Конспекты НОД для старшей группы по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспекты по окружающему миру, развитию речи, художественно-эстетическому развитию - лепка, рисование, конструирование из бумаги - оригами, чтение худ. литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zimuyushchie_ptitsy.docx | 1000.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Кормушка для птиц» Оригами
Цели: Учить детей конструировать из бумаги в технике оригами кормушку для птиц. Закреплять умение сгибать лист бумаги, пользоваться ножницами и склеивать детали.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение книг и рассказов; загадывание загадок; наблюдения; беседы; рисование птиц, аппликация, лепка.
Оборудование к занятию: листы бумаги, ножницы, клей, схема поделки.
Ход занятия
- Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.
Сегодня мы поговорим о птицах.
- Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать (ответы детей)
- Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?(Ответы детей)
- Правильно.
- Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?(Ответы детей)
- Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им? (Ответы детей)
- Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.
(Воспитатель показывает детям кормушку, изготовленную из подручного материала.)
- Сейчас я вам расскажу и покажу, какие кормушки можно смастерить своими руками из простой бумаги.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
- А теперь предлагаю вам отгадать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)
Угадайте, что за птица
Света белого боится.
Клюв крючком,
Глаза пятачком,
Ушастая голова. Это (сова)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...(сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
“Клё! Клё! Клё!” поёт со свистом.(клёст)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки.
На головах хохолки. (свиристели)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке. А какие из этих птиц прилетают к нам с севера и любят клевать рябину на наших участках? (Ответы детей)
- Правильно снегири и свиристели.
- Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
• Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
• Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
• Если ваша кормушка будет несколько дней пуста, птичка улетит, и больше не будет прилетать.
- Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.(Ответы детей)
- Мы сегодня тоже будем мастерить кормушки. А делать это мы будем вечером. Так как одни вы не справитесь, я буду вам помогать. И повесим их на участке.
- Предложите родителям дома тоже смастерить вместе кормушки, которые повесите в своем дворе.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо Вам великое!”
Конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему: «Снегирь»
Цель: совершенствование умения детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей.
Задачи:
Образовательные: углублять знания об окружающем мире; учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивающие: совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Воспитательные: поощрять творческую инициативу детей; воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением зимующих птиц, снегиря, акварельные краски, баночка с водой, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В. Сухомлинского «Красногрудые снегири».
Ход НОД:
Вывешивается плакат «Зимующие птицы». Воспитатель задает вопросы:
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)
- Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)
- Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами)
- Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь).
Воспитатель: ребята, а есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку:
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев – …
(Снегирей)
Воспитатель: правильно, ребята. Наше сегодняшнее занятие посвящено зимним птицам – снегирям. Посмотрите пожалуйста на доску, чем отличается снегирь от воробья? (снегирь больше воробья; у снегиря ярко-красная грудка, а у воробья серая; у снегиря толстый клюв, а у воробья тонкий)
Воспитатель: молодцы, ребята. Все отличия вы увидели. А как вы думаете, чем питается снегирь холодной зимой? (ягодами рябины, калины, семенами)
Воспитатель: правильно, ребята. Держатся снегири в стайках на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.
Сегодня мы изобразим этих птиц на ветке рябины. А для начала давайте поиграем в игру, превратимся в снегирей.
Физкультминутка:
Снегири в лесу кружатся, (кружатся на месте)
На поляну все садятся, (приседают)
Предстоит им долгий путь, (шагают на месте)
Надо птичкам отдохнуть. (приседают)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (встают и машут, имитируя «крылья».)
Вот и лес. Ура! Ура! (хлопают в ладоши, шагают на месте)
Нам на веточки пора,
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно! (присаживаются на свои места)
Воспитатель: молодцы, ребята. Вот так ловко вы превратились в снегирей.
Воспитатель: а теперь рассмотрим, из чего состоит тело птицы. С помощью какой геометрической фигуры можно изобразить туловище птицы? (Овал.) А голову? (Круг.) Начнем свою работу, для начала мы нарисуем снегирю веточку рябины, на которой он будет сидеть. Затем ягодки рябины. (воспитатель показывает и комментирует на мальберте). Чтобы наши ягодки были яркими, мы побольше берем красной краски.
Воспитатель: теперь мы начнем рисовать саму птицу. Рисовать мы будем кистями, а именно кончиком кисти. Итак, сначала рисуем туловище – овал, затем пририсовываем голову – круг.
Для того чтобы наши пальчики отдохнули мы сейчас с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп")
И спать легли (ладошки под щечку).
Воспитатель: продолжаем рисовать. Сейчас мы с вами нарисуем крылья и клювик. Крылышки будут прижаты к туловищу. Теперь рисуем хвостик и глазик. (нужно напоминать, что кисть нужно тщательно промывать перед тем, как набрать краску другого цвета, отжимать ее, чтобы краска не получилась слишком жидкой).
Чтение художественной литературы. «Сказка о зимующих и перелетных птицах»
Цель: Учить понимать содержание произведения, рассказывать о персонажах и их действиях, высказывать свои мысли.
Ход занятия: Ребята, посмотрите к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Круг радости:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро,
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становиться
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длиться до вечера!
Ход занятия:
Сюрпризный момент: В гости приходит Незнайка.
– Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Я, Незнайка.
– Знаете, почему меня так зовут?
– Да, я еще много не знаю, поэтому спешил к вам на занятие. Я шел через лес, а там такие песни слышал красивые, что решил и вам их принести. Хотите послушать? (Запись птичьих голосов.)
– Кто их поет?
– Я знаю кто такие птицы: это заяц, лиса, волк, медведь… Нет? (Провокация.) А кого я назвал?
Воспитатель:
– Незнайка, оставайся у нас на занятии, ребята помогут тебе разобраться, кто такие птицы.
– Как узнать: кто птица?
-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, клюв, хвост и т. д.)
-Чем они отличаются друг от друга? (размером, окраской, оперением)
- Как передвигаются птицы?
- Какую пользу приносят птицы?
А какие бывают птицы?
Я предлагаю вам и Незнайке послушать сказку про птиц.
Рассказывание «Сказка о зимующих и перелётных птицах»
Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?
Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».
Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».
Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».
Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.
Эти птицы стали зимующими.
Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.
Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.
Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.
С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.
Физ. минутка
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Прилетали птички, (Открыли глазки и бегают)
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали (машут крылышками, чирикают, пищат.)
И быстро улетали.
Работа над сказкой.
-Когда птицы собрались на совет? Почему?
-Какие птицы не захотели улетать?
-Какими они стали птицами?
Почемуцапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели?
Какие это птицы?
Какая птица возвращается первой?
Воспитатель: а теперь давайте проверим, как вы запомнили перелетныхи зимующих птиц.
Перед детьми на столе лежат вырезанные из бумаги снежинка и
солнышко, изображения птиц.
Игра «Перелетные и зимующие птицы».
Воспитатель: ребята, вам нужно разложить зимующих птиц наснежинку, а перелетных на солнышко.
Д/и «Скажи какая? какой?».
· Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая)
· Какую птицу называют белобокой?(Сороку)
· У птички жёлтая грудка, она какая?(Желтогрудая)
· Какую птичку называют желтогрудой?(Синица)
· Если у птички красная грудка, она какая?(Красногрудая)· Какую птицу называют красногрудой?(Снегирь)· Если у птицы толстый клюв, она какая?(Толстоклювая)· Какую птицу называют толстоклювой?(Ворона)· Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)· Какую птицу называют короткоклювой? (Воробей)· Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (Чернохвостая)· Ворона большая, а воробей какой? (Маленький)· Сорока длиннохвостая, а воробей какой? (Короткохвостый)· Дятел длинноклювый, а воробей какой? (Короткоклювый)· У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой?(Маленький и тонкий)· У снегиря грудка красная, а у синицы какая?(Желтая)
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
– Незнайка, понравилось тебе на нашем занятии?
Незнайка
Спасибо, вам ребята.
– Вот теперь я про всех птиц знаю. Как бы я хотел быть тоже птицей! А вы хотите ребята? Ведь это так здорово уметь летать! Мне тоже уже пора, до свиданья.
Итог.
Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей
Мы твердо знать должны,
Что птицы нам нужны.
Что надо их беречь
Для новых наших встреч.
Ведь птицы – наши друзья
В обиду давать их нельзя.
Конспект НОД по рисованию «Зимующие птицы в городе. Воробей» в старшей группе
Цель: формировать умение передавать в рисунке характерные особенности птиц, формировать представление о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
Образовательная задача: закрепить способы передачи пропорций частей птицы, передача характерных признаков цветом; закреплять умение выстраивать изображение из составных частей.
Развивающая задача: развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом; расширять знания о зимующих и перелётных птицах.
Воспитательная задача: воспитывать любовь, бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Словарная работа: зимующие, перелетные, набросок, сходства, различия,
Предварительная работа:
Рассматривание образца, беседа о перелетных и зимующих птицах.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, образец наброска птицы, альбомный лист, простой карандаш, кисти, краски, баночки с водой.
Методические приемы:
-Демонстрация и рассматривание образца;
-Показ приемов рисования;
-Пальчиковая гимнастика;
-Анализ детских работ;
-Рефлексия
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка, давайте отгадаем: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
- Ребята, вспомните, какое сейчас время года?
Дети: осень.
Воспитатель: Правильно, осень, поздняя осень. А какие изменения происходят в природе с приходом осени?
Дети: Идет дождь, становится холодно, падают листья с деревьев, трава желтеет, люди надевают теплую одежду.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Но я неспроста загадала загадку о птице, сегодня я бы хотела поговорить с вами о птицах. Давайте вспомним, каких птиц мы с вами видели и знаем.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А все ли они остаются с нами зимовать
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, осенью не все птицы улетают, а как называются те птицы, которые не боятся холода и остаются здесь?
Дети: Зимующие
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете (Воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока)
-А как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Дети: Перелетные птица.
Воспитатель: Правильно, перелётные птицы-это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны. Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью?
Дети: У нас им холодно и нечего кушать
Воспитатель: Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.
-Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод?
Дети: Голод.
Воспитатель: Оседлые птички, которые живут у нас постоянно-воробьи, вороны, голуби, синицы-переносят зимние холода. Чем питаются эти птицы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
-Сегодня ребята, я хочу предложить вам нарисовать одну из зимующих птиц. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Десять птичек – стайка».
Пой-ка, подпевай-ка: (хлопки в ладоши)
Десять птичек – стайка. (показать 10 пальчиков и скрестить между собой)
Эта птичка – соловей, (указательный и большой пальцы смыкаются)
Эта птичка – воробей. (сжать кулачки)
Эта птичка – совушка, (средний и безымянный пальцы согнуть к ладони, большой палец придерживает их, а указательный и мизинец согнуты слегка)
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, (соединить большой и указательный, остальные пальцы подняты верх)
Эта птичка – коростель, (Пальцы одной руки зажать другой рукой)
Эта птичка – скворушка, (сделать из пальцев крышу или треугольник)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик. (соединить мизинцы, остальные сомкнуть в кулак)
Эта – стриж. (средний и указательный пальцы расставить, остальные сомкнуты)
Эта – развесёлый чиж. (пальчики играют между собой)
Ну, а эта – злой орлан. (сомкнуть большие пальцы, остальные вместе выпрямить, изображая взмах крыльев)
Птички, птички – по домам! (скрещенные пальцы, выпрямить их то на одной руке, то на другой, сомкнуть пальцы в замок)
Закончили.
Воспитатель: давайте рассмотрим всех птиц, и назовите их сходства и различия. (сходства- туловище, голова, хвост, крылья, клюв, глаза; различия- окраска оперения).
- А еще ребята, посмотрите, все птички имеют более округлую форму тела, маленький клюв и небольшой рост.
Воспитатель: Сначала мы будем делать набросок простым карандашом, а затем разукрасим красками. Наброски нужно рисовать лёгкими линиями, на карандаш сильно не нажимать, линии должны быть тонким.
-Давайте вспомним схему рисования птицы.
-На середине листа намечаем линию наклона птицы.
-На этой линии отмечаем середину, от нее в разные стороны еще две точки(одинакового размера от центра). Это будет туловище. Вдоль линии между этими точками рисуем овал.
-Сверху овала рисуем круг, это будет голова).
-С низу узкий, длинный прямоугольник , хвост.
-Теперь начинаем рисовать птицу.
-Рисовать начинаем с головы, соединяем плавной линией голову и спину. -Внизу от клюва грудку, слегка утолщая овал. Обратите внимание голова птицы плавно переходит в пухленький животик, шейка у нашей птички не выделяется.
-Теперь прорисовываем хвостик и глаз, рисуем клюв.
Воспитатель: чтобы правильно нарисовать лапки , необходимо « посадить» птичку на веточку.
-Для этого отступаем от туловища птички небольшое расстояние, проводим две линии параллельно птички и это будет веточка. Обратите внимание у птички тонкие и длинные ножки с крепкими коготками.
-Крылья не длинные, но заостренные на конце. Вот такая птичка у нас с вами получилась.
-Посмотрите пожалуйста на доску какую же птичку мы нарисовали ?
Дети: ответы детей
Воспитатель: конечно, наша птичка похожа и на снегиря, и на синичку, и на воробья т.к. имеет более округлую форму тела, маленький клюв и небольшой рост.
-Ребята, теперь давайте немножко отдохнем.
Физминутка:
Я иду и ты идешь
Я иду и ты идешь- раз, два, три.(Шагаем на месте)
Я пою и ты поешь-раз, два, три.(Хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем-раз, два, три.(Прыжки на месте)
Очень дружно мы живем-раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Так как наша птичка похожа сразу на несколько птиц, я предлагаю вам разукрасить их по разному.
(рядом с каждым ребенком ставиться картинка с изображением птицы и глядя на нее он разукрашивает свою птичку)
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: (в процессе занятия воспитатель анализирует создаваемые детьми изображения, объясняет ошибки, направляет на поиск верной передачи формы и движения).
- Ребята, помните что набросок делаем легкими линиями.
-Линия наклона не должна быть сильно наклонена и совсем прямой тоже не должна быть.
-Линия головы сверху плавно переходит в линию спины птицы, а с низу плавно пере ходит в линию живота.
-Кто уже сделал набросок, могут приступить к закрашиванию птицы. У каждого своя птица.
-Когда закончите работу, проверим как хорошо вы знаете названия зимующих птиц.
По окончании работы дети прикрепляют рисунки на доску. Демонстрация детьми своих работ.
Воспитатель: дети, чем мы сегодня занимались?
Дети: ответы детей
Воспитатель: вы молодцы, все старались и у вас получились хорошие работы. Спасибо. На этом наше занятие законченно.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
Цель:
Способствовать развитию связной и монологической речи.
Задачи:
- Обобщить знания детей о зимующих птицах, о их образе жизни в зимний период, о трудностях;
- продолжать учить детей составлять описательные рассказы про птиц, используя мнемотаблицы, упражнять в быстром запоминании стихотворения про снегиря с помощью мнемотехники;
- продолжать учить отгадывать загадки про птиц, подбирать рифму к слову синичка;
- упражнять детей в составлении рассказа от первого лица (про синичку);
- способствовать развитию словаря детей: лютая зима, красногрудый, на голове оперенье, оперенье, напоминающее берет (про дятла),закаленная, скрещенный клюв, птахи, нахохлиться, птичка-невеличка, санитар леса;
- воспитывать любовь к природе, развивать интерес к наблюдению за птицами, вызывать желание помогать птицам зимой.
Ход НОД.
1. Вступительная часть.
Воспитатель говорит за игрушку обезьяну: «я что-то не пойму, куда это подевались все птица? Летом их было так много. Неужели пришла беда?».
-А ведь мы с вами знаем, почему в лесу сейчас мало птиц. Правда? (Ответы детей)
-Хотите помочь обезьянке?
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем обезьянке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу. (Видео «Зимующие птицы России» не полностью
-Перечислите птиц, которых вы видели. (Снегирь, сорока, свирестель, синица, воробей…).
Я расскажу вам про клеста. (картинка с клестом). Клёст – это самая удивительная птица. И самая закалённая. Ни каких морозов не боится. Клест – единственная птица, которая выводит птенцов лютою зимою, во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень тёплое и прочное. Гнездо находится очень высоко на сосне или ели, чтобы никто не мог достать птенцов. Клеста всегда можно узнать по его скрещенному клюву. Он нужен, чтобы добывать себе еду. Обычным прямым клювом семена из шишек доставать трудно.
- Покажите пальчиками форму клюва клеста.
Выставляется картинка снегиря. А вот еще зимующая птица. Как можно отличить самочку от самца? (По окраске грудки. На самом деле красногрудые – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Детям запомнить стихотворение, пользуясь мнемотаблицей.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Рассказ-описание «Дятел» по мнемотаблице
У дятла длинный и крепкий клюв. На голове у него красное оперение, напоминающее берет. Хвост мощный. Когда дятел сидит на дереве, он упирается хвостом о дерево и сидит, как на стуле. Дятла называют санитаром леса, потому что он лечит деревья. Он относится к зимующим птицам. Питается он семенами шишек и насекомыми.
Рассказ-описание «Синица» по мнемотаблице
- Ребята, объясните выражение птичка-невеличка. К каким птицам подойдет такое определение (к воробью, к синичке, к снегирю, к гаечке)
Воспитатель выставляет мнемотаблицу, разбирает с детьми символы. Предлагает детям рассказать про синичку от первого лица (можно надеть маску птицы).
Я синичка – птичка невеличка, живу в лесу, но в сильные морозы прилетаю поближе к дому. Грудка у меня желтая, спинка зеленая, черненькая шапочка и полоска галстучка. Люблю клевать семечки, зерно, несоленое сало, семена дыни, крошки булки.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет теплых курточек?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
Предложить изобразить птицу в обычной позе и нахохлившуюся.
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»
- Окраской – серовата,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).
- В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).
- Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
А вот эта птица не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Сова)
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один — совой.
Физкультминутка
Подвижная игра «Сова».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Игра «Поломанные слова»
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Мы сегодня говорили о зимующих птицах. Давайте продолжать наблюдать за ними на площадке, в поселке, помогать им перезимовать.
Конспект занятия по знакомству с окружающим в старшей группе. Тема «Зима. Птицы зимой»
Цель: расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.
Задачи:
Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
Развивать интерес к наблюдению за птицами;
Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц.
Ход занятия.
Организационная часть.
- Ребята, послушайте стихотворение
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Воспитатель: Скажите о чем говориться в стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? (Ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. Их мы называем … (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся с зимующими птицами.
Воспитатель: Итак, послушайте загадку:
Желтенькое брюшко -
воробья подружка.
(Синица)
Картинка с изображением синицы помещается на доску.
Воспитатель: Грудка у синицы жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
Воспитатель: Следующая загадка:
Серый маленький комочек.
Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш ...
(Воробей)
Воспитатель: Правильно это воробей. Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
Выставляется на доску картинка с изображением воробья.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица – (ворона)
Картинка с изображением вороны выставляется на доску.
Воспитатель: Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - …
(Снегирей)
На доске появляется картинка с изображением снегиря.
Воспитатель: Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
Воспитатель: О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла на доске.
Воспитатель: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Воспитатель: Следующая гость:
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…
(Сорока)
На доске появляется картинка с изображением сороки.
Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим какие птицы у нас на доске. (Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.)
Воспитатель: Как мы называем их одним словом? (Зимующие)
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Какой птички не стало?»
(На доске — 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»)
Физкультминутка «Птички»
Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»
Птички прыгают, поют. «поют»
Птички крошки собирают, «собирают»
Зернышки клюют. «клюют»
Перышки почистили, «чистят»
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»
И на место сели. «садятся».
Воспитатель: Зима очень трудное время года для птиц. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птички голодные, они сильнее мерзнут и даже могут погибнуть. Как выдумаете, как мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям (Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? (Ответы детей).
О каких птицах мы сегодня говорили? (Ответы детей)
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Филин из киндера»
Цель: создание поделки из бросового материала и пластилина.
Задачи: продолжать учить сочетать в поделке бросовый материал и пластилин; соединять части, прижимая их; учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине; закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал:
пластилин,
стеки,
салфетки,
капсулы киндер сюрприза,
диски-подставки, стеки,
дощечки для лепки.
Ход образовательной деятельности.
Психогимнастика «Я дарю тебе улыбку».
Круг все вместе образуйте
и улыбку друзьям передайте.
Дети образуют круг и передают друг другу улыбку ладошками.
Мотивация
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить, что они пришли в старый лес.
-Ребята будьте внимательны, потому что в старом лесу живут и летают необыкновенные птицы.
-А для того, чтобы узнать о какой птице я говорю, послушайте стихотворение Р. Зайцевой:
Глаза — словно блюдца, таинственный вид.
Вот — филин на ветке еловой сидит.
Глядит, не мигая, ушастый мудрец
И ждет: может мышь пробежит наконец.
-О ком рассказывает это стихотворение? (о филине).
-На что похожи глаза филина? (на блюдца).
-Где любит сидеть филин? (на ветках деревьев).
-Чем питается филин? (мышами).
-Почему филина называют «ушастый мудрец» (ответы детей).
Предложить детям рассмотреть капсулу от киндер-сюрприза и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить капсулу вертикально, вылепить из пластилина большие глаза, нос, уши – кисточки и прикрепить к верхней части капсулы. Лапы в виде шариков расположить внизу капсулы.
Уточнить какого цвета пластилин понадобится для работы, какой формы и размера будут глаза, нос, лапы.
Показать, как при помощи стеки сделать ушки – кисточки.
Самостоятельная работа детей.
В конце работы дети размещают свою поделку на большую ветку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе по теме «Птицы – пернатые друзья».
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие приурочено ко Дню птиц....
Конспект занятия в старшей группе по аппликации "Птица счастья"
Занятие по закреплению навыков симметричного, силуэтного вырезания....
Конспект НОД в старшей группе по теме: "Птицы прилетели - весну принесли".
Коннспект составлен с использованием личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей технологии и ИКТ. Позволяет решить следующие задачи:- уточнить и углубить представление детей о птицах родн...
Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»
Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия в старшей группе на тему "Птицы зимой"
Занятие направлено на воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализацию, систематизацию и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее зна...