«Инновационные формы и методы работы ДОУ с семьёй»
статья
В контексте нового ФГОС ДО, взаимодействие ДОУ с родителями воспитанника считается наиболее эффективным на условиях социального партнерства. При этом специалисты ставят своей целью создание единого пространства развития и образования ребенка (родитель – ребенок – педагог).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы и методы работы ДОУ с семьёй»
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Вступивший в силу с 01. 01. 2014г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ставит перед ДОУ задачу «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
В контексте нового ФГОС ДО, взаимодействие ДОУ с родителями воспитанника считается наиболее эффективным на условиях социального партнерства. При этом специалисты ставят своей целью создание единого пространства развития и образования ребенка (родитель – ребенок – педагог).
Известно, что успех в достижении указанной цели во многом зависит от выбора форм взаимодействия участников воспитательного процесса.
Таким образом, современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Использование традиционных форм работы с родителями, на наш взгляд, сегодня недостаточно, необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведения новых форм общения семей группы. Взаимоотношения педагогов и родителей стали партнерскими. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Внедрение новых ФГОС позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Сегодня появляются новые перспективные формы сотрудничества, предполагающие активное включение родителей в организацию педагогического процесса в детском саду. В своей работе мы используем традиционные формы (родительские собрания, анкетирование, размещение информации в родительских уголках, беседы и т.д.).
Работая по внедрению ФГОС ДО кроме традиционных форм работы ДОУ с семьёй, мы активно используем инновационные формы и методы работы:
- мастер-классы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- организация совместной трудовой деятельности;
- совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- участие родителей в семейных конкурсах, выставках;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ и др.
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, а не только «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы. ФГОС помогает семьям и дошкольным учреждениям синхронизировать работу, вовлечь в совместную деятельность родителей и детей, помочь понять друг друга, дать больше свободы для детей. Привлечение членов семей воспитанников к участию текущей жизни способствует созданию обстановки всецело благоприятствующей успехам, создает дополнительные возможности для всех участников образовательной деятельности, позволяет наконец-то реализовать очень сложную с точки зрения педагогов технологию индивидуализации, оставляет время для наблюдения и индивидуальной работы с нуждающимися детьми.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать всё новые и новые пути для сотрудничества с родителями наших воспитанников.
Таким образом, использование разнообразных новых форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОО с семьей: наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
В результате применения современных подходов и форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Новые формы партнерских взаимоотношений в ДОУ доказывают родителям, что вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка.
Для дальнейшего исследования наиболее актуальным, на наш взгляд, является изучение новых форм работы с родителями в условиях современной образовательной организации с применением информационных технологий и компьютерных коммуникаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Цель статьи – подбор и апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...
«Современные и инновационные формы и методы работы на за-нятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индив...
Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"
В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...
Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...
Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
Межрегиональный семинар-практикум «Инновационные формы работы по формированию партнерских взаимоотношений с родителями», проводимый в МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1», г. Альметьевск, выступление и презе...
Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться ...