Песочная терапия
методическая разработка
Песочная терапия - это эффективное средство психологической диагностики и коррекции сложных психоэмоциональных нарушений. Игры с песком помогают избавиться от всевозможных страхов и опасений, преодолеть эмоциональное напряжение, улучшить зрение и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного тк физическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Песочная терапия | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведёрко, формочки, совок - первое, что приобретают ребёнку родители. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием «ковыряются» в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в лицо другим. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. При этом мы ещё и врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребёнка.
Так что же происходит в бессознательном ребёнка, когда он играет в песок?
Оказывается, строя картину из песка, ребёнок переносит на песочный «лист» ландшафт своего внутреннего мира «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может ребёнком и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой песочный опыт!
Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне - на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным уже в виде определённых моделей переносится на реальное поведение ребенка.
Принцип «терапии песком» был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может естественная потребность человека возится с песком, сама его структура подсказала великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук.
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: - горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твёрдое.
Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, спим, комфортно ли нам при движении. Тактильно- кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
«Отпечатки наших лук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив её в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Теперь, когда ребёнок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребёнок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребёнок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребёнку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по другому чувствую шероховатость песка, по моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки, а тебе? Если у ребёнка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, что бы их изменить. Может подвигать руками? Попробуйте:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения ( как машинка, змейка, санки и т.д.);
- выполнить те же действия ребром ладони; ^ «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
- «пройтись» по поверхности песка поочерёдно каждым пальцем правой и левой рук, после двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими и наконец - мизинчиками);
- «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино
или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребёнку проделать то же упражнение на поверхности стола;
- сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на
песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)
«Что же спрятано в песке?»
Взрослый и ребёнок в месте погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Многим известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в мину: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера», - откопать «мину», не дотрагиваясь до неё. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
В данной игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, что бы ребёнок не знал какую именно). В процессе раскопок ребёнок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и на ощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек» и т.п.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка.
Во - первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, мы учим ребёнка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа).
Играя, он учится понимать себя и других.
Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...