Педагогическая находка
методическая разработка
Цель проведения: закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах и их позициях.
Задачи:
Образовательная. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
Развивающая. Развивать в детях способность слушать и наблюдать;
Воспитательная. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, магнитная шахматная доска, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, раздаточный материал, фломастеры, напольные шахматы.
Методы и приёмы.
Наглядные:
• рассматривание;
• зрительное обследование.
Словесные:
• объяснение;
• инструкция;
Практические и игровые:
• практическое упражнение;
• дидактическая игра;
• сюрпризный момент, воображаемая ситуация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_po_shahmatam.docx | 151.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по шахматам
«Переполох в Шахматной стране»
Выполнила:
Рзаханова Д. И.
2021
Цель проведения: закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах и их позициях.
Задачи:
Образовательная. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
Развивающая. Развивать в детях способность слушать и наблюдать;
Воспитательная. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, магнитная шахматная доска, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, раздаточный материал, фломастеры, напольные шахматы.
Методы и приёмы.
Наглядные:
• рассматривание;
• зрительное обследование.
Словесные:
• объяснение;
• инструкция;
Практические и игровые:
• практическое упражнение;
• дидактическая игра;
• сюрпризный момент, воображаемая ситуация.
Ход занятия:
Воспитатель. Ой, ребята, что это такое у нас в группе на шарике висит? Это флешка. Давайте мы его вместе посмотрим?
Видео-обращение от Девочки Клеточки: «Ребята, в нашей Шахматной стране большой переполох, все фигуры переругались между собой, они говорят, что в наше время дети не любят и не умеют играть в шахматы. Это правда? Ну вот и я им говорю. А вы любите заниматься шахматами? Ребята, помогите мне, я подготовила для вас задания, если вы справитесь, то фигуры поймут, что дети любят и умеют играть в шахматы и помирятся. Конверт с заданиями спрятан в группе, вы легко сможете отличить его».
Воспитатель просит Мишу посмотреть конверт в шахматном уголке.
В: Ребята, в конверте шахматные фигуры, а на обороте, что-то написано. За каждое выполненное задание вы получаете по шахматной фигуре, а вы прикрепляйте в свой оценочный лист, он лежит перед вами. А после того как мы выполним все задания, я скажу кто и сколько баллов заработал.
Итак, приступаем к первому заданию. Для вас клеточка подготовила вопросы. Вам нужно быть максимально внимательными:
- Ребята, ответьте на вопросы:
Какой король не умеет говорить? (шахматный)
Каких фигур на доске больше всего? (пешек)
Ходит ли ладья по белым и чёрным полям? (да)
У какого слона нет хобота? (у шахматного)
Какие фигуры стоят между ладьями и слонами? (кони)
Знаете ли вы диагональ и вертикаль?
Перед вами лежать полоски покажите мне горизонталь, вертикаль, диагональ.
(Вручаю фигуры пешек. Дети прикрепляют.)
- Найди правильно расположенную доску.
Обращаюсь к письму. Перейдем к следующему заданию. Ребята, обратите внимание на доску. На экране 3 шахматные доски. А перед вами вееры с цифрами. Вы должны выбрать одну из этих досок, который стоит правильно перед шахматистом. Поднимите цифру с правильным номером доски и объяснит почему вы выбрали именно эту доску.
Ответ: В правом нижнем углу белое поле, всего полей в горизонтали и вертикали 8.
(Награды: пешки)
Награды: Пешки
- «Шахматная эстафета: Поставь правильно шахматную фигуру»
Обращаюсь к письму.
В: Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои придворные фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места. Руки спрятали в замочек над головой и как только я скажу старт вы начинаете собирать фигуры в свои первоначальные позиции. Кто первым соберет тот поднимает руку и получает от меня награду.
Участники правильно расставляют шахматные фигуры перед собой.
В. А давайте проверим правильно ли мы расставили фигуры на доске прочитав стихотворение?
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Награды: пешки
- Превратитесь в фигуры на шахматном поле.
Обращаюсь к письму.
В: Ребята, достаньте из мешочка фигуру, в соответствии с ней наденьте маску. На напольной шахматной доске выполняются задания:
«Займи своё место» (Каждый ребенок надевает маску на голову и стоит на своем месте на наполной шахматной доске)
«Встаньте на самую большую шахматную диагональ и самую маленькую».
(Строятся по диагонали)
«Постройтесь по вертикали».
(Строятся по вертикали)
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пешки погулять!
Король на месте, по привычке, (стоим прямо)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (прыжки на месте)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма,
Ходит только прямо! (шаги вперёд)
Все фигуры встали стеной, (садитесь на свои места)
Им начинать этот сказочный бой.
- Игра «Лабиринт»
Обращаюсь к письму.
В: Следующее задание, ребята, «Лабиринты». Перед вами лежат шахматные доски в виде лабиринта с фигурами. Помогите фигурам пробраться к ракете. Вам нужно вспомнить как ходит каждая фигура и нарисовать путь к нему с помощью маркера.
(Слежу за выполнением задания при необходимости задаю наводящие вопросы.
Как ходит ладья? Конь? Слон? Ферзь) Награды: Слон или конь.
- «Перехитри часовых»
Обращаюсь к письму.
Итак, следующее задание «Мат в один ход». Игра выполняется на экране с помощью программы «Шах и мат». На шахматных досках расставлены позиции.
Задание: добавь предложенную фигуру, чтобы получился мат.
Пример позиций:
Добавь Добавь
Добавь Добавь
Добавь Добавь
Награды: тяжелые фигуры
- Итог занятия.
На этом все задания закончились
(Собираю оценочные листы и награждаю).
Ну что, ребята, вам понравились задания? Какое задание вам понравилось больше всех?
А какое задание для вас было самым тяжелым?
А теперь прошу вас оценить сегодняшнее занятие. Кому сегодня понравились задания Девочки-клеточки выбираем веселые пешки, а кому не понравилось - грустные и наклеиваем на магнитную шахматную доску.
Стук в дверь. Заходит Девочка клеточка: Дорогие ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями и доказали, что дети все-таки тоже любят игру шахматы и умеют играть в него. Вам понравились задания, которые я подготовила для вас. Я надеюсь вы будете продолжать играть в эту старинную игру. Хочу вручить вам подарки. Я вам желаю, чтобы из каждого из вас стал юный гроссмейстер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...
- Мне нравится (1)