Конспект занятия в старшей группе на тему "Птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Валентина Григорьевна

Занятие направлено на воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализацию, систематизацию и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения проблемы персонажа: умение выделять существенные признаки птиц, тренировки внимания, слуховой памяти, зрительного воображения, активизации словаря - подбор синонимов, наиболее точных характеристик птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

В старшей группе

на тему «Птицы зимой»

Подготовил и провёл:

Педагог высшей квалификационной категории

В.Г.Смирнова

г.Сафоново

Ознакомление с окружающим в старшей группе.

Тема: «Птицы зимой»

Программные задачи: Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализация и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения проблемы персонажа: умение выделять существенные признаки птиц, тренировка внимания, слуховой памяти, зрительного воображения, активизации словаря – подбор синонимов, наиболее точных характеристик птиц.

Подготовка к занятию: кукла-грач, 3 альбомных листа и фломастеры; картинки с изображением птиц, карточки-схемы; запись магнитофона со звуками леса и голосов птиц; простой карандаш, шумовые баночки.

Предварительная работа: Сделать кормушки. Прочитать, как выбрать для них место. Разместить кормушки за окном и на участке.

Скороговорка: Ждут воробьи кормёжки,

                          Принёс им Моркуша в кармашке морошки.

Организационный момент: Отхлопать ритмический рисунок. Воспитатель хлопает, ребёнок повторяет и садится.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап.

К детям прилетает Грач. Знакомится с детьми, рассказывает о себе, что он перелётная птица и скоро полетит в тёплые края. Пролетая мимо окна, заметил на нём кормушку. Прилетел и к вам, дети, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но знаете и умеете делать всё, что для этого нужно.

Поисковый этап:

Воспитатель: Что нужно рассказать, продемонстрировать грачу, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в холодное и голодное время года- зимой?

  1. Всех ли птиц, зимующих в наших краях, мы знаем?
  2. Знаем ли мы, чем они питаются и как правильно их кормить?
  3. Сумеем ли различать птиц по голосам?

Каждый вопрос изобразить схематически.

Практический этап:

  1. Грач может давать детям задания, советы, предлагать поучаствовать в играх.

Воспитатель: Отгадайте загадки, найдите картинки-отгадки:

Окраской сероватая, походкой мешковатая,

Повадкой вороватая, крикунья хрипловатая       (ворона)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорлавая, самая болтливая.      (сорока)

Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой.   (снегирь)

Видали вы его не раз, он скачет в двух шагах от нас.

Чик-чирик, не робей! Я – бывалый ……(воробей)

Хоть я не молоток – по дереву стучу.

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Чёрный, проворный, кричу «крак!,червякам – враг.    (дятел)

Воспитатель: как вы думаете, на какой вопрос схемы мы ответили?

  1. По карточке с изображением птицы ребёнку предложить рассказать о ней, не используя «запретные слова». «запретными» выбираются слова, необходимые для описания. (Здесь активизируется словарь, ребёнок старается подобрать синонимы, наиболее точные характеристики.)

Воробей – запретное слово - «серый»

Сорока – запретное слово – «длиннохвостая»

Дятел – запретное слово – «пёстрый)

Воспитатель: По какому вопросу плана работали сейчас? (1-2-3)

  1. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Соотнеси картинки.

Цапля – лягушка; стриж или ласточка – мошка, грач – червяк, синица – семена, клёст – еловая шишка.

Воспитатель: теперь на какой вопрос мы отвечали? (2).

  1. Воспитатель говорит Грачу, что ребята наверняка сумеют узнать птиц даже издалека: по походке, по полёту, по повадкам. Раздать карточки детям с изображением птиц. Ребёнок вспоминает характерные движения и создаёт пантомиму-загадку о заданной птице. Остальные должны отгадать, что это за птица.

Дети повторяют придуманные движения (звучит музыка, создаётся радостная атмосфера) и получается физкультминутка.

  1. Игра на тренировку внимания.

Воспитатель произносит названия птиц. Если дети услышат названия зимних птиц – надо встать, перелётных – хлопнуть в ладоши, домашних – стукнуть пятками об пол.

  1. Релаксация.

Грач предлагает прослушать и узнать голоса певцов (это способствует развитию слухового внимания)

Воспитатель просит сымитировать «слова» птиц при помощи звуков нашей речи (упражнения на дыхание выполняются на полный выдох).

Фить-питю – перепёлка; Ц-ц-ц цвить- цвить – синица; Д-р-р-р, д-р-р-р – дятел;

Бл-бл-бл – индюшка; Ш-ш-ш –гусь и т.д.

Грач спрашивает, как вы думаете, почему среди зимующих птиц гораздо меньше певцов, чем среди перелётных?

Воститатель: скажите, по какому пункту плана это задание?

«Пальчиковая гимнастика»

  1. У каждой птицы – свой домик. Попробуйте нарисовать домики птиц ниткой (по контуру рисунка).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, убедился ли Грач в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Что он чувствует теперь? Справились ли мы с нашим планом?

Грач: Я очень горд, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них заботиться. Я думаю, что вы любите птиц, потому что они, как и вы, жизнерадостные, весёлые, заботливые.

Грач прощается с детьми, отправляется дальше кочевать по полям, лесам, городам и сёлам. А детям советует применять свои знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение  к...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы"   с использованием  интерактивных технологий.Цель: уточнять и расширять знания детей о зимующих птицахЗадачи:«Познавательное р...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие и перелетные птицы».

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, тема :"Зимующие и перелетные птицы"....

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы».

Знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами....

Конспект занятий в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект занятий по оркужающему миру о перелетных и зимующих птицах Содержит информацию о видах птиц, о самих птицах, а также загадки....

конспект занятия в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"

занятие по развитию речи с применением слайдов....