Семинар-практикум для воспитателей.
материал
Семинар-практикум для воспитателей.
«Как оценить психологический комфорт в группе, в начале учебного года»
Цель: научить воспитателей оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.
Задачи:
- познакомить педагогов с диагностическим инструментарием;
- провести комплекс упражнений для педагогов, чтобы снять эмоциональное напряжение;
- рассказать педагогам, как создать условия для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей.
«Как оценить психологический комфорт в группе, в начале учебного года»
Продолжительность: 60 минут.
Участники: педагог-психолог, воспитатели, специалисты ДОУ.
Цель: научить воспитателей оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.
Задачи:
- познакомить педагогов с диагностическим инструментарием
- провести комплекс упражнений для педагогов, чтобы снять эмоциональное напряжение;
- рассказать педагогам, как создать условия для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги! Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах.
Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка: появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое, здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду, именно с вами.
А для начала, давайте с вами немного отвлечемся и поиграем, снимем напряжение.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение. (см. карточку)
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Если педагог-это время года, то какое?
Если педагог – это погода, то какая? ………
Вот таким радушным и должен быть воспитатель для детей.
Итак, перейдем к методикам определения комфортности и рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада.
Знакомство с диагностическими материалами (прил.3)
Педагог-психолог: Посмотрите, на столах перед вами лежат методические материалы, чтобы изучить и оценить психологический климат в группе и эмоциональное благополучие детей. По этим методикам вы сможете определить, комфортно ли детям находиться в группе, как они эмоционально воспринимают ее, кто лидер, а кто аутсайдер. Результаты диагностики помогут вам оценить и свои воспитательные действия.
- Сейчас я вас познакомлю с несколькими методиками оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, с их отдельными частями.
– рисунок «Я в своей группе детского сада» (тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада)1;
– цветовая диагностика «Домики» (разработала О.А. Орехова с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда);
– тест на эмоциональное отношение (М.Ю. Стожарова);
– анализ «Атмосфера в моей группе» (С.В. Терпигорьева);
– социометрия - Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработала Т.А. Репина, модифицировала Т.В. Антонова).
Методики для оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада
- Цветовая диагностика «Домики»
(Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.)
Методика помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду.
Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев пребывания в нем. Предложите детям в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. Используйте синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета.
Инструкция:
В ходе диагностики показатели фиксируйте и протоколируйте.
Типы реакции на задание
1. Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.
2. Негативная реакция на задание.
3. Безразличная реакция на задание.
4. Тревожная реакция на задание.
5. Позитивная реакция на задание.
На основании полученных данных определяется тип отношения ребенка к детскому саду.
1. Негативное отношение.
2. Амбивалентное отношение (безразличная или тревожная реакция на предложенное задание).
3. Положительное отношение.
Схема наблюдения за поведением ребенка при психологическом обследовании по цветовой диагностике «Домики»
Помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду. См таблицу на слайде
Н.р. в таблице есть такой пункт как - Выбор цвета: и есть обозначение : (на слайде домики: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета) – спросить воспитателей
Это девочка Катя, Катя ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати.
- выбор темных цветов (черного, коричневого, серого), что говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста;
- выбор красного и фиолетового цветов, что говорит о преобладании раздражительности и агрессии, связанных с посещением детского сада;
- выбор зеленого и синего цветов, что говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности;
- выбор желтого, красного цветов, что говорит о преобладании
и делаются выводы.
- Тест на эмоциональное отношение
Автор теста – Стожарова М.Ю.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям можно дать готовые карточки, на которых нарисовано по 5 кружков. Старшим детям предложите нарисовать 5 кружков через клетку. Вопросы можно подобрать самостоятельно.
Посадите детей за стол по одному и дайте задания. Проводите тест до 3 раз.
-Давайте и мы с вами представим себя в роли детей:
- Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
- Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
- Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
- Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
- Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов
Красный – возбужденное, восторженное отношение.
Оранжевый – радостное, приятное отношение.
Желтый – теплое, доброжелательное отношение.
Зеленый – спокойное отношение.
Синий – грустное, неудовлетворительное отношение.
Фиолетовый, коричневый – тревожное отношение.
Черный – печаль, уныние.
Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, немедленно обратите на это внимание. Например, пересмотрите структуру и содержание занятий, чтобы ребенку было интересно, – и так по каждому виду деятельности.
- Анализ «Атмосферы в моей группе»
Автор теста – Терпигорьева С. В.(делает воспитатель)
Проанализируйте групповую ситуацию. Используйте предложенную схему. ( см. на слайде)
Обстановка в группе
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком
Взаимоотношения между детьми
- Тест на проверку психологического комфорта
детей в группе детского сада
Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. – 2002. – №12.(готовые рисунки на доске)
Предложите детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Во время теста не комментируйте действия детей и не подсказывайте им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок. Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Если необходимо сохранить рисунок, попросите подарить его вам на память.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, который выполнен на занятии по рисованию. Помните, что какие-то элементы рисунка могут оказаться вам непонятными, а какие-то могут привести к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, которые связаны с семейными конфликтами, свидетелем которых он был утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Рисунки детей можно условно разделить на три группы:
1. Ребенок рисует только здание. Это самая тревожная группа рисунков. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций. События, которые происходят с ним в детском саду, не воспринимаются как личностно значимые.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. Если ребенок изображает на рисунке самого себя, значит, события, которые происходят в детском саду, являются для него личностно значимыми. Обратите внимание, присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле – важный элемент, – игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. Дети часто изображают свою опору в виде прямой линии. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, которые свидетельствуют о спокойствии, мире в душе.
Попытайтесь понять, что выражает ребенок, когда рисует воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку: спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя вербальной агрессии.
Проанализируйте цветовое решение картинки. Ребенок использует теплые тона: желтый, розовый, оранжевый? А спокойные холодные: синий, голубой, зеленый? Если да, то это свидетельствует о положительном эмоциональном настрое. Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, которая похожа на зачеркивание, – сигнал о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.
- Диагностическая методика «Секрет» («Подарок»)
Разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.
Методика помогает выявить положение ребенка в группе детского сада, т. е. его социометрический статус, его отношение к другим детям и представления об отношении сверстников к нему, степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие.
Эксперимент проводит педагог-психолог или старший воспитатель индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату или раздевалку и предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.
Инструкция: «Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки, которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки детям вашей группы? (Получив положительный ответ, продолжайте). Тогда выбери, пожалуйста, картинку, которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?» (Получив ответ, предложите положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевалке). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку? Почему? А третью?»
После того, как все подарки разложены, задайте ребенку вопросы: «Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?»
Ответы фиксируйте в протоколе. По окончании эксперимента поблагодарите ребенка и попросите его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, проводите ребенка в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, выявите детей, которые ничего не получили, и положите им одну или две картинки (игрушки). Затем пригласите всех в спальную или раздевалку, чтобы они получили подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.
У вас на столах есть памятка
«Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду» и игры и упражнения на релаксацию, снятия мышечного напряжения детей.
Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуации с родителями приводят к эмоциональной и физической усталости. Такой педагог не сможет вести детей за собой и заражать их интересом к жизни. Поэтому важно учить педагогов способам укрепления психического здоровья.
Каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил, благодаря которым можно
противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость. Важное условие сохранения и укрепления психического здоровья педагога — развитое умение «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.
Итак, попробуем почувствовать свой внутренний мир, прислушаемся к себе и к своим собственным психологическим и физическим потребностям.
Но для начала, разделимся на 2 команды.
Игра «Найди свое место»
Цели: распределить участников на команды, настроить на общение, создать непринужденную атмосферу.
Материалы и оборудование: таблички с названиями известных художественных фильмов, карточки с цитатами из этих фильмов, поднос, стулья, столы (количество столов зависит от того, на сколько групп вы собираетесь разделить участников).
Инструкция.
На каждом столе стоит табличка с названием известного российского (советского) фильма, при входе в зал — поднос с карточками, на которых записаны крылатые фразы из этих фильмов. Каждый педагог выбирает любую карточку, про себя читает фразу и садится за соответствующий стол. Когда все участники рассядутся за столы, предложите им по очереди зачитать содержание своих карточек и проверить, правильно ли каждый из них определил свое местоположение.
Подобный способ деления на команды позволит создать определенный настрой участников. К тому же общие воспоминания, подкрепленные положительными эмоциями, сплотят группу.
Материал к игре. Содержание табличек и карточек
1 стол « Бриллиантовая рука»
2 стол « Кавказская пленница»
Игра «Калейдоскоп»
Цель:переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.
Материалы:
ручки, листы бумаги.
Примечание. Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания отводится определенное время. После завершения игры предложите педагогам по желанию зачитать свои записи.
Инструкция участникам.
1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных для его описания, запишите.
2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится, подберите к нему три прилагательных,
запишите.
3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и запишите все.
(Дать время.)
Послушайте значение определений:
первые три прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни;
вторые три прилагательных — идеального партнера; третьи — вашу духовность.
Игра «Тип-топ»
Цель: дать возможность участникам размяться, подвигаться.
Материал: листочки-«кочки».
Инструкция участникам.
Разделитесь на две команды и постройтесь в две шеренги. Каждый из вас получил по два листочка — «кочки». На первый вы встаете ногами, второй держите в руках. Последний участник в шеренге получил только одну «кочку», она лежит у него под ногами.
Задача — пройти по кочкам через болото быстрее команды-соперника.
Алгоритм движения следующий: первый игрок всегда «кладет» кочку на пол, встает на нее ногами и получает другую кочку от соседа.
Остальные участники переходят каждый раз со своей кочки на следующую, отдают ее впереди стоящему и получают другую кочку от соседа. Последний игрок переходит со своей кочки на следующую, поднимает с пола свою кочку и передает ее следующему игроку.
Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая»
Цель: дать возможность каждому участнику определить свои психосоматические проблемы.
Материалы:
на каждого участника — семь листов бумаги, семь разноцветных карандашей, ножницы, клей.
Инструкция участникам.
Сейчас вы нарисуете семь рисунков. Закончив рисунок на одном листе бумаги, переворачиваете его и убираете до времени.
Первый лист.
Изобразите те части вашего тела или орган, которые обеспечивают, по вашему мнению, внутреннюю и внешнюю безопасность.
Второй лист.
Нарисуйте ту часть тела (органы), которая дает наибольшую жизненную силу.
Третий лист.
Нарисуйте те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.
Четвертый лист.
Изобразите те части своего тела или органы, которые помогают сопротивляться окружающей действительности. Так называемая ваша братва, или что у вас по этому поводу возникнет в качестве метафоры…
Пятый лист.
Нарисуйте те свои части, которые помогают общаться с самим собой, отвечают за благополучие внутреннего, интимного мира.
Шестой лист.
Изобразите те части тела или органы, которые все это контролируют, возглавляют, собирают, другими словами — служат «генеральным директором».
Седьмой лист.
Нарисуйте что-то из предлагаемых вариантов:
ту часть своего тела, которую просто хотите нарисовать еще раз (уж очень она вам нравится);
то, что не вошло ни в один рисунок, а вы считаете, что это должно быть — просто так, для комплекта.
Теперь вырежьте по контуру все, что нарисовали, и попробуйте составить из полученного целого человечка.
Не беда, если у него будет много рук или голов.
Анализ результатов.
В идеале человек должен быть нормальным и жизнеспособным — т.е.целым. Плохо, если чего-то важного у него не хватает.
Рассмотрим параметры оценки полученного коллажа.
Цельность и комплектность. Если у вашего человечка чего-то не хватает, значит, он «не работает». И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» —посмотрите на своего человечка.
Защищенность.
Этот параметр имеет жесткое и простое требование — ВСЕ ВНУТРЕННИЕ
ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!
В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тела», как бы защищены им. Они не должны быть больше корпуса тела, не должны располагаться отдельно. Все это выдает их незащищенность, уязвимость.
Соразмерность.
Человечек должен быть реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой в несколько раз.
Принцип разделения властей.
Иногда на каждом рисунке бывают нарисованы чуть ли не все части тела. Получается, что все отвечают за все. Представьте аналогию. Вы всем коллективом бросаетесь к Иванову, чтобы помочь ему одеться, затем дружно бежите к телефону, чтобы позвонить родителям Сидорова, а затем все
вместе садитесь писать заявление заведующему детским садом на проведение экскурсии. Что это означает в реальной жизни? Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает все тело». То есть малейшее недомогание лишает такого человека трудоспособности.
Недаром в подводных лодках существуют перегородки. Они делят лодку на отсеки и в случае аварии
в одном отсеке блокируют его, чтобы не страдали остальные.
В идеале уши отвечают за слух,глаза — за зрение, а сердце — за любовь. Но когда на рисунке «все отвечает за все» — это точно говорит о хаосе в психике и, как следствие, в организме.
Реалистичность.
Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник. Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах. Например, капустный кочан вместо головы или горшок с цветами, ножи вместо рук, гусеницы танка вместо ног, пламенный мотор вместо сердца. Это указывает на то, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально не может.
Принцип кратности.
Он сводится к следующему: шесть голов — это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног или хотя бы по две пары. А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем — это нарушение принципа кратности.
А теперь самостоятельно проанализируйте свой коллаж в соответствии с основными параметрами. Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром. У одних — уши, у других — руки. Это два совершенно разных способа жить. Не правда ли? Никто лучше вас не поймет корень ваших же собственных проблем.
Притча
- Послушайте притчу. «Жил- был мудрец». Считалось, что он знает все, но один человек захотел доказать, что это не так. Зажав в ладони бабочку, он спросил мудреца:
- Мертвая или живая?
А сам подумал:
- Скажет, что живая, - я ее умертвлю, скажет, что мертвая, - выпущу.
Мудрец подумал и ответил:
- Все в твоих руках»
Показ мультфильма «Внешний вид и реальность», обсуждение.
Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
Какое упражнение, игра вам запомнились больше всего? Почему?
Какие чувства вы испытывали в ходе встречи? Что нового узнали? Чему научились? Над чем вы задумались? Что из того, что вы узнали на нашей встрече, может пригодиться вам в будущем?
Игра «Аплодисменты»
Цели: отметить каждого участника, позитивно завершить встречу.
Инструкция. Подойдите к одному из участников встречи, скажите ему несколько хороших слов.
Желательно, чтобы это были не общие фразы, а слова, которые относились бы конкретно к данному человеку. Например, вы можете сказать о том, как он хорошо выполнил то или иное задание или высказал интересную мысль, идею; заразительней всех смеялся; громче всех хлопал.
Поаплодируйте этому участнику, попросите группу поддержать вас. Далее попросите этого человека выбрать любого другого из присутствующих и сказать ему несколько теплых слов. Теперь вы уже вдвоем хлопаете этому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Методы, приемы и формы работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....
Семинар практикум для начинающих воспитателей
Семинар - практикум для начинающих воспитателей является формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...
Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями
Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями. Проект "Кто полетит в космос" с детьми средней группы...
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...