Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста
«Воздух и его свойства»
Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.
Задачи:
Познавательное развитие:
-закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства,
-уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых, организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас,
-развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их,
-закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру,
-вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой,
-воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях,
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь,
-обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста
«Воздух и его свойства»
Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.
Задачи:
Познавательное развитие:
-закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства,
-уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых, организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас,
-развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их,
-закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру,
-вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой,
-воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях,
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь,
-обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый.
Методы и приёмы:
Практические: опыты с расчёской, ленточкой, целлофановым пакетом, стаканом, коктейльными трубочками;
Наглядные: иллюстрации по теме «Воздух», картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, карточки с изображением живой и неживой природы.
Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, загадки, чтение стихотворений.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Труд»
«Физическая культура»
«Художественное творчество»
«Музыка»
Предварительная работа:
-проведение бесед на темы: «Живая и неживая природа», «Воздух», «Ветер».
-наблюдения за живой и неживой природой.
-проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.
-наблюдение за ветреной и безветренной погодой на прогулке.
-загадывание загадок о воздухе и природных явлениях (ветер, ураган).
-разучивание стихотворений о воздухе.
- изготовление бумажных корабликов (способом оригами).
-рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления».
Оборудование и материалы:
-музыкальная композиция (появление Феи);
-воздушный шарик с письмом;
-карточки с изображением предметов живой и неживой природы;
-тазик с водой, стеклянный стакан;
-бумажные кораблики (по количеству детей);
-тазы с водой для пускания корабликов;
-целлофановые пакеты (по количеству детей);
-духи, апельсин, хлеб, мыло.
Ход мероприятия
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь не будем отвлекаться, и покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.
- Сегодня к нам залетел воздушный шарик, который принёс какую-то записку. На шарике написано: «От Феи». От какой такой Феи? Может, здесь подсказка? (открывает записку). Это загадка. Послушайте:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Под музыкальное сопровождение заходит Фея.
Фея: - Здравствуйте, ребята. Я - Фея Воздуха. Хочу пригласить вас в своё королевство воздуха.
- Закройте глазки. И вы перенесётесь в мой мир – мир необычного и таинственного. (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой).
- Что вы знаете о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный).
- Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?
Воспитатель: - А мы знаем как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
- Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям).
- А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).
- А теперь давайте подойдем к доске (на столе возле доски лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы). Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети по очереди выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.
Фея: - А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас).
- Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).
Опыт 1
Воспитатель:- А мы с ребятами проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух. Посмотрите, у нас есть предметы, которыми мы будем его ловить (расческа, ленточка).
- Кто сумеет доказать, что поймал воздух? (Дети ловят расческой, ленточкой.)
- Поймали?
- Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух. У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится).
Фея: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.
- А почему пакет надулся? (Потому что там воздух).
- Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?
Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.
Опыт 2
Фея: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.
- Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.
Как вы думаете, вода намочит салфетку?
- Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)
- Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)
Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.
Опыт 3 «Буря в стакане воды».
Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».
Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Если весело живётся, делай так…» (показывает воспитатель)
Опыт 4
Фея: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
(Фея подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин.)
- Кто что почувствовал? (ответы детей). Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Опыт 5:
Воспитатель: - Давайте представим, что таз — это море. Давайте пустим кораблики, которые вы сделали вчера, плавать по морю (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть).
-А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.
Вывод: воздух способен двигать предметы.
Воспитатель: Фея, наши ребята также знают стихотворения о воздухе.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Фея: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. За это я вас хочу наградить медалями.
Фея: А теперь закройте глаза, и вы снова окажетесь в своей группе. А я с вами прощаюсь. До скорых встреч! (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой. Выходит из группы)
Воспитатель:
-Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-465988-1406284815.jpg)
Конспект образовательной деятельности "Посев семян моркови" с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-807519-1509465738.jpg)
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».
Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-807519-1509465738.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лаборатория Добрых Дел»».
Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Лаборатория Добрых Дел»».с использованием современных (социо-игров...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-807519-1509465738.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Шарик – путешественник».
Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Шарик – путешественник».с использованием современных (социо-игров...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-1375184-1641199361.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”
Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-1375184-1641199361.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Виртуальное путешествие в Кремль»
Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/04/picture-1111974-1683217803.jpg)
Конспект образовательной деятельности "Инсценировка сказки Рукавичка" с детьми старшего дошкольного возраста.
Ребята старшего возраста уже много умеют и многому научились и с удовольствием учавствуют в разных исценировках по знакомым и любимым сказкам,а участие ребят в таких занятиях и мероприятиях дают...