Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй
статья

Татьяна Александровна Зуева

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №93

Конспект выступления на тему: «Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй»

Подготовила: Зуева Т.А., воспитатель

Воронеж, 2020г.

     За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.  (СЛАЙД 2) Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания и обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Несмотря на то что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, работа с родителями обычно ведётся только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. (СЛАЙД 3) В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

      В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. (СЛАЙД 4) Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». (СЛАЙД 5)

    «Сотрудничество» - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. (СЛАЙД 6)

     Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. (СЛАЙД 7)

    Главный момент в контексте «семья-дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка.           Неоценима помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

       Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. При этом открытость детского сада должна включать «открытость внутрь» и «открытость наружу». (СЛАЙД 8)

            «Открытость детского сада внутрь» -это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. (СЛАЙД 9) Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу (одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи-чему-то научат детей, например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремёслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью). В результате участия родителей в работе дошкольного учреждения дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагог, в свою очередь, имеет возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

        «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и пр. Её несомненная ценность- в упрочении связи с семьёй , в расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что , в свою очередь, работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

           Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. (СЛАЙД 10)

          Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. (СЛАЙД 11,12)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ

       В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

  • Посещение семьи ребёнка

Задачи: 1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье;

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

     На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может чётко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания или может что-то перенять из положительного опыта семейного воспитания или предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях, написать небольшую статью для папки-передвижки.

  • Наглядная пропаганда (использование различных видов наглядности- стенды, тематические выставки, групповые стенды типа «Для вас, родители» «Советы и рекомендации», выставка работ детей, папки-передвижки) Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и пр., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
  • День открытых дверей даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. (это может быть экскурсия по ДОУ с посещением групп, просмотр фрагмента работы ДОУ: коллективный труд, сборы на прогулку и пр.)
  • Беседы (индивидуальные или групповые)
  • Консультации (индивидуальные или групповые). Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
  • Семинары-практикумы помогают молодым родителям приобрести практические навыки воспитания детей. Эта форма даёт возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
  • Родительские собрания могут быть как групповыми, так и общими (для родителей всего учреждения)
  • Родительские конференции. Основная цель- обмен опытом семейного воспитания.

В настоящее время в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы (СЛАЙД 13) работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведу примеры некоторых из них.

  • Семейные клубы строят отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
  • «Родительская почта» и «Телефон доверия» Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить каки-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
  • Библиотека игр. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
  • Кружок «Очумелые ручки» предполагает возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок.
  • Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Эти вечера должны проходить как непринуждённое, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
  • Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
  • Интерактивная игра- это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «Здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определённой учебной целью. Упрощённый мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Такие интервенции известны под другими названиями- «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т.п. Термин «интерактивные игры» подчёркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Они пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
  • Тематические акции –это одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общественными, так и групповыми. Цель: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ с семьёй в интересах развития личности ребёнка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и пр. (СЛАЙД 14)

   Взаимодействие семьи и детского сада- это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер-классы), реализуется принцип доверительного партнёрства. (СЛАЙД 15)

     Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основные цели интерактивного взаимодействия- обмен опытом, выработка общего умения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. (СЛАЙД 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семья–поистине высокое творенье . Она заслон надёжный и причал . Она даёт призванье и рожденье . Она для нас основа всех начал . ( Е.А.Мухачёва )

Слайд 3

Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются…. Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя…. Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Слайд 5

Новизна отношений между ДОУ и семьей определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения .

Слайд 6

1. Главная идея взаимодействия педагога с родителями – это сотрудничество! Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений. 2. Цель: - Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. - Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. - Вовлечение семьи в единое образовательное пространство .

Слайд 7

Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье

Слайд 8

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы утратили своё значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Всё шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.

Слайд 9

Преимущества современных подходов к организации взаимодействия ДОУ с семьей: - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; - учет индивидуальности ребенка; -родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным; -это укрепление внутрисемейных связей; -возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; -возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Слайд 10

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей: открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 11

Функции работы ДОУ с семьей. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. Психолого - педагогическое просвещение родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Помощь отдельным семьям в воспитании детей. - Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка. Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Слайд 12

Роль педагога – сотрудника, партнера 1 . Опирается на инициативу родителя и предлагает свое. 2 . Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка. 3 . Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему. 4 . Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи. 5 . Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности. 6 . Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей. 7 . Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист. 8 . Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Слайд 13

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование. Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Слайд 14

" Круглый стол" по любой теме; тематические выставки; семейные спортивные встречи; конкурс семейных талантов; день открытых дверей; « День добрых дел» (помощь в организации развивающей среды группы); Инновационные формы семинар-практикум; тренинги; семейные гостиные; занятия –практикумы; совместные проекты; мастер-класс; сайт ДОУ; открытые занятия и мероприятия; дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества; «Посади дерево»

Слайд 15

ВЫВОД Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...

Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

  Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...

Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...

Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...