Работа с одарёнными детьми в ДОУ
методическая разработка
Проект по работе одарёнными детьми в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_dou.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
в детском саду
показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к
дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают
потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в
подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их
привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются
ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Музыкальный руководитель
детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается
перед рядом проблем:
Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же
обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками
образовательного процесса - родителями и педагогами образовательного
учреждения.
Объект проектирования - педагогическое сопровождение музыкально одаренных
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития
творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного
возраста.
Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала
музыкально-одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена
музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе
воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной
музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам
взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных
дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого
потенциала.
Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:
- Работа с детьми,
- Работа с педагогами и родителями.
Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
По Н.А.Ветлугиной:
воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений
детей;
знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков
музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;
содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса,
формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;
развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной
деятельности
По О. П. Радыновой:
развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных
видов музыкальной деятельности;
формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной
культуры
По Ю.Б.Алиеву:
формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;
приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной
деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования;
развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование
эмоциональной сферы ребенка
По А. Н. Зиминой:
развитие музыкальности ребенка;
обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
развитие художественно-творческих способностей
накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством
общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная
комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов
деятельности; эстетическое воспитание личности ребенка
становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения
задач, для чего необходимо:
помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по
содержанию, т.е. научить его общаться с искусством;
помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства,
используя различные средства художественной выразительности
раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их
выражения в музыке; воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной
культуры;
учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его
эмоциональное содержание; развивать у детей музыкальный интонационноречевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;
развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и
состояния другого человека средствами музыки;
познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в
музыке
Музыкальность и музыкальные способности
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом
проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым
относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря
тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей.
А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в
контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных
способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой
другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более
закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от
рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.
Что же такое способности и кого называют способным? Традиционно способности
рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности,
свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и
определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности.
При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки
человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков
определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру
выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии
освоения и реализации деятельности .
Три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции
звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно
пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное
движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно)
переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального
ритма и точно воспроизводить его.
Однако музыкальность не исчерпывается выделенными Б. М. Тепловым
способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление,
исполнительские, творческие способности и др. К общим музыкальным
способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят:
· эмоциональную отзывчивость на музыку;
· познавательные музыкальные способности -- сенсорные (мелодический,
тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и
чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его
репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и
музыкальную память.
Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности
ребенка -- это, прежде всего способность переживать музыку, способность
создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами
музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной
деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных
способностей может оказать влияние любая художественная деятельность.
Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником,
отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его
познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие
адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих
способностей ребенка, а значит, и музыкальных.
Методические принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание
непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать
возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и
пляски, музицирование;
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских и мордовских
народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных
задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным,
светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип
партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо,
доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и
музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе
переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует
более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и
желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:
· Музыкальное занятие
· Развлечения
· Вечера досуга
· Самостоятельная игровая деятельность
Музыкальное занятие проводится в подгруппе по следующей структуре:
1. Музыкально-ритмическое движение;
2. Развитие чувства ритма, музицирование;
3. Пальчиковая гимнастика;
4. Слушание музыки;
5. Распевание, пение;
6. Пляски, игры, хороводы
Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально
организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по
тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать
в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается.
Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для
них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального
творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное,
без специально организованных процедур педагогической диагностики
музыкальный руководитель все же не может обойтись. В непрограмированном
наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из
виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Анализ полученных в ходе
диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической
практики:
Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей.
Выявить детей с скрытой одаренностью.
Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального
воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является
одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного
процесса.
Заключение
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим
условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и
культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя
психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о
том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска
педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на
сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает,
что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной
работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации
своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого
потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие
педагогические условия:
Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной
музыкальностью;
Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает
процесс музыкального воспитания детей;
Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь
их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных
участников и партнеров.
В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:
1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности
реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные
программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детском саду, на
муниципальном и областном уровнях.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах
и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их
творческого потенциала. Для оценки эффективности реализации
проекта необходимо на протяжении межатестационного периода вести
мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных
движениях на муниципальном, областном и федеральном уровнях, а так же
мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников. Итоговые
результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут
представлены педагогическому сообществу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...
Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.
Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...
Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»
Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...
«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...