проект "«Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ»"
проект (средняя группа)
Адаптация - приспособление организмов к изменяющимся условиям существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sots_adaptatsii_i_reabilitatsii_detey_s_ovz.docx | 197.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ»
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду,где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему. Все эти факторы сильно влияют на эмоциональное состояние малыша и создают для него стрессовую ситуацию. Поэтому основной задачей для взрослого, в этот сложный для ребенка период, является оказание помощи в адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду.
Адаптация - приспособление организмов к изменяющимся условиям существования.
Категория детей с ограниченными возможностями здоровья: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций, гиперактивные дети, дошкольники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптация происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, такие ребята требуют особого внимания, т. к. с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях, иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.
При поступлении в группу детского сада ребенка с ОВЗ прежде всего обращается внимание на степень выраженности отклонений и определяется возможность обучения детей либо в группе компенсирующей направленности (интегрированное образование, либо в обычной группе (инклюзивное образование). Если патологии развития у ребенка выражены сильно,то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада: педагог-психолог, дефектолог.
При поступлении ребенка с ОВЗ в обычную группу все обязанности по его воспитанию ложатся на плечи воспитателя. Основное задачей которого становится адаптация такого ребенка к условиям детского сада,и насколько безболезненной она будет зависит от следующих факторов: возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня психического и физического развития, опыта общения ребенка с окружающими, самостоятельности ребенка, сформированности навыков самообслуживания, личностных особенностей самого малыша, организации режима дня ребенка дома, взаимоотношения ребенка с матерью.
В это период родители должны сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. В свою очередь,воспитатель должен успокоить родителей: познакомить их с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня, где должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, и т. д. Организационные формы коррекционно-образовательной работы (групповые, подгрупповые, индивидуальные) должны варьироваться в течении дня. При работе с детьми с ОВЗ педагог должен использовать программу обучения, которая включает в себя индивидуальный подход к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям ребёнка, обусловленные характером патологии и степенью её выраженности.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, воспитатель обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Использование таких методов работы с детьми как: сказкотерапия, смехотерапия, куклотерапия, пескотерапия, арттерапия, игротерапия поможет способствовать коррекции настроения, реабилитации, расширить сознания и совершенствовать взаимодействия через речь с окружающим миром, ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию.
Т. О. можно сделать вывод, что необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Актуальность проекта: для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо пройти несколько этапов обучения, а именно, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем, научиться играть, а также овладеть навыками хозяйственно-бытового труда. Это все важные этапы в развитии самостоятельности ребёнка. И для того, чтобы все эти знания и умения ребёнка закреплялись, важна помощь со стороны родителей, благодаря которым у ребёнка будет формироваться мотивация к обучению.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
ЦЕЛЬ проекта: создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной и игровой деятельности, посредством социальной адаптации детей с ОВЗ к социальной действительности.
ЗАДАЧИ по реализации проекта с детьми:
- Активизировать и расширять пассивный и по возможности активный словарь детей (учёт индивидуальных особенностей контингента);
- Развивать у детей навыки коммуникации;
- Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
- Учить детей воспроизводить цепочку игровых действий;
- Учить детей использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
- Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
- Развивать способность детей отражать в играх приобретённый жизненный опыт;
- Учить детей принимать на себя роль другого лица;
- Формировать у детей навыки ролевого и ситуативного поведения;
- Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимодействия;
- Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий;
- Воспитывать у детей эмоционально отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
- Знакомить детей с конкретными трудовыми процессами;
- Формировать у детей основы культуры труда;
- Формировать у детей умение выполнять элементарные практические действия с предметными орудиями по односложной речевой инструкции;
- Формировать у детей умения выполнять простейшие трудовые действия с опорой на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, и образец их выполнения, предложенный взрослым;
- Формировать у детей элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания;
- Формировать у детей элементарные представления об элементах быта, необходимых в жизни человека;
- Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы.
- Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации;
- Способствовать у детей интеграции полученных игровых действий в бытовые ситуации;
- Формировать у детей первоначальные представления об опасных предметах дома;
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду взрослых;
- Воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действия с предметами;
- Способствовать у детей развитию психических процессов (внимание, память, мышление и др.);
ЗАДАЧИ по реализации проекта с родителями (законными представителями):
- Создать условия для заинтересованности родителей и их педагогического просвещения в вопросе социальной адаптации детей с ОВЗ;
- Сформировать у родителей убеждённость в необходимости полной адаптации ребёнка с ОВЗ к социальному и бытовому окружению;
- Познакомить родителей со способами и методами обучения детей с бытовыми предметами и предметами домашнего обихода;
- Содействовать умению родителей переносить приобретённый опыт взаимодействия с ребёнком в домашний быт.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА.
ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:
- Игровые упражнения;
- Коррекционно-развивающий занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные);
- Рассматривание предметных картинок и иллюстраций с последующим соотнесением с реальными предметами;
- Образовательные ситуации;
- Мини-экскурсии по территории и помещениям детского сада;
- Экскурсии и целевые прогулки по городу;
- Предметные игры;
- Отобразительные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Трудовые действия (ХБТ);
ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями (законными представителями):
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Информационные стенды;
- «Родительский клуб «Мы-вместе!»
- Совместные экскурсии и целевые прогулки;
- Анкетирование;
- Мастер-классы;
- Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;
- Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов;
ПЛАН
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ.
2020 – 2021 учебный год
- Рекомендации и система мероприятий в работе с родителями ребенка с ОВЗ.
Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Родители имеющие ребёнка с ОВЗ знают о том, сколько сопутствующих психологических проблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда.
- Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии;
Работа проводится поэтапно.
На 1 этапе, ещё до поступления ребенка в учреждение, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действует программа изучения семьи: структура семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье, основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, воспитательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.
На 2 этапе, помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в процесс интеграции детей в общество.
Е.А Стребелева и Ю.Ю. Белякова выделяют следующие формы работы, которыми пользуется дефектолог в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии и их родителями:
- консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
- организация «круглых столов»,
- родительских конференций,
- детских утренников и праздников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- подгрупповые занятия.
- Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий ребенка в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол,
- Рекомендации для родителей, по принципам организации эффективного взаимодействия с особым ребёнком.
1. Активность и самостоятельность ребёнка.
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2. Постоянная упорная тренировка каждый день.
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Задача родителей - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.
3. Сознательная беспомощность родителя.
Если родитель ловит себя на мысли, что не может больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него - родитель жалеет не его, а себя! Если родитель сделал что-то за ребёнка, то отнял у него шанс научиться чему-то новому.
4. Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.
Формы взаимодействия | Содержание работы | Период |
Информация для родителей. |
| Сентябрь Сентябрь |
Беседа на тему: |
| |
Рекомендации для родителей. |
(для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями).
| |
Рекомендации: |
| Октябрь |
Консультация: |
(Следует обращать внимание, что при нарушении зрительных функций, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки). Должны быть достаточно контрастными с фоном, на котором они изображены. | |
Консультация: |
(Во время проведения занятий должно быть обязательное, словесное сопровождение всех двигательных умений и навыков. Важно, чтобы у ребенка возникало ощущение позы и формировалась схема движения. | Ноябрь |
Индивидуальная беседа: |
| Декабрь |
Консультация: |
| |
Мастер – класс: |
| Январь |
Памятка родителям: |
| Февраль |
Консультация: |
| |
Консультация: |
| Март |
Информация для родителей |
| Апрель |
Проведение совместных занятий с родителями |
| |
Памятка |
| Май |
Заключение
На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» в 1 младшей группе
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).С приходом в ясли ...
Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»«Первые шаги»Первая младшая группа
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...