Проект Экологической тропы в ДОУ
проект

Мартынова Анна Ильинична

Проектная деятельность по созданию экологической тропы, описание видовых точек тропы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

 гимназия № 93 г. Челябинска имени Александра Фомича  Гелича (структурное подразделение)

Экологический проект

«Экологическая тропа в детском саду»

Автор: воспитатель 1 категории

Мартынова А.И.

Челябинск

2016

Оглавление.

  • Пояснительная записка
  • Содержание проекта
  • Планируемые результаты
  • План реализации проекта:  

 Объект исследования

    Тема

    Цель

  • Тип проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации
  • Проблема
  • Образовательные области
  • Продукты проекта
  • Этапы проекта
  • Формы и методы работы с детьми
  • Паспорт видовых точек экологической тропы

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Содержание проекта

Задачи.

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

  3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

  4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

  5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

  6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

  7. Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

    Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

    Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).

    Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

    Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

    В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

    Сплочение детей, родителей и воспитателей.

План реализации проекта:

    Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;

    Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»

     Цель проекта:

•        создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

•        изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

                         

 Тип проекта: досугово-познавательный

    Участники проекта:

 - дети  средней и   старшей  группы детского сада;

  - воспитатели;

  - родители;

Сроки реализации:   долгосрочный,   с 1 апреля по 15 декабря 2016 года.  

Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение договариваться с партнерами в игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развивать социальное и эмоциональное восприятие природы, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).        

Физическое развитие: способствовать  правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений бег, мягкие; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Продукты проекта: макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, конспекты.

         Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

4-й – подготовка к презентации. Презентация проекта.

Формы и методы работы с детьми:

    Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

    Игровая форма занятий

    Ознакомление с художественной литературой

     Выставка рисунков и поделок

    Сюжетно-ролевая игра

    Наглядная пропаганда

    Утренники, викторины, КВН

    Экскурсии, наблюдения

    Самостоятельная детская деятельность

    Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Паспорт  видовых  точек экологической тропинки

1.ОБЪЕКТ «Чудо-огород»

Объекты для наблюдений:

Посадки овощных культур в  разное время года.

 Рекомендации по организации работы с детьми:

-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур (огородные грядки, семена, рассада, плоды овощных культур);

  -знакомить с  ролью человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)

-учить видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки

 - формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе;

 2.ОБЪЕКТ – «Рябинка»

Объекты для наблюдений: листья и ягоды, строение дерева, лекарственное и бытовое использование растения, его роль в жизни животных, значение в природе.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- рассказать о биологических особенностях, изменениях в жизни растения в зависимости от сезона;

- дать представление о взаимосвязи рябины и животных, человека, о лечебной роли в народной медицине, роли в народном фольклоре и приметах;

- развивать эстетическое восприятие дерева, учить любоваться красотой рябины, воплощать эмоции от  восприятия в прикладном творчестве.

3. ОБЪЕКТ – «Цветник»

Объекты для наблюдений: растения, с разными требованиями к условиям обитания (цветники, где растут  тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы, купальницы, астильба, папоротники,  незабудки, аквилегия( или водосбор), различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные  и полевая герань); В  цветниках  солцелюбивых  растений собраны такие цветы, как розы, геогины, пионы, вербейник, золотарник , петуния и другие растения.

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

-труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

-наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

- развивать сенсорное восприятие детей во время прогулок на цветники;

-беседовать о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);

-проводить  исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

-учить видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

4. ОБЪЕКТ – «Золотой луг»

Объекты для наблюдений: Небольшой луг около  участка (растения луга, насекомые, камни, другие объекты)

Рекомендации по организации работы с детьми:

 - учить отслеживать   связь данной зоны  с животными и насекомыми

   - производить сравнительный анализ различных объектов луга ( например: сравнение травы и мха,  рассматривание «тропинки» муравьёв)

   - вводить использование луп для наблюдений

    - составлять список растений на лугу, фиксировать разное время цветения растений, список увиденных насекомых

   -наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)

    - исследовать характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды;

              5.   ОБЪЕКТ —  «Хозяева леса»

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) были выбраны «хозяин»  и «хозяйка тропинки» — сказочные герои – Лесовичок и Кикимора.  Эти персонажи помогают проводить занятия на тропинке. Персонажи изготовлены из пней, одеты в соответвтвии с народным фольклором. Периодически  персонажи «оживают», посылают детям письма-задания, участвуют в театрализованных праздниках.

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети.

Объекты для наблюдений: трухлявые деревья, пни, столики, грибки, герои из пеньков.

Рекомендации по организации работы с детьми:

   - естественное старение дерева

   - рассматривание мха и древесных грибов

   -связь с животными и насекомыми

   - использование луп для наблюдений

   - создание условий для второй жизни старых вещей

   - исследовательская деятельность

6. ОБЪЕКТ «Елочка – зеленая иголочка»

 Объекты для наблюдений: -маленькая елочка

 Рекомендации по организации работы с детьми: конкретизировать представления детей о строении дерева (ствол, ветви, хвоя, дать понятие о том, что шишка – это плод ели, носитель семени, дать представление о распространении ели в природе. -воспитывать эстетическое восприятие: умение видеть красоту дерева, желание бережно к нему относиться

7. ОБЪЕКТ «Целебное лукошко»

Объекты для наблюдений:

1. Крапива

2. Одуванчик

3. Подорожник

4. Тысячелистник

6. Мать-и-мачеха

7. Ромашка аптечная

8. Лопух

9. Мелисса

10. Мята

Рекомендации по организации работы с детьми:

   - прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

  -  рассматривание и сбор растений  для гербария

    -беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения

   - игры с детьми «Мы — растения», «чем полезна», «чей листочек»

     - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

 

8. ОБЪЕКТ - «Деревья и кусты»

Объекты для наблюдений: Береза, Липа, Тополь, Ясень, Яблоня,  Боярышник, Акация, Ирга.

Рекомендации по организации работы с детьми:

   - рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года

  -  сравнение их между собой

 -   забота человека о деревьях

  -  использование луп для наблюдений

-    проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева

  -  экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года

   - исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой

    -   связь с животным миром,  польза для человека и забота человека.

9. ОБЪЕКТ – « Мини-Водоём»

Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг — ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья.

Рекомендации по работе с детьми: Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

 10.ОБЪЕКТ - « Птичий городок»

Объектом для наблюдений стали кормушки  на участке группы « Умка».

Рекомендации по организации работы:

   - уточнить предназначение  кормушек,  рассмотреть домик для птиц;

   - наблюдение за птицами,  слушание голосов птиц,    слушание пения разных птиц в записи;

   - выработка правил поведения в природе;

  11.ОБЪЕКТ -  «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Рекомендации по организации работы:

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

12. ОБЪЕКТ - «Метеостанция»

Объекты для наблюдений:

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Рекомендации по организации работы:        

- изучение и наблюдение явлений природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду,

- наблюдение интересных явлений (например: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.)

- знакомить детей с приборами для наблюдения за погодой, обращать внимание на интересные факты, помогать сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы,

-предложить сделать отметки в календаре погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...