Исследовательский проект "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях сотруднической деятельности"
статья
В данной работе раскрывается понятие "патриотическое воспитание", анализ традиционных и инновационных форм работы по патриотическому воспитатнию в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание в условиях сотрудничества | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Черкасова Елена Михайловна
воспитатель, СП ДС «Солнышко»
ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях
сотруднической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема патриотического воспитания дошкольников является весьма важной для страны и определяется задачами образовательной политики РФ, духовно-нравственного образования, нравственно - патриотического развития и воспитания личности, патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Гражданско - патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему – то, кому – то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком еще, деле. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникнет, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Помочь ребенку увидеть красоту и поверить в свои силы должны взрослые – педагоги и родители.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, он переживает то, что с ним происходит и им совершается, определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему миру составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Его чувства - это отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим и эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми и другими детьми. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.[12 с.5]
Цели и задачи патриотического воспитания
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему миру, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи нравственно – патриотического воспитания:
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, селу;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.[20, c.7]
Особенности работы по формированию патриотического воспитания детей в условиях детской образовательной организации
Дошкольная образовательная организация, как первая ступень общего образования, играет важную и значимую роль в нравственно – патриотическом воспитании детей, так как начала патриотических чувств, заложенных в дошкольном возрасте, получают свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой и начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, ведь именно упор на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Высокое чувство любви к Родине у ребенка дошкольного возраста конкретизируется в чувстве любви к матери, отцу, своим родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В.А. Сухомлинский.- Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Для более эффективной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и дома, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Окружающая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:
- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
обеспечении регулярного взаимодействия детей, педагогов и родителей;
-вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.[20 с.11]
В детском саду решаются и задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представить то, что хорошо знакомо, оно воспитывает и развивает чувства.
Взаимодействие с семьей и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно-патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.
Традиционные и инновационные методы патриотического воспитания
Формирование устойчивых нравственно-патриотических качеств осуществляется через разнообразные методы как традиционные так инновационные. К традиционным методам патриотического воспитания относятся:
- целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д;
- рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и малой родины;
- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, села, района, улицы);
- демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
- знакомство с фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
- знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
- посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
- участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город, село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
1. целевые прогулки, экскурсии;
2. беседы;
3. игры;
4. чтение художественной литературы;
5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;
6.основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, села о его истории).
Последнее десятилетие – это еще и годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества, одна из основных задач воспитательного процесса. Одним из инновационных подходов является работа по созданию мини – музеев, который проходит при участии
педагогов, воспитанников и родителей. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в дошкольной организации формирует у ребенка представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.[20 c.3, 19]
В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования перед педагогами поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому одной из наиболее результативных и привлекательных форм взаимодействия между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса является проектная деятельность, представляющая собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого: она позволяет включать детей, родителей и педагогов в жизнь детского сада, дает им возможность быть полноправными участниками совместной деятельности.
Анализ состояния проблемы патриотического воспитания в практике СП ДС «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина: любви к семье, дому, детскому саду, селу, области, стране в целом; бережного отношения к природе; понимания культурных традиций; уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения к другим людям.
Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении родителей и компетентных педагогов. Развитие патриотизма в ДОО включает в себя:
1. Содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает в объёме, доступном его возрасту.
2. Эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности.
3. Деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственноволевых качеств.
То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит в первую очередь от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста: до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий
мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей; в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей; в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Педагогами детского сада «Солнышко» планомерно осуществляется работа по патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента по блокам: родная семья, родное село, родная страна, родная природа, родная культура.
Проанализировав всю работу дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию детей выявила противоречие между высокой актуальностью нравственно-патриотического воспитания детей в современных условиях и недостаточным внедрением современных форм в педагогической практике. Эти противоречия и обусловили тему исследования.
Проблема исследования: в ДОО планирование и организация патриотического воспитания детей должно осуществляться таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий реализовывались в условиях сотруднической деятельности.
Объект исследования: процесс формирования патриотического воспитания старших дошкольников в условиях сотруднической деятельности.
Предмет исследования: средства формирования патриотического воспитания.
Цель исследования: оптимизировать участие социальных партнеров, родителей в патриотическом воспитании дошкольников через инновационные формы работы.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи:
− определить цели и задачи патриотического воспитания в современном дошкольном образовании;
− описать особенности работы по формированию патриотического воспитания детей в условиях детской образовательной организации;
−привлечь социальных партнеров, родителей к реализации патриотического воспитания в ДОО путем пропаганды положительного передового опыта.
На основе анализа представлен опыт работы проектно – исследовательской деятельности СП ДС «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста .
Паспорт проекта
Тема проекта: «Народы Поволжья»
Автор проекта: Черкасова Елена Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители
Тип проекта: групповой, познавательно – творческий, долгосрочный
Сроки реализации: с октября по май
Социальные партнеры: Дом культуры, сельская библиотека, средняя общеобразовательная школа с. Малая Малышевка
Проблема: утеря интереса к народному творчеству, традициям, и родному краю
Гипотеза: на территории Поволжья проживают люди разных народов
Цель проекта: формирование у детей старшей группы духовно – патриотических, культурно - нравственных чувств основанных на ознакомлении с национальной культурой народов Поволжья; развитие интереса к народному творчеству; пополнение предметно - развивающей среды.
Задачи проекта:
1.Организовать сотрудничество педагогов и родителей для формирования интереса к народной культуре и традициям.
2. Познакомить детей с культурой и традициями русского, чувашского и мордовского народа .
3. Пополнить предметно – пространственную среду группы предметами народно - прикладного искусства.
4. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Актуальность проекта:
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Поэтому, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Предполагаемый результат (для детей, родителей и педагогов):
- у детей сформированы представления о традициях и обычаях, народных играх народов, населяющих Поволжье;
- дети знают и называют место проживания, свою национальную принадлежность;
- по итогам знакомства с народными традициями, обычаями организовывают подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные игры.
- Активное участие родителей в реализации проекта и жизнедеятельности дошкольной организации;
- повышена компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей.
- Использование проектного метода для улучшения качества работы в вопросах обучения и воспитания у детей чувства патриотизма;
- обогащение предметно-пространственной развивающей среды, материально-технического и программно-методического обеспечения направленного на патриотическое воспитание дошкольников.
План мероприятий:
- познакомить детей народами, населяющими Поволжье, их обычаями и традициями; посетить с детьми мини - музеи, имеющиеся в селе; разучить с детьми традицию встречи гостей русского, чувашского и мордовского народа; объявить среди детей и родителей конкурс на лучшее представление национального блюда и костюма, о создании в группе мини – музея «Кукла в национальной одежде». По итогам работы подготовить выставку, праздничное мероприятие «Посиделки. Семейные традиции»
Реализация проекта:
Через образовательную деятельность; обогащение предметно – пространственной среды; совместную деятельность педагогов и детей; взаимодействие педагога с родителями; совместную деятельность детей и родителей.
Материально – техническое обеспечение:
- аудио-, видеосистемы, компьютер;
-библиотека для детей и родителей с подбором необходимого материала;
- наглядный материал (иллюстрации, фотографии, видеофайлы);
-выставки рисунков, поделок;
-помещение для проведения открытых мероприятий (групповая комната, актовый и спортивный зал).
Этапы работы над проектом
1.Подготовительный или информационно-накопительный:
- мониторинг дошкольников;
-анкетирование родителей, анализ полученных данных;
- формулировка цели и задач проекта;
- подбор необходимого оборудования, материала и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
2. Основной:
- беседы: «Народы Поволжья», «История народных музыкальных инструментов. Русские и татарские народные инструменты», «Семейные обряды и традиции. Потешки. Колыбельные», «Во что играли прабабушки и прадедушки», «Как появилась кукла»
- проведение цикла тематических занятий
-просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья», «Национальные традиции в ремеслах», видеоролика о традициях и обычаях народов Поволжья, «Национальные традиции в ремеслах»
-дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм», «Собери картинку», ««Подбери узор», «Народы Поволжья», «Одень куклу», мультимедийные презентации «Дом, в котором мы живем», «Чей головной убор?», «Составь узор».
- обыгрывание традиции встречи гостей у русского, чувашского, мордовского народа
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Кафе»
разучивание колыбельных, элементов танцев русского, татарского, чувашского народа, слушанье народных мелодий
- театрализация сказки «Пирожок»
- чтение народных сказок, потешек
- аппликация «Украсим кокошник», «Украсим тюбетейку», «Раскрась матрешку», рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Самарской губернии» (нетрадиционная техника)
- разучивание игр «Раю- раю», «Тили - рам», «Гуси –гуси», «Горелки», «Заря-заряница»; «Пятнашки»и др.
-экскурсия в мини - музей «Русская изба» в средней общеобразовательной школе, костюмерную в сельском Доме культуры, сельскую библиотеку
- совместные мероприятия: «Осенины», «Масленица», изготовление кукол – берегинь, праздник «Фестиваль народных игр», «Посиделки. Семейные традиции»
- создание альбома « Народная кухня»
3. Заключительный
-анализ и обобщение полученных результатов
-выставка продуктов детской деятельности
- презентация проекта.
Деятельность педагога:
отбирает возможные темы и предлагает их детям; пробуждает у детей интерес к проекту, помогает сформулировать проблему, цели и задачи; направляет процесс поиска информации; наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью; мотивирует, создает чувство успеха; продумывает и реализует взаимодействие со всеми участниками проекта, организует презентацию.
Деятельность детей:
обсуждают тему проекта, получают дополнительную информацию; осуществляют поиск, сбор и систематизацию информации; выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и комбинированном режиме, при необходимости консультируются с педагогом; оформляют проект, изготавливают продукт; осуществляют защиту проекта.
При завершении проекта воспитанники старшей группы
- стали проявлять интерес к предметам народно - прикладного искусства, истории страны;
- знают, как называется областной город;
- имеют представление о народах, живущих на территории области;
- могут объяснить значение слова «Поволжье», организовать понравившиеся народные игры.
Проект расширил предметно - пространственную развивающую среду группы, пополнив ее альбомами «Орнаменты Самарской губернии», «Национальная кухня», «Моя семья», мини – музеем «Куклы в национальной одежде», «Игрушки наших предков».
Анкетирование, проводимое среди родителей до реализации проекта показало, что только 40 % имеют представление о роли традиций в развитии детей. По завершении проекта у родителей появился интерес к своим корням, установились более тесные отношения между родителями и педагогами Можно считать, что данный проект был успешно реализован, учитывая приобретенный опыт и соответствующие корректировки, он может быть снова запущен в работу.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение и использование инновационных технологий: метода проектов, создания мини – музеев, позволит педагогам детского сада «Солнышко» оптимизировать процесс воспитания будущего патриота своей страны, так как они позволяют устанавливать партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума, которое оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы, ведь в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу; развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; осознанием ребенка собственной значимости, развития его творческого потенциала, воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к народным традициям и промыслам.
Процесс формирования чувства патриотизма крайне длительный и сложный, и наметившиеся тенденции к повышению уровня сформированности чувства патриотизма у детей дошкольного возраста показывают эффективность использования инновационных форм и методов работы.
Список использованных источников:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
3.Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://www.eduportal44.ru/pavino/rmk/SiteAssets/DocLib31/Нормативные%20документы/Концепция%20духовно%20нравственного%20развития%20и%20воспитания%20личности%20(1).pdf
4. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36642677_82968118.PDF
5. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 13-14. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf
- Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru»
6. Бережная Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников. Наука и образование: новое время. 2014. № 3
7. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. М.: Академия, 2010
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
9. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001.
10. Дровникова О.В. Воспитание у дошкольников патриотических чувств к своей малой родине // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015.
11.Евсеева Е.В., Волобуева Е.В., Дятлова Т.В. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в свете реализации ФГОС ДО // Вестник научных конференций. 2017. № 3
12. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
13. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
14. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2017
15. Коротаева Е.В., Белоусова С.С. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 2
16. Курганская Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Л.В. Курганская // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России: опыт, проблемы и перспективы: материалы заоч. всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24-26 января 2018 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.Н. Бородина. – Екатеринбург, 2018 - . С. 110-111. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34962677_37653634.pdf
- Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru»
17. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
18. Лесунова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В.В. Лесунова // Молодой ученый. - 2018. - № 43 (229). - С. 73-74. - https://moluch.ru/archive/229/53325/
19 . Носаева И.А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И.А. Носаева // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 6 (18). - С. 141-143. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34913939_87545297.pdf
20. Патриотическое воспитание детей 4- 7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности авт.- сост. Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова. – Изд.2-е, перераб. - Волгоград: Учитель
21. Технология музейной педагогики \ авт.-сост. Е.А. Гашук.- Волгоград: Учитель
22. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет \ авт.- сост. И.Н. Панасенко. – Волгоград: Учитель, 2019
23. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю мое Отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2019 (библиотека воспитателя)
24.Присенко Н.П. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях сотруднической деятельности / Н.П. Присенко //Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI междунар. науч.-практ. конф.( Коломна, 27-28 мая 2019 г.) – Коломна, 2019. - С. 179-183. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41174462_99046609.pdf
25. Шорыгина Т.А. Наша Родина - Россия.- М.: ТЦ Сфера, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...
"Как решаются задачи эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности".
Консультация для воспитателей "Как решаются задачи эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности"....
Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"
Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"...
Экологическое воспитание дошкольников через трудовую деятельность
Презентация включает себя виды трудовой деятельности, формы организации труда, памятку-обращение к воспитателям, правила поведения для ребят....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...