беседы по этическому воспитанию дошкольников
картотека (старшая, подготовительная группа)
подборка бесед по формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека этических бесед для старших дошкольников | 89.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА 1 «Лиственные деревья. Грибы,
Беседа: «Вежливая просьба»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Чтение рассказа о Павлике (В- Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).
Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направился к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы
ВЫПОЛНИМЫМИ.
Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)
Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)
Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2—3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.
В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.
КАРТОЧКА 2 «Осень»
Беседа: «Фея учит вежливости»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Ход беседы:
Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на тех, Говорится чаще всех.
Эго слово ходит следом
За подарком, за обедом
Эго слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням
Ей мама
Про него
Твердит упрямо:
— Почему
Такой пустяк
Не запомнишь Ты никак?
Но молчит она, как рыба,
Вместо каждого... (спасибо)!
— Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные...)
Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
КАРТОЧКА 3 «Одежда. Обувь. Головные уборы
«Еще один секрет вежливости»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Ход беседы:
Послушайте одну историю про Мальвину и Буратину, когда он пришел на урок.
Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурчит себе под нос, стоит). Здравствуйте!Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и все. А тебе что ?
М аль в и н а (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь яхочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера шутил.Вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше.
— Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)
— Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.
КАРТОЧКА 4 «Семья»
«Семь и большие и маленькие»
Цель: развивать логическое мышление, образное восприятие, воспитывать уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, их труду и быту, ценностям, любовь к родному.
Ход беседы: Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.
- В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы - поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
- А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать. А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге. Семьи бывают большие и маленькие. У кого какая семья?
У кого дома есть братья или сестры?
- Вы с ними играете?
- Вы их любите?
- Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: «Они как родные братья».
- Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно - они тоже ваша семья.
Поднимите руки, у кого есть бабушки и дедушки, как вы о них заботитесь
- Дедушки и бабушки - это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается.
КАРТОЧКА 5 «Домашнии животные»
Беседа: «Как дети могут заботиться о взрослых»
Цель: воспитывать уважение к членам своей семьи
Ход.
Давайте вспомним сказку «Репка» дед ни как не мог
вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся
семья, даже маленькая мышка.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за
Жучку, Жучка за внучку, внучка
за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут
вытянули репку!Только все вместе герои сказки смогли
вытащить репку.А как вы думаете, что было потом,
когда репку вытянули.(Герои все вместе чистили репку,
варили кашу, а потом ее ели.)(Можно сделать инсценировку.)
А как еще дети могут заботиться о взрослых?
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
За что мама была благодарна дочери
КАРТОЧКА 6 «Животные жарких стран.
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм
«Воспитанность и вежливость»
Ход.
Рассказывание Остера «Зарядка для хвоста»: Воспитание, что это? спросила мартышка. Это много чего, сказала бабушка. В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?Спелый банан? уточнила мартышка. Очень спелый,кивнула бабушка. Съем! сказала мартышка.Бабушка неодобрительно покачала головой.Сначала скажу «спасибо»поправилась мартышка. А потом съем! Ты поступишь, как вежливая мартышка! сказала бабушка. Вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу! А вдруг он его возьмет?! Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то товарищ от банана не откажется. Нет. «Воспитанной быть не интересно!» — сказала мартышка.А ты попро
Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке.
Большое спасибо! сказала мартышка и уже открыла рот. чтобы съесть банан, как заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? спросила она слоненка. Нет, почему же? возразил слоненок. Я ж довольно сильно люблю. .Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению. Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки.Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.Да? сказала мартышка упавшим голосом. Ну тогда на!И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.Бери! Эго тебе! сказал слоненок. Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! сказал удав. взял банан и протянул его мартышке.Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)
КАРТОЧКА 7 «Дикие животные»
Беседа: «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»
Цель: воспитание внимательного отношения к тем людям, которые в нем нуждаются.
Ход.
Воспитатель объясняет детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Педагог начинает беседу с рассказа:Аня первый раз пришла в детский сад.«Это Аня. Она теперь будет ходить в нашу группу», - сказала воспитательница. Аня робко огляделась, ей стало страшно и захотелось к маме. Она села на стульчик и заплакала. Сначала никто не замечал девочку, все были заняты игрой. Потом подружки, Оля и Соня, увидели, что Аня плачет. Они подошли и пригласили ее поиграть. Но Аня продолжала сидеть и ронять слезы. Тогда подружки принесли самые интересные игрушки: клоуна, который кувыркается, и куклу, которая говорит «мама». Девочка перестала плакать и с любопытством посмотрела на забавные игрушки и на подружек, которые весело смеялись.Теперь Аня с радостью ходит в детский сад: там ее всегда ждут Оля и Соня, с которыми она теперь неразлучна.Как вы думаете, почему дети сначала не замечали, что девочке нужна помощь? (Аня сидела тихо. Дети были невнимательны.) Как можно назвать девочек, которые стали успокаивать Аню? (Внимательные, добрые.) Как девочки успокаивали Аню?
Почему в саду появились три неразлучные подружки?
Какое правило мы узнали из этого рассказа?
КАРТОЧКА 8 «Посуда»
Беседа: «Добрые дела»
Цель: оказание помощи детям в осознании совершения добрых поступков.
Воспитатель объясняет детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.
Ход.
Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».
Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротик не, как вылезти на поверхность не мог.
Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она- то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку... Набежавшая волна ему лишь замочила пятки.
Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.
Птенец - а пищал, конечно же, он, - обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители - орлы - улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался...
- Не плачь, - утешил малыша Кротик. - Я тебя не брошу.
Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.
- Ну-ка, открывай рот! - командовал он. - Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать!
По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!
Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.
- Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.
- Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)
- Какие еще добрые дела делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку.)
- Как собака отблагодарила Кротика?
- Вы радовались вместе с героями их добрым делам?
В свободное время воспитатель помогает детям организовать игру по сюжету сказки.
КАРТОЧКА 9 «Зимующие птицы»
Беседа: «Зайчик, который всем помогал»
Цель: оказание помощи детям в осознании совершения добрых поступков
Ход.
Воспитатель читает сказку Е. Бехлерова «Капустный лист».
Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:
- Ну и позавтракаю же я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом, злой мальчишка подшиб его камнем.
- Пить, пить, - стал просить воробышек.
Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.
- Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, - подумалзайчик и пошел дальше.
А в это время хлынул дождь.
- Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! - сказал зайчик и припустил всех ног домой.
И снова его кто-то тихонько окликнул:
- Зайчик, спаси!
Это бабочка лежала в траве.
- Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
- Иди под зонтик! - сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.
- Эх, уплыл мой завтрак! - воскликнул зайчик. - Ну, ничего, зато.. И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.
- Какое настроение было у зайчика, который побежал домой из капустного листа?
- Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)
- Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?
- А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека, который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.) Почему?
- Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?
- Знаете ли вы людей, которые тоже готовы прийти на помощь тем, кому она нужна? Расскажите о них.
- Нарисуйте тех, кому помог зайчик.
- Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.
КАРТОЧКА 10 «Зима.Зимние забавы»
Беседа: «Дружба и взаимовыручка
Цель: формирование нравственных качеств.
Ход.
Ребята, сегодня я вам расскажу поучительную историю.
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его! Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.
Воспитатель:
- Какими были сыновья у отца?
- Как вы думаете расстраивался отец, переживал за них?
-А действительно ли веник нельзя сломать? Есть у нас в группе силачи? Как думаете, сумеете сломать веник?
Воспитатель показывает веник детям и вызывает желающих попробовать его переломить.
- Что ж, оказывается, прав был отец. Веник сломить не получается. А давайте разберем его на веточки отдельные.
Дети легко ломают прутики.
Воспитатель:
- Так и мы все с вами, если будем дружными, будем помогать друг другу, выручать друг друга, то никакая сила нас никогда не одолеет.
- Что же такое взаимовыручка? Взаимопомощь?
Воспитатель:
- Сегодня, ребята, мы узнали что значит быть дружелюбным, что такое настоящая дружба, взаимовыручка и взаимопомощь. А ещё узнали, что веник без листиков называют в народе «голик».
КАРТОЧКА 11 «Хвойные деревья»
Беседа: «Я задаром спас его»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания помогать людям.
продолжать знакомить детей с понятием «взаимопомощь». Воспитатель: предлагает детям вспомнить, кто и как им помог, когда они в этом нуждались. На основании высказываний детей педагог делает вывод: – Нужно обязательно помочь человеку, который в этом нуждается. Если же вы сами не можете это сделать, попросите о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые прийти на помощь. Таким был известный всем герой. Вы его сразу узнаете. (С. Михалков «Дядя Степа») Что случилось? Что за крик? – Это тонет ученик! Он упал с обрыва в реку — Помогите человеку! На глазах всего народа Дядя Степа лезет в воду Жив здоров и невредим Мальчик Вася Бородин. Дядя Степа в этот раз Утопающего спас. Как можно назвать поступок дяди Степы? (Добрый, смелый, благородный.) – А что вам понравилось в поступке дяди Степы? |
КАРТОЧКА12 «Как зимуют звери»
Беседа «Хорошие товарищи.
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм
Ход.
В ходе беседы педагог обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.
Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить...
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!..
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Можно ли детей назвать доброжелательными?
- В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу. Они не дразнят мальчика, не смеются над ним.)
Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.
КАРТОЧКА 13 «Наш город»
Беседа: «Урок дружбы»
Цель: формирование понятия у детей, что с друзьями надо делиться.
Ход.
Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского. Жили два воробья - Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай, их поровну разделим и склюем. Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел, ты и клюй!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?Ты, наверное, прав, — ответил Чик. Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.
- Почему Чику стало стыдно?
- Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)
- А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)
- Почему рассказ называется «Урок дружбы»?
КАРТОЧКА 14 «Правила поведения»
Беседа «Почему нужно уметь уступать»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания уступать другим.
Ход.
Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)Во что вы любите играть? Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь? Затем педагог предлагает детям послушать рассказ: ...Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, язнаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки. Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, а потом добавила: И послез автра».Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете? Были ли споры между девочками? Нужно было договориться.
КАРТОЧКА 15 «Транспорт»
Беседа: «О дружбе и взаимопомощи»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания помогать другим.
Ход.
Воспитатель: А я ребята хочу познакомить вас с пословицами о дружбе. «Друг за дружку держаться — ничего не бояться»;«Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех»;Где дружба да совет, там свет»
О чем говорится в пословицах, как понимают пословицу дети? А сейчас давайте вспомним сказки о дружбе.
«Крошечка Хаврошечка», «Бременские музыканты», «Петушок и бобовое зёрнышко». Сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», вспоминаем героев.
Работа по вопросам. О чем говорится в сказке?
Почему петушок подавился?Послушал ли он курочку?
-У кого просила помощи курочка?
Предлагаю обсудить нравственные качества героев сказки.Ребята, а что можно сказать о наших героях, какие они? (выслушиваю ответы детей).А можно сказать они добрые, дружные, заботливые не бросают своих друзей в беде?А сейчас подумайте и назовите примеры взаимовыручки между вами в нашей группе.
Дети вспоминают ситуации, когда они помогали друг другу. Алёна плохо рисует, ей помогают Настя, Даша, Вова. Когда рано забирают дежурного по столовой, то за него обязательно кто-нибудь подежурит и т.д.
Правильно, это дружба и взаимовыручка!
КАРТОЧКА16 «Рыбы»
Беседа: «Глупые ссорятся, а умные договариваются .
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм.
Ход. Чтение рассказа (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»)Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу.Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет. Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Как мальчики могли решить свой спор?
Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.)
КАРТОЧКА17 «Зима»
Беседа «Каждая ссора красна примирением»
Цель: напоминание детям слов, которые помогают людям помириться.
Ход.
Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение). Вы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?
Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть». Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.За чтотысячесвет рассердился на ручеёк?Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.)За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды?Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка;помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.
Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки. (1.Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2.Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе).В заключение воспитатель подводит итог:Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссор красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу.
КАРТОЧКА 18 «Фрукты»
Беседа: «Будь вежливым»
Цель: Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.
Ход беседы:
Воспитатель, обращаясь к детям говорит:
- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)
- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.
1 поступок: Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:
- дети помогают ему встать;
- дети забинтовывают мальчику ногу;
- дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;
- дети смеются над плачущим от боли мальчиком.
2 поступок: Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:
- мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;
- мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;
- мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.
Воспитатель хвалит детей:
- Молодцы, ребята, справились с ситуациями.
Игра «Волшебные очки»
Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками
Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Давайте, сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел.
-Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду.
КАРТОЧКА 19 «Мамин день»
«О культуре поведения»
Цель: Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
Ход:
Воспитатель говорит детям:
- Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
- Что нужно сказать после обеда? (спасибо)
- К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)
- Как надо попросить? (пожалуйста)
- Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)
- Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)
- Какие слова говорят утром? (доброе утро)
- Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас.)
- Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.
Медведь: Я все могу- могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
Могу я целый день не врать.
Могу! Могу! Могу!
… но не хочу!
- Вам понравился медведь?
- Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?
- Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех! », то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был,
Оттолкнул братишку.
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
(Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)
- Как можно назвать такого мишку?
Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?
- Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?
- Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.
Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастлив
КАРТОЧКА 20 «Откуда хлеб пришел»
«Доброе дело»
Цель: уважительно относиться к чужому труду, помогать советами в труде.
Ход:
Скажите, а выпомогаете своим мамам.
Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.
Так или не так?
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:
- И я сегодня маме помогала.
- И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?
- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
- А я ботинки чистила
- Мамины? – спросила Оля
- Нет, свои. Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила? Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.
Так или не так? Ребята, кто же из детей помогал маме?
- Можно ли Люде сказать такую пословицу?
Судят не по словам, а по делам.
- Ребята, а как вы понимаете пословицу. Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: вспомнили правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!
КАРТОЧКА 21 «Перелетные птицы»
«Этикет за столом»
Цель: Формирование знаний поведения за столом. Учить детей как нужно вести себя за столом во время приема пищи; закреплять знания о том, что нельзя говорить во время еды;
Ход. Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.
Так какие же правила мы должны знать прежде, чем сесть за стол.
«Чтение» правил поведения за столом детьми.
Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки…
Сев за стол, выпрямитесь. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.
Не кладите локти на стол – это не прилично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.
Привыкнете к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица,уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.
Не наполняйте рот большим количеством пищи – так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.
Не прилично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды.Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.
Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.
Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.
За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.
Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.
Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.Я надеюсь ребята вы запомнили все правила этикета.
КАРТОЧКА 22 «Сказка»
«Васнецов художник -иллюстратор сказок»
Цель: Познакомить детей с профессией художника- иллюстратора.Дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать интерес к его произведениям.Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев.
Ход. Какие книги вам больше нравятся? (Дети отвечают)
- Скажите, кто делает книги красочными, интересными и занимательными? (Художники-иллюстраторы) Иллюстрировать – значит освещать, пояснять. Создавая рисунок, художник тоже рассказывает историю только на своем языке – языке цвета и линий.Как вы думаете, каким главным качеством должен обладать художник?
Но главное качество, каким должен обладать творческий человек, - это наблюдательность. Художник умеет видеть многообразие жизни и различных оттенков цвета, состояний природы, изменений формы, переливов света и тени. Все эти зрительные наблюдения он переносит в свои рисунки.
Какими материалами может рисовать художник? (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски)
Какими средствами художественной выразительности пользуются художники, чтобы их рисунки нравились? (Цвет, композиция, колорит, ритм)
В числе первых, лучших художников – сказочников люди по праву называют Юрия Алексеевича Васнецова.
Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке.
Много замечательных иллюстраций к детским книгам создал художник, но особенно яркими, нарядными получились рисунки для книг со стихами – потешками. Название «потешки» - от слов «потешать», «забавлять». И события в потешках происходят самые удивительные, невероятные: то медведь по небу летит, то кот сухари толчет. Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки к потешкам нарисовал Юрий Алексеевич Васнецов.
Видите, какие добрые и веселые герои изображены художником. Все предметы в его иллюстрациях оформлены декоративно. Все рисунки Васнецова яркие, праздничные.
Как много иллюстраций создано Юрием Алексеевичем, и среди них нет ни одной одинаковой! Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
Какая иллюстрация к сказке вам больше понравилась? Почему?
Вот и закончилась наша беседа о художнике – иллюстраторе Ю. А. Васнецове. Я надеюсь, что она была интересной. Теперь вы знаете, что такое книжная графика и для чего она нужна. Время все больше отдаляет нас от Ю. Васнецова, но его прекрасные иллюстрации не стареют. Рассматривая его рисунки, мы лучше начинаем понимать людей вокруг себя и самих себя. Этому учат нас замечательные произведения художника – графика.
КАРТОЧКА 23 «Домашнии птицы»
« Правила поведения детей в труде»
Цель: Закрепить и обобщать детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.
Ход. Игрушка незнайка, он хочет узнать знаете о труде детей, о том, как вести себя в труде.
Читаю стихотворение:
Портниха. Переплетчица.
Целый день сегодня шью. Заболела
Я одела всю семью. Эта книжка: изорвал ее братишка
Погоди немного, кошка. Я больную пожалею
Будет и тебе одежка. Я возьму ее и склею.
.Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?
Можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.
Ребята, правильно ли сказал Незнайка?
Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?
Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется).Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет).Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)
Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:
- Помочь Мальвине убирать игрушки.
- Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь
- Уважительно относиться к чужому труду
- Действовать в труде совместно, коллективно.
- Совместно обсуждать предстоящую деятельность
- Помогать друг другу советами в труде
- Незнайка, тебе помогли дети?
- Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!
- Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.
КАРТОЧКА 24 «Продукты питания»
« О культуре поведения»
Цель: Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
Оборудование: игрушки, медведь.
Ход.
Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:
Здравствуйте, доброе утро и т.д.
Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.(Дети знакомятся с игрушками) Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…Что нужно сказать после обеда? (спасибо)
К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)
Как надо попросить? (пожалуйста)
- Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)
- Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то?
- Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас..)
- Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.
Медведь: Я все могу- могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу! Могу! Могу!
…но не хочу!
- Вам понравился медведь?
- Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?
- Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали?
- Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом.
КАРТОЧКА 25 «Правила поведения»
«Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
Цель: формирование представления о важности права на имя.
Ход.
У каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры) По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Эльвира Александровна»? Кто они? Ответ: «Илюшенька» - это мальчик, а «Эльвира Александровна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени.По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре .Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? По имени и отчеству обращаются к старшим людям.Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей. У нас две Ани, а как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? Может быть по фамилии? Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? В этом случае поможет отчество. а, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; ф.и.о. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этическая беседа "Доброта, что солнце!"
Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....
КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»
Программное содержание:Развивать чувства, аналитические умения детей.Вызывать эмоциональный отклик на рассказ В.А.Сухомлинского «Посмеялись…...
конспект занятия по художественной литературе этическая беседа "Мама слово дорогое-в нем тепло и свет"
Этическая беседа "Мама слово дорогое - в нем тепло и свет"...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...
Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...
Картотека бесед"Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей .
Животные -наши друзья.Формирование доброжелательного отношения к животным,желание обрести в животном друга....