Проект Экологической тропы в ДОУ
проект
Проектная деятельность по созданию экологической тропы, описание видовых точек тропы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
гимназия № 93 г. Челябинска имени Александра Фомича Гелича (структурное подразделение)
Экологический проект
«Экологическая тропа в детском саду»
Автор: воспитатель 1 категории
Мартынова А.И.
Челябинск
2016
Оглавление.
- Пояснительная записка
- Содержание проекта
- Планируемые результаты
- План реализации проекта:
Объект исследования
Тема
Цель
- Тип проекта
- Участники проекта
- Сроки реализации
- Проблема
- Образовательные области
- Продукты проекта
- Этапы проекта
- Формы и методы работы с детьми
- Паспорт видовых точек экологической тропы
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Содержание проекта
Задачи.
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
7. Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
Планируемые результаты.
Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).
Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
Сплочение детей, родителей и воспитателей.
План реализации проекта:
Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;
Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»
Цель проекта:
• создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
• изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Тип проекта: досугово-познавательный
Участники проекта:
- дети средней и старшей группы детского сада;
- воспитатели;
- родители;
Сроки реализации: долгосрочный, с 1 апреля по 15 декабря 2016 года.
Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение договариваться с партнерами в игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развивать социальное и эмоциональное восприятие природы, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие: способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений бег, мягкие; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Продукты проекта: макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, конспекты.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
4-й – подготовка к презентации. Презентация проекта.
Формы и методы работы с детьми:
Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
Игровая форма занятий
Ознакомление с художественной литературой
Выставка рисунков и поделок
Сюжетно-ролевая игра
Наглядная пропаганда
Утренники, викторины, КВН
Экскурсии, наблюдения
Самостоятельная детская деятельность
Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования
Паспорт видовых точек экологической тропинки
1.ОБЪЕКТ «Чудо-огород»
Объекты для наблюдений:
Посадки овощных культур в разное время года.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию овощных культур (огородные грядки, семена, рассада, плоды овощных культур);
-знакомить с ролью человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
-учить видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки
- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе;
2.ОБЪЕКТ – «Рябинка»
Объекты для наблюдений: листья и ягоды, строение дерева, лекарственное и бытовое использование растения, его роль в жизни животных, значение в природе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- рассказать о биологических особенностях, изменениях в жизни растения в зависимости от сезона;
- дать представление о взаимосвязи рябины и животных, человека, о лечебной роли в народной медицине, роли в народном фольклоре и приметах;
- развивать эстетическое восприятие дерева, учить любоваться красотой рябины, воплощать эмоции от восприятия в прикладном творчестве.
3. ОБЪЕКТ – «Цветник»
Объекты для наблюдений: растения, с разными требованиями к условиям обитания (цветники, где растут тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы, купальницы, астильба, папоротники, незабудки, аквилегия( или водосбор), различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные и полевая герань); В цветниках солцелюбивых растений собраны такие цветы, как розы, геогины, пионы, вербейник, золотарник , петуния и другие растения.
Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:
-труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.
-наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- развивать сенсорное восприятие детей во время прогулок на цветники;
-беседовать о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
-проводить исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
-учить видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
4. ОБЪЕКТ – «Золотой луг»
Объекты для наблюдений: Небольшой луг около участка (растения луга, насекомые, камни, другие объекты)
Рекомендации по организации работы с детьми:
- учить отслеживать связь данной зоны с животными и насекомыми
- производить сравнительный анализ различных объектов луга ( например: сравнение травы и мха, рассматривание «тропинки» муравьёв)
- вводить использование луп для наблюдений
- составлять список растений на лугу, фиксировать разное время цветения растений, список увиденных насекомых
-наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
- исследовать характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды;
5. ОБЪЕКТ — «Хозяева леса»
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) были выбраны «хозяин» и «хозяйка тропинки» — сказочные герои – Лесовичок и Кикимора. Эти персонажи помогают проводить занятия на тропинке. Персонажи изготовлены из пней, одеты в соответвтвии с народным фольклором. Периодически персонажи «оживают», посылают детям письма-задания, участвуют в театрализованных праздниках.
В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети.
Объекты для наблюдений: трухлявые деревья, пни, столики, грибки, герои из пеньков.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- естественное старение дерева
- рассматривание мха и древесных грибов
-связь с животными и насекомыми
- использование луп для наблюдений
- создание условий для второй жизни старых вещей
- исследовательская деятельность
6. ОБЪЕКТ «Елочка – зеленая иголочка»
Объекты для наблюдений: -маленькая елочка
Рекомендации по организации работы с детьми: конкретизировать представления детей о строении дерева (ствол, ветви, хвоя, дать понятие о том, что шишка – это плод ели, носитель семени, дать представление о распространении ели в природе. -воспитывать эстетическое восприятие: умение видеть красоту дерева, желание бережно к нему относиться
7. ОБЪЕКТ «Целебное лукошко»
Объекты для наблюдений:
1. Крапива
2. Одуванчик
3. Подорожник
4. Тысячелистник
6. Мать-и-мачеха
7. Ромашка аптечная
8. Лопух
9. Мелисса
10. Мята
Рекомендации по организации работы с детьми:
- прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
- рассматривание и сбор растений для гербария
-беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения
- игры с детьми «Мы — растения», «чем полезна», «чей листочек»
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
8. ОБЪЕКТ - «Деревья и кусты»
Объекты для наблюдений: Береза, Липа, Тополь, Ясень, Яблоня, Боярышник, Акация, Ирга.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года
- сравнение их между собой
- забота человека о деревьях
- использование луп для наблюдений
- проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева
- экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года
- исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой
- связь с животным миром, польза для человека и забота человека.
9. ОБЪЕКТ – « Мини-Водоём»
Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг — ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья.
Рекомендации по работе с детьми: Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.
10.ОБЪЕКТ - « Птичий городок»
Объектом для наблюдений стали кормушки на участке группы « Умка».
Рекомендации по организации работы:
- уточнить предназначение кормушек, рассмотреть домик для птиц;
- наблюдение за птицами, слушание голосов птиц, слушание пения разных птиц в записи;
- выработка правил поведения в природе;
11.ОБЪЕКТ - «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Рекомендации по организации работы:
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
12. ОБЪЕКТ - «Метеостанция»
Объекты для наблюдений:
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Рекомендации по организации работы:
- изучение и наблюдение явлений природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду,
- наблюдение интересных явлений (например: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.)
- знакомить детей с приборами для наблюдения за погодой, обращать внимание на интересные факты, помогать сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы,
-предложить сделать отметки в календаре погоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....
Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"
Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...