конспекты занятий
план-конспект занятия (старшая группа)
конспекты занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дни недели | 22.81 КБ |
технология по развитию речи | 508.25 КБ |
развитие речи | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП
«Дни недели»
Для детей 6-7 лет
Подготовила:
воспитатель:Зейналова Лариса Ремиевна
Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя знания при выполнении заданий.
Задачи:
1.Образовательные:
- дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название;
- дать ребятам элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, название.
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
2. Развивающие:
- научить пользоваться в речи словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже;
- обогащать словарь словами - антонимами;
- научить подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели.
3.Воспитывающая:
- воспитывать умение внимательно слушать задания.
Оборудование и демонстрационный материал:
- доска;
- карточки с названиями дней недели;
- карточки с цифрами от 1 до 7;
- карточки с кружками от 1 до 7;
- карточки с пустыми клетками;
- рисунки;
- ручка;
- цифры – магниты;
- магниты;
- мяч.
Количество детей во время проведения занятия: 12 детей.
Методы и приемы:
1.Игровой:
- дидактическая игра по математике «Цветик - Семицветик»;
- дидактическая игра по математике «Дни недели»;
- словесная игра по математике «Дни недели».
2.Словесный:
- художественное слово (загадки, стихотворение);
- вопросы детям;
- индивидуальные ответы детей.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
Ответы детей (Дни недели).
Воспитатель: Правильно, слушайте следующую загадку.
Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста
Золотая верста.
Ответы детей (Неделя).
Воспитатель: Молодцы! Сегодня у нас пойдет речь о таком временном понятии как неделя. Кто из вас знает, сколько дней в неделе? (Ответы детей). Конечно! Неделя состоит из семи дней.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Составь неделю».
Количество участников игры: от 6 до 12 человек.
Задание: разделить детей на команды, назвать дни недели по порядку, показать соответствующие карточки с цифрами.
Правило игры: правильно назвать дни недели и показать карточки с цифрами, соответствующие дням недели.
Игровое упражнение :«Составь неделю».
Игровые действия:
У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке - цифра 2 и т.д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем ребята составляют неделю, начиная с четверга и т.д.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели, начиная с заданного дня.
В конце упражнения воспитатель уточняет у детей, правильно ли они выполнили задания, правильно ли назвали дни недели и показали карточки с цифрами.
Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немного отдохнем.
Проводится физкультминутка: «Назови скорее».
Задание.
Дети встают в круг. У воспитателя мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает педагогу и отвечает.
Вопросы для игры:
- какой сегодня день недели?
- какое сейчас время года?
- сколько частей в сутках?
- какой день недели будет завтра?
- какой день недели был вчера?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы, а теперь мы поиграем в игру «Живая неделя».
Количество участников игры: 7 детей.
Задание: показать соответствующие карточки с кружками, назвать дни недели по порядку.
Правило игры: правильно назвать дни недели и показать карточки с кружками, соответствующие дням недели.
Игровое упражнение: «Живая неделя».
Игровые действия:
Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7). Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения. По ее окончании они выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке нарисован один круг (понедельник), вторым - у которого на карточке два круга (вторник) и т.д.
Проверка осуществляется путем переклички с названием дней недели.
В конце упражнения воспитатель уточняет у детей, правильно ли они выполнили задания, правильно ли назвали дни недели и показали карточки с кружками.
Воспитатель: а в заключение нашего занятия мы поиграем с вами словесную игру «Дни недели».
Проводится словесная математическая игра: «Дни недели».
Количество участников игры: не имеет значения.
Задание: найти рисунки, соответственно тексту стихотворения; написать в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.
Правило игры: правильно написать соответствующую цифру под рисунком, обозначающую порядок дня недели.
Игровые действия:
Воспитатель: Дети, я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения П. Башмаковой, а вы его внимательно послушайте.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Воспитатель: ребята, рассмотрите, пожалуйста, картинки. Я еще раз вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы его постарайтесь запомнить.
Воспитатель еще раз зачитывает отрывок из стихотворения.
Воспитатель: я задам вам вопросы, а вы должны написать в клеточке цифру, которая соответствует рисунку, дня недели.
Вопросы к детям:
- когда девочка стирала?
- когда подметала пол?
- когда пекла калач?
- когда помыла чашки?
- когда купила торт?
- когда позвала подружек на день рожденья?
Дети, которые знают ответы, выходят к доске и подписывают цифры, под соответствующими рисунками.
Итог занятия.
В конце занятия, воспитатель вместе с детьми анализирует ответы детей, еще раз закрепляет с ними названия дней недели и соответствующие дням недели цифры.
Заключение.
Чтобы работа по образовательной деятельности была успешна, необходимо педагогу соблюдать основные требования ее организации:
- тщательность подготовки к каждому занятию;
- творческий подход к сценарию занятия;
- проведение по одной теме не одного, а двух или несколько занятий
( при необходимости) ;
- переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;
- выполнять программу последовательно;
- доброжелательно и уважительно относиться к ребенку;
- поддерживать интерес ребенка к выполнению задания;
- соблюдать правило – не навреди.
Список использованных источников
1.Колесникова, Е. В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Е. В.Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- с.4-5, с.41, с.69.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа [Текст] И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.17, с. 49.
Предварительный просмотр:
Современные технологии речевого развития дошкольников.
Содержание:
Технологии речевого развития:
Моделирование
Мнемотехника
Технология обучения детей составлению сравнений
Технология обучения составлению загадок
Сказкотерапия
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Логоритмика
Творческие рассказы
Игры-драматизации, инсценировки
Пересказ
Рассказ по картине
Составление описательного рассказа
Рассказы детей из опыта
ВВЕДЕНИЕ
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Л. С. Выготский
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:
- моделирование
- мнемотехника
- технология обучения детей составлению сравнений
- технология обучения образной речи
- технология обучения составлению загадок
- сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- логоритмика
- творческие рассказы
- игры-драматизации, инсценировки
- пересказ
- рассказ по картине
- составление описательного рассказа
(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)
- рассказы детей из опыта
- творческое рассказывание
ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Моделирование
Широкое применение в обучении детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Методы моделирования:
1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Мнемотехника
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.
Это работает по схеме:
- Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
- Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
- Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическаямнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста.
Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.
Модель составления сравнений:
· воспитатель называет какой-либо объект;
· обозначает его признак;
· определяет значение этого признака;
· сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
• цыпленок (объект №1);
• по цвету (признак);
• желтый (значение признака);
• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд, фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Например: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
На пятом году жизни тренинги усложняются:
· в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
· в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Например:
«Дерево по цвету золотистое, как монетки» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.
В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета ("Пыхтит, как новенький паровозик»), в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное («Как зонтик, но на толстой ножке»).
Например:
Светло-зеленый, как весенняя трава.
Гудящий, как летящая пчела.
Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос).
Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (Галка)
Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
- Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
- Снижение уровня агрессивности и тревожности.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Обучение преодолению страхов и трудностей.
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
- «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
- «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
- «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1) Жили-были...
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
2) И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
3) Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
4) Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
5) Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
6) Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Логоритмика
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика.
Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики, которые может применять воспитатель в каких-либо видах ООД или в режимных моментах, относятся такие упражнения, как:
• ходьба;
• упражнения на развитие дыхания;
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• упражнения на развитие чувства темпа.
Ходьба: сначала дети осваивают навыки ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Позже вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа и перестроением.
Упражнения на развитие дыхания имеют целью выработку диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. При этом возможно применение упражнений, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.
Упражнения на развитие мелкой моторики: предполагают развитие движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуя тем самым развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, позже под речевое сопровождение.
Упражнения на развитие чувства темпа сначала представляют простые движения: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Позже добавляются движения ногами, ходьба и бег. Отработка двух темпов движения: медленного и быстрого происходит в последнюю очередь, вводятся такие понятия, как «ускорение» и «замедление» темпа.
Обучение составлению творческих рассказов
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:
· текст реалистического характера;
· текст фантастического характера.
Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:
1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
2. Составление рассказа с заменого объекта.
3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
6. Составление рассказа с добавлением объекта.
7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
9. Составление рассказа с изменением результата действия.
10. Составление рассказа со сменой времени действия.
В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.
Виды творческих рассказов:
∙ Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети (например, начало рассказа Л.А.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»). Другие темы: «Что случилось с Юрой», «Случай в лесу», «Как взрослый еж выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца».
∙ Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно («Приключения ежика»).
∙ Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана): дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. («Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «День рождения лисы», «Как заяц в лесу гулял», «Приключения волка» и др.)
∙ Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. («Кто интереснее придумает сказку».)
Структура занятия:
1. Предварительная беседа.
2. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.
3. Обсуждение плана / схемы.
4. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).
5. Отбор лучших вариантов
6. Кратковременное обдумывание.
7. Рассказы детей / коллективное рассказывание.
8. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).
9. Итоги занятия.
Примечание: В начале обучения допускается речевой образец части или всего рассказа, а также совместное рассказывание.
Темы: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера – мамина помощница», «Кто научил Катю переходить улицу», «Забавные приключения рыжего котенка», «Как дети вылепили снежную бабу», «Как Сережа помог Наташе», «Как Ваня ходил с папой в лес» и др.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Подготовила:Зейналова Л.Р.
Занятие 1
Рассказывание на самостоятельно выбранную тему.
Задачи:
связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии);
словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы; названия детенышей животных;
звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как на одном из занятий мы говорили о веселом зайчике. Настроение у зайчика было хорошее, и вы называли его радостным, оживленным, шустрым, улыбающимся. А сегодня вы будете придумывать рассказ о зайчике. Каким у вас будет зайчик? Если он смышленый, то нужно, чтобы из вашего рассказа было видно, что этот зайчик действительно смышленый.
— Кто придумал?.. Олег, у тебя какой зайчик? (Смелый.) Прежде чем ты будешь рассказывать, дети помогут тебе. Какими другими, близкими по смыслу словами, можно сказать про смелого зайчика? (Храбрый, отважный, нетрусливый...) А сейчас подберите слова, противоположные по смыслу. Один зайчик смелый, а другой какой? (Трусливый, пугливый...)
— Теперь ты, Олег, расскажи нам свою сказку. Как ты ее назвал? («Смелый заяц»). Если хочешь, можешь использовать слова, которые подобрали твои товарищи.
Ребенок рассказывает.
Детям, которые затрудняются в выборе темы, воспитатель подсказывает: «Аккуратный заяц», «Хитрый заяц» и т. п. Перед началом каждого рассказа дети подбирают синонимы и антонимы.
Заслушиваются 5—6 рассказов. Оценка проводится после двух-трех рассказов.
Воспитатель спрашивает: «Чья сказка вам понравилась больше всех? Давайте запишем Катину сказку. Катя будет рассказывать, я — записывать, а вы все — внимательно слушать».
Воспитатель предлагает детям подумать, у каких животных названия детенышей образуются от названий взрослых животных. Если дети затрудняются, дает образец: лиса — лисенок. Затем спрашивает, названия каких детенышей совсем не похожи на названия взрослых животных. Если дети затрудняются, подсказывает: «Например, лошадь — жеребенок и др.».
— Еще каких животных и их детенышей вы можете назвать, чтобы слова были совсем разные?
— У каких животных по-другому образуются названия детенышей? (Жираф, бегемот...)
— Произнесите какое-нибудь предложение так, чтобы было хорошо слышно, понятно, что вы чем-то удивлены.
Предложение с заданной интонацией произносят 3—4 ребенка. Ответы оцениваются (при затруднении помогает воспитатель).
— А сейчас пусть кто-то из вас скажет какое-нибудь предложение с интонацией радости, вопроса или сочувствия. Будьте внимательны, прислушивайтесь к интонации, к тому, как произносится предложение, и определяйте, какое чувство хотел выразить говоривший.
Дети определяют характер интонации. При затруднениях воспитатель оказывает им помощь.
Занятие 2
Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему.
Задачи:
грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам;
связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что недавно был праздник 1 Мая. Спрашивает, какое у детей настроение было в этот день (праздничное, веселое, радостное, бодрое).
— А если у человека не очень хорошее настроение? Каким словом можно назвать такое настроение? (Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.)
— Невеселое, унылое настроение бывает, например, от того, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой «Утро». В этом стихотворении как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого — плохое.
— Какое сегодня утро?
— Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь.
— Почему же плохое утро?
— Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день.
— Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
— Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро? (Плохое утро, хорошее утро; скучное утро, веселое утро.)
— Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? (Хмурый, серый, пасмурный день,) (При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.)
— А когда светит солнце, как мы называем такой день? (Солнечный, ясный...)
— Составьте рассказ на тему «Веселое настроение».
— Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу, по значению, слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? (Легкое.)
— Что еще может быть легким? (Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.)
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан?.. Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?..»
— Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу? (Нетрудная, несложная, простая.)
— А если задача не легкая, то какая она? (Трудная, тяжелая, сложная.)
— Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он? (Тяжелый.)
— Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? (Сильный.)
— Вот какое это слово — легкий!
— Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, по смыслу, слово будет... тяжелый.
— Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова... тяжелая, трудная, сложная.
— Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет... сильный.
Далее воспитатель предлагает:
«Послушайте, что я вам расскажу. Я слышала, как один маленький мальчик сказал другому: «Посмотри, у лошади два хвоста! Один хвост впереди, на шее, а другой — сзади, на спине». Какое слово не знал мальчик? (Слово грива.) А маленькая девочка спросила: «Папа, тут дрова недавно пилили? Вот пилилки валяются!» Как надо было сказать?» (Опилки.)
Проводится игра «Задумай слово». Предварительно воспитатель объясняет:
— Слова нужно задумывать всем знакомые, понятные. Тот, кого я вызову, скажет, что обозначает задуманное слово. Но сначала отгадайте, какое слово задумала я: комната, где занимаются ученики в школе. Что это? (Класс.) А вот еще: маленький упругий шар для игры (мячик). (Если дети отвечают «мяч», нужно подчеркнуть: я сказала маленький.)
Далее слова задумывают дети.
Занятие 3
Рассказывание по картине.
Задачи:
связная речь: учить составлять связный рассказ по картине;
словарь: упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков;
грамматика: активизировать в речи детей форму повелительного наклонения глаголов.
Материал. Картины «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» (серия «Дикие животные»).
Ход занятия
Воспитатель показывает картины, просит вспомнить загадки о нарисованных на них животных. Если дети затрудняются, напоминает: «Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной» (еж) или: «Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок» (белка).
Дети рассматривают картину «Лиса с лисятами». Воспитатель спрашивает, какая лиса (рыжая, пушистая, быстрая, хитрая...), что она может делать (охотиться, подкрадываться, хитрить...). Далее рассматривается картина «Белки». Воспитатель задает аналогичные вопросы.
Дети рассматривают картину «Ежи». Отвечают на следующие вопросы:
— Какой еж? (Маленький, колючий...)
— Что он делает? (Грибы собирает, мышей ловит...)
— С чем можно сравнить ежа? (С колючкой, с клубком иголок...)
Затем дети придумывают загадки о лисе, еже или белке (кто о ком хочет) (образец: «Рыжая, пушистая — кто это?»).
Воспитатель обращается к детям: «Перед вами несколько картин. Придумайте рассказ или сказку по любой из них. Расскажите вначале, когда, где и как звери играли, что они делали, а затем о том, что изображено на картине. Не забывайте — рассказ должен быть законченным».
Дети рассказывают по одному или группами. После двух-трех рассказов дается коллективная оценка.
Воспитатель убирает картины. Появляется белочка. Воспитатель:
— Белочка пришла к нам в гости и хочет поиграть в поручения. Она выполнит любое поручение, если попросить правильно. Можете попросить белочку попрыгать, поскакать, нагнуться, похлопать в ладоши, спрятаться. Договоритесь между собой, какое поручение вы хотите дать белочке. Ваня, о чем ты хочешь попросить белочку? (Спеть.) Попроси: спой, белочка}
— А вы, Маша и Коля, о чем хотите попросить белочку? (Попрыгать.) Попросите: попрыгай, белочка!
— Молодцы, вы правильно давали поручения белочке, и она выполнила все ваши задания, На прогулке можете поиграть так же друг с другом.
Занятие 4
Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»
Задачи:
связная речь: учить детей составлять коллективный рассказ-описание;
грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;
звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звукирнр', четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с р и р'; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.
Материал. Картина «Если бы мы были художниками» («Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
— Посмотрите на эту картину. Сейчас мы будем играть в игру «Если бы мы были художниками». Представим, что мы с вами художники и собираемся рисовать картину, на которой изобразим сельский домик. Итак, стены уже готовы. Мысленно будем дорисовывать части домика. В их названиях должны быть звуки р и р'. Произносить слово-название нужно так, чтобы ясно прозвучал звук р или р'.
— Тот, кто правильно подберет слово, пусть положит перед собой одну счетную палочку. В конце занятия подсчитаем, сколько у кого палочек, и определим победителя. Начнем.
— Какие части домика вы предложите нарисовать, чтобы в их названиях были звуки р или р'? (Труба,крыша.)
— Скажи, Даша, это слово так, чтобы было хорошо слышно, какой звук — р или р'— в нем есть.
— Что еще вы можете назвать? (Дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, черепица и т. п.)
По мере называния детьми частей домика воспитатель дорисовывает их. Каждое слово анализируется.
— А из какого материала, из чего будет сделан домик? Какой он будет? (Деревянный, кирпичный.) Какой краской мы покрасим дом? (Серой, красной, розовой, коричневой.)
Если дети ошибочно предложат зеленую краску, воспитатель замечает: «Разве в слове зеленый слышен звук р или р'? Зззеленнный... Будьте внимательны».
— Помолчим минуточку, дети, и подумаем, какие предметы мебели и другие предметы, необходимые для жизни людей, могут находиться в комнатах домика. Не торопитесь с ответом, помните, что в названиях этих предметов мы также должны слышать звук р или р' (сервант, кровать, телевизор, радиоприемник, картина, торшер...).
— А что вы можете сказать о слове радиоприемник? Вслушайтесь в это слово... — Катя, повтори все слева, которые мы сейчас назвали.
Какое из них самое-самое длинное? Дима, произнеси слово радиоприемник по слогам и покажи шагами его длину.
Воспитатель обходит столы, за которыми сидят дети, по числу лежащих перед ними палочек, отмечает, кто недостаточно активен, и привлекает их к работе.
— Кто будет жить в этом домике? Не забывайте о нужных звуках. (Родители, ребята.)
Называемые детьми слова анализируются.
— Подберите такие имена, чтобы в них слышались звуки р и р'(Петр Петрович, Аркадий Александрович, Ирина Андреевна... Сережа, Лера, Шура, Марина,Арина...)
— Что мы нарисуем около домика? (Деревья, кустарник, рябину, боярышник, смородину, сирень...) Повторите еще раз, какие растения имеют в своем названии звук р'. А какие — звук р ?
— Теперь, дети, предложите мне что-нибудь нарисовать вблизи домика. Как надо сказать? Не забудьте о звуках р и р'. (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Например, можно спросить о цветах».)
Ребенок может спросить: «Какие вы нарисуете около дома цветы, чтобы в их названиях слышался звук /р?»
— Молодец, Сережа, правильно задал вопрос. Сейчас подумаю и отвечу. Я изображу на клумбе много роз.
Дети проверяют ответ, выделяя голосом звук р (ррроз).
— Изображу садовые ромашки (ррромашки), настурцию (настурррцию), красные астры (крррасныеастррры).
— Итак, я нарисую розы, ромашки, настурцию, астры, сирень. Какие из этих цветов называются длинными словами?
Воспитатель четко проговаривает все названия цветов, чтобы напомнить детям, и предлагает:
— Вася, ты будешь произносить слово роза. Дема, ты будешь произносить слово ромашка. Вика скажет настурция, а Саша — астра. Проговаривайте слова по слогам и прошагивайте слоги начиная от этой линии (один слог — один шаг). Вот мы и узнали, что слово настурция оказалось более длинным, чем все остальные.
— Определите, где находится ударение в слове роза. (На первом слоге.) А в слове сирень? (На втором слоге.)
Сейчас составьте рассказ — опишите нам картину, которую вы могли бы нарисовать. Начать можно так: «Если бы я был художником, я бы нарисовал такую картину».
После рассказов детей воспитатель произносит скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе». Предлагает повторить ее вместе с ним. Дети повторяют скороговорку 1—2 раза.
В заключение подсчитывается количество счетных палочек и выявляется, кто назвал больше всех слов.
Примечание. Важно, чтобы воспитатель поддерживал инициативу детей в придумывании (на этом занятии или на прогулках) собственных сюжетов (изобразить огородные грядки с горохом, репой, укропом, редиской; нарисовать пруд, в котором есть караси, карпы; поселить в конуре собаку и подобрать ей кличку со звуком р или р'— Рыж, Рекс, Ур и т. п.).
Занятие 5
Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку...»
Задачи:
связная речь: учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует— взрослый записывает);
грамматика и словарь: активизировать в речи детей сложные предложения; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании однокоренных слов; активизировать в речи детей антонимы.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать сказку Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку...».
После чтения проводится краткая беседа по содержанию сказки.
Вопросы:
— Про кого эта сказка?
— Что произошло с героями сказки?
— Почему волк отпустил белку?
— Почему волк решил, что белки всегда веселы?
— Отчего белки веселы, а волку всегда скучно? Как об этом говорится в сказке? (После ответов детей зачитывается соответствующий фрагмент сказки.)
— В сказке белки веселые, добрые, а волк злой и скучный. Как о волке говорится в сказке? (Зачитывается соответствующий фрагмент.)
После беседы воспитатель говорит, что еще раз прочитает сказку, и просит обратить внимание на выразительность авторского текста.
После повторного чтения воспитатель предлагает детям рассказать эту сказку, записать пересказы и поместить на «Доске для родителей», чтобы все мамы и палы смогли прочитать их.
— Записывать будем так. Все сидите тихо. Тот, на кого я' укажу рукой, начнет рассказывать. Остальные внимательно следите. Следующий, на кого я укажу, должен продолжать начатое. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее и точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.
Воспитатель приглашает первого ребенка. Интонационная законченность предложения является для воспитателя ориентиром. Он знаком руки показывает «садись» и подает знак следующему рассказчику.
В конце этой части занятия записанный воспитателем текст читается целиком; в него вносятся поправки.
Занятие продолжается. Воспитатель обращается к детям:
- В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как еще они веселятся, что делают? (Скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку, качаются на ветках и т. п.)
— Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки; белки веселы; белки веселятся; белкам весело (подчеркнуто произносит однокоренные слова).
— Белки веселые, а волк совсем не веселый. А какой? (Грустный.)
— Белки веселятся. А волк ..? (Грустит.)
— Белкам весело. А волку ..? (Грустно.)
— Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.
— И слова веселый, весело, веселиться — тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже. (При произнесении однокоренных слов всегда необходимо подчеркивать голосом сходство звучания.)
— Подберите слова, родственные слову радостный.
Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они... радуются. Можно сказать: им весело или им радостно; они веселы или они радостны; у белок веселье или у белок радость».
— Много слов-родственников мы вспомнили. Придумайте предложения с ними.
— Вспомните слова, родственные слову весенний.
— Придумайте предложения с этими словами.
— Вспомните слово, противоположное по смыслу слову веселый (грустный).
— Вспомните слово, противоположное по смыслу слову весенний (осенний).
— Подберите слова, близкие по смыслу слову веселый (радостный).
— Про что можно сказать веселый? (Голос, смех, рассказ...)
— Про что можно сказать весенний? (День, снег, ручей, лед...)
— Вслушайтесь, как звучат эти слова: веселый, весенний. Звучат очень похоже. Но по смыслу эти слова не связаны, они — не родственные. И у них разные родственные слова. У слова веселый — весело, веселье, веселиться; у слова весенний — весна, веснушки, веснянка.
В конце занятия воспитатель предлагает детям, когда они пойдут на прогулку или потом, дома, отыскать предметы, которые обозначаются родственными словами.
Занятие 6
Придумывание сказки на заданную тему.
Задачи:
связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;
словарь и грамматика: упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; упражнять в словообразовании;
звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Материал. Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На сугробах ломкие льдинки-кружева.
Первая проталинка, первая трава.
Помещает на стенд репродукцию картины В. Бакшеева «Голубая весна». Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы:
— Какие слова можно образовать от слова весна ? (Весе-ний, веснянка, веснушки.)
— Про что можно сказать весенний? (Ручеек, снежок, дождь, сад.)
— Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, река, проталинка.)
— Про что можно сказать весеннее?(Облако, солнце, небо.)
— Недавно была зима, было много снега. Подберите к слову снег родственные слова (снежинка, снежок, снежный).
Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы:
— Как сказать о горке, сделанной из снега, какая она? — Снежная.
— Каким словом можно назвать снежную бабу? — Снеговик.
— Как называется цветок, первым появляющийся на снегу? — Подснежник.
Воспитатель дает новое задание:
— А сейчас подберите слова, которые образованы от слова зима (зимний, зимующие, зимовье). Если дети затрудняются, задает вопросы:
— Как называют птиц, которые остаются на зиму? — Зимующие.
— Каким словом можно назвать день зимой? — Зимний.
— Каким ласковым словом называют зиму? —Зимушка.
— Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? (Нет, родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже со словом снег.)
— Про что можно сказать зимний? (Сад, город, хоровод.) Зимняя? (Река, береза.) ;
— Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, красная, горячая, слезливая, солнечная, голубая.)
— Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное.)
— Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, ласковое.)
— Какое небо зимой? (Пасмурное, холодное, серое, хмурое, сероватое.)
— Какое солнце зимой? (Тусклое, холодное, скучное.)
— А сейчас придумайте весеннюю сказку. Сказка должна быть короткая и законченная. Но мы должны увидеть, что это сказка, то есть надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, с деревом или с животным.
После коллективной оценки сказок воспитатель переходит к следующей части занятия.
— Сейчас я скажу предложение, слушайте: Дождь идет! — Предлагает детям повторить это предложение с разной интонацией: чтобы было понятно, что они довольны, рады дождю; что он им совершенно безразличен; что они недовольны, огорчены дождем.
— А сейчас скажите любое предложение так, чтобы мы увидели, что вы рады тому, о чем говорите. (Солнце светит! Грибной дождь! Снег идет! Подснежник! И т. п.)
— Скажите любое предложение так, чтобы мы увидели, что вам не нравится то, о чем вы говорите. (Снег идет; Опять тучи; Зима пришла; Дождь идет и т. п.)
Занятие 7
Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на тему из личного опыта.
Задачи:
связная речь: учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине;
грамматика и словарь: активизировать употребление названий профессий и действий;
звуковая культура речи: учить различать на слух и в произношении звуки д и д' и подбирать фразы по заданному ритму.
Материал. Картина «Подарки маме к 8 Марта».
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
— Расскажите, какая профессия у ваших мам и что они делают. Например, моя мама — учительница, она учит детей читать, писать, считать. А какая профессия у твоей мамы, Игорь, и что она делает? А у твоей мамы, Света? И т. д.
На стенд выставляется картина «Подарки маме к 8 Марта». Воспитатель задает вопросы:
— Как можно назвать эту картину?
— Что на ней изображено?
— Чем заняты дети?
— Подумайте, чем все закончилось.
Воспитатель предлагает составить рассказ по картине:
— Сначала расскажите, как дети задумали подготовить подарки маме, как готовились к этому дню. Потом расскажите о том, что нарисовано на этой картине, и затем придумайте интересный конец.
Дети рассказывают (3—4 рассказа).
— А теперь вспомните, как вы готовились к празднику 8 Марта, какие сделали подарки мамам, бабушкам, сестрам, что интересного произошло в этот день и как он закончился,— предлагает воспитатель.— Рассказ должен быть кратким, законченным. И не повторяйте друг друга. (Заслушиваются 2—3 рассказа.)
— Закончите то, что я вам скажу, чтобы получилось складно.
— Как ты маму поздравлял? (Я ей варежки связал; я ей дом нарисовал.)
—— Как ты маму поздравляла? Я ей сумочку связала...) .
Любую понравившуюся им строчку дети повторяют громко или тихо.
— А сейчас скажите скороговорку: «Дарья дарит Дине дыни». Каждое слово произносите отчетливо, внятно.
Скороговорка произносится вначале с выделением слова Дарья, а затем слова Дина.
Занятие 8
Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке»
Задачи:
связная речь: развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; грамматика: активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик);
словарь: учить составлять 2—3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
Ход занятия
Воспитатель дает задание: «Вспомните слова, родственные словам снег, снежок, снежинка». Задает наводящие вопросы:
— Как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.)
— Каким еще словом можно назвать снежную бабу? (Снеговик.)
— Как называются цветы, первыми расцветающие прямо на снегу? (Подснежники.)
— Как вы объясните, почему подснежники так называются? (Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом.) (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам дает объяснение.)
— Как вы считаете, слово зима родственное слову снег, ведь зимой много снега. Объясните, почему это не родственные слова. (Родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.)
— Подберите теперь слова, родственные слову зима.
— Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (Зимующие.) Что они делают? (Зимуют.)
— Каким словом мы назовем день зимой? (Зимний.)
— Каким ласковым словом называют зиму? (Зимушка.)
— Слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу,— Воспитатель еще раз называет родственные слова: снег, снеговик, снежинки, подснежник; зима, зимний, зимующие, зимушка.
— Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке»,— говорит воспитатель.
— Вспомните, каким бывает участок зимой. Расскажите, как он выглядит, какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать, в какие игры вы играете на участке. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Следует вызвать не менее шести детей.)
Воспитатель дает новое задание:
— А сейчас придумайте два-три предложения, чтобы в них были слова снежок, подснежник. (Нужно вызвать для ответа не менее трех детей.)
Затем проводится оценка. Воспитатель ^предлагает отметить, использовали ли дети нужные слова, удачно ли составляли предложения. Если были допущены ошибки, просит детей исправить их, дать свои варианты. Обращает внимание детей на правильное сочетание слов по смыслу.
Далее дается то же задание со словами снеговик, снежная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...