Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» в 1 младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii_detey_rannego_i_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_k_usloviyam_dou.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Центра развития ребенка – детский сад № 11.
Проект
«Адаптация детей раннего
возраста к условиям ДОУ»
«Первые шаги»
в 1 младшей группе
Составила воспитатель
1кк МКДОУ БГО ЦРР -
детский сад №11
Болтунова Е.А.
г. Борисоглебск 2015
ПРОЕКТ
«Адаптация детей раннего возраста
к условиям ДОУ» «Первые шаги»
Вид проекта: информационно- творческий
Сроки реализации: краткосрочный (июнь, июль, август)
Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, медсестра
Актуальность проекта
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
- Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Основные педагогические принципы:
- систематичность и последовательность
- оптимизация
- демократизация
- преемственность
- уважение норм и ценности семьи
Методы убеждения, учебных и практических заданий, моделирования, стимулирования
Ожидаемые результаты :
- Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
- Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
- Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
- Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Конечный результат :
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
11 этап – основной (этап наблюдений)
1. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.
Наблюдение осуществляют воспитатели, медсестра, педагог-психолог и старший воспитатель. Каждый выполняет свои функции.
2. Воспитатель:
- Понаблюдать за поведением ребенка;
- Выявить особенности семейного воспитания;
- Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
- Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.
Обращаем внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество
3. Медсестра
совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;
- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;
- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;
- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;
- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.
4. реализация проекта в соответствии с планом.
111этап – заключительный
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
По окончании адаптации всех детей медсестра совместно с воспитателями проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.
По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4 Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
План проекта
период | Содержание
|
Июнь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; - «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной |
адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень); - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» | |
Июдь | - Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; - Игра «Топ-топ» - Игра «Дождик и солнышко» -. Потешка «по ровненькой дорожке» - Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». - Игра «Прятки с мячом» - . Потешка «Друг веселый, мячик мой» - Игра «Наш мячик» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» |
Август | - Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Потешка «Зайка серенький сидит» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» «Солнышко», «Колокольчик»; |
Информационные ресурсы
Проблемы адаптации в детском саду.
- http://www.detsad14.ru/psychology/articles/emot_troubles.html Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду.
Адаптация ребенка в детском саду .
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»«Первые шаги»Первая младшая группа
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».
В статье представлена система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и п...
Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство»
Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце...
Образование детей с особыми образовательными потребностями. Первые шаги к легоконструированию
Краткая аннотация работы: предлагаемый опыт работы направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных спос...
Презентацмя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»«Первые шаги»
Презентацмя проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»«Первые шаги» первая млажшая группа...
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: " Первые шаги к сцене" Приобщение детей среднего дошкольного возраста к сценическому искусству"
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей среднего дошкольного возраста. Предложенный выпуск журнала посвящён ознакомлению родителей о процесс...
Проект: Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад»
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....