и материалы:
- материал для лепки (мука, соль, крахмал, масло растительное, пищевой краситель);
- клеенки, доски;
- кисти (№ 3 и № 6 белка);
- акварель, гуашь;
- салфетки;
- контейнеры для хранения теста;
- судочки для воды;
- картон, фольга;
- ножницы, стеки, скалки, клей ПВА;
- соломинки для коктейля;
- бросовый и природный материал (пуговицы, пробки, бусинки, тесьма, цветные нити, семена, ракушки, шишки, веточки, листья и т. д.)
- фартуки;
Правила по технике безопасности
1. Аккуратно работать с тестом, не разбрасывать.
2. Пользоваться салфеткой.
3. Не разбрасывать инструменты.
4. Класть кисточку на подставку.
5. Вымыть кисточку после работы, просушить её.
6. Сложить материалы и инструменты на место.
7. Убрать своё рабочее место.
8. Вымыть руки после работы с соленым тестом.
9. Соленое тесто не съедобно.
Список литературы:
- Кискальт Изольда «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
- Лыкова И.А. Лепим с мамой.
- Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
- Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
- Романовская А.Л., Е.М. Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
- Румянцева Е.А. Соленые фантазии г.Москва «АЙРИС-пресс», 2007г.
- Силаева К. В. Солёное тесто. – Москва, «Эксмо», 2003г.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский
- Хананова И. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли, - Москва, «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2007г.
- Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
- Шухова С. Поделки из всякой всячины. – Москва, «АЙРИС-пресс» 2006г.
- Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
- Журнал «Наука и жизнь» №1,2007 «Тили-тили тесто»стр.102
- Интернет-ресурсы:
www.solianochka.ucoz
www.remeslo.okis.ru
www.doshkolnik.info
www.trozo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...
Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Аннотация на образовательную программу (парциальную). Программа кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька». Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.Программа не издавалась....
программа кружка по лепке из соленого теста
программа кружка "Хлебосол" разработана для подготовительной группы и содержит тематическое планирование на год, приемы работы с соленым тестом, методы диагностики, а также значение работы с тес...
Дополнительная образовательная программа по обучению лепке из соленого теста для детей 6-7 лет.
Направление: художественно-эстетическое. Образовательная область: «Художественное творчество»...
Развивающая программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Здесь размещены материалы по организации дополнительного образования в детском саду...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.
Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...
Программа кружка по лепки из соленого теста Младшая группа «Волшебное тесто»
АктуальностьНародное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей ...