Эмоциональная компетентность – ресурс эффективной работы педагога.
статья
Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:
1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.
2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять сопереживание. 3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.). 4. Создание благоприятного эмоционального климата обучения, обеспечение которого возможно при условии реализации первых трех составляющих.
Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Остановимся на содержании таких составляющих эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия. Проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми. Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях. Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций.
Чтобы осознать эмоции, которые вы переживаете в течение дня, недели, рекомендуется вести «Дневник эмоций» (Н. Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции и характер поведенческой реакции. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.
Рекомендации для педагогов:
В процессе совместной деятельности с детьми рекомендуется использовать некоторые приемы, которые вы можете использовать в работе с детьми:
Создавайте положительный эмоциональный фон в группе.
· Обсуждайте с детьми ситуации, которые происходят в группе.
Спросите, почему он поступил именно так. Какие чувства он при этом испытывал. Как он мог поступить в этой ситуации по-другому.
· Будьте примером для детей, во всех ситуациях сохраняйте спокойствие и выдержку.
· Поощряйте совместную деятельность детей.
· Не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают.
· В ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру)/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_krylova_tatyana_isaevna_2.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная компетентность – ресурс эффективной работы педагога.
Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:
1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе. 2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять сопереживание. 3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.). 4. Создание благоприятного эмоционального климата обучения, обеспечение которого возможно при условии реализации первых трех составляющих.
Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Остановимся на содержании таких составляющих эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия. Проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми. Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях. Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. Особенно это актуально для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Чтобы осознать эмоции, которые вы переживаете в течение дня, недели, рекомендуется вести «Дневник эмоций» (Н. Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции и характер поведенческой реакции. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.
Рекомендации для педагогов:
В процессе совместной деятельности с детьми рекомендуется использовать некоторые приемы, которые вы можете использовать в работе с детьми: ∙ Создавайте положительный эмоциональный фон в группе. ∙ Обсуждайте с детьми ситуации, которые происходят в группе. Спросите, почему он поступил именно так. Какие чувства он при этом испытывал. Как он мог поступить в этой ситуации по-другому. ∙ Будьте примером для детей, во всех ситуациях сохраняйте спокойствие и выдержку. ∙ Поощряйте совместную деятельность детей. ∙ Не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают. ∙ В ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интернета и его ресурсов в работе педагога
А мы пойдем в Интернет...
Эффективность работы педагогов в проведении «Дня здоровья» в детском саду для детей дошкольного возраста.
Анализ организации и проведения Дня здоровья в детском саду...
В МДОУ разработана индивидуальная карта эффективности работы педагога по бальной системе доплат стимулирующего характера .
В МДОУ разработана индивидуальная карта эффективности работы педагога по бальной системе доплат стимулирующего характера . Така...
Выступление на педсовете: «Эффективность работы педагога в укреплении здоровья воспитанников»
Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Потому воспитателю во время планирования и проведен...
Критерии эффективности работы педагогов с родителями
Взаимодействие детского сада с семьями сегодня одна из важнейших задач дошкольных организаций. Новые задачи, встающие перед дошкольным отделением предполагают его открытость и взаимосторудничество....
Электронные образовательные ресурсы в работе педагога.
Электронные образовательные ресурсы в работе педагога....
Интернет - ресурсы в работе педагога ДОУ при взаимодействии с родителями
Интернет - ресурсы в работе педагога ДОУ при взаимодействии с родителями...