Творческий мини-проект «Этот веселый ритм»
проект
Развитие музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ritm.docx | 223.62 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северная сказка»
Творческий мини-проект
«Этот веселый ритм»
Развитие музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Составитель:
Юрьева О.В.
музыкальный руководитель
Новый Уренгой, 2021
ПАСПОРТ ПРЕКТА
Наименование проекта | «Этот веселый ритм» |
Тип проекта | информационно-творческий |
Авторы проекта | музыкальный руководитель Юрьева Оксана Викторовна |
Участники проекта | Воспитанники, педагоги ДОУ |
Цель проекта | Развитие музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста |
Задачи проекта |
|
Сроки и этапы реализация проекты | Краткослочный. Октябрь |
Ожидаемый конечный результат | В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. Участие в концертных программах в составе оркестра детских музыкальных инструментов. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий, старший воспитетель. |
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь
ритмично дышать и говорить»
Э. Жак-Далькроз
Актуальность проекта:
Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Ритм живет во всем: В смене времен года, в чередовании дня и ночи, белого и черного. Удары сердца человека, дыхание, его шаги, все находится в определенном четырехдольном ритме.
Мировые психологи давно говорят о том, что ритмическое чувство первично и является основным свойством музыкальности.
Б. М. Теплов отмечал, что « чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться».
Важнейшей составляющей частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание воспроизведения и сочинения временных отношений в музыке является музыкально – ритмическое чувство.
Наше тело – первый инструмент человеческого рода, который поможет природную способность к ритму сделать слышимой и видимой. Именно звуками тела. Ритм, подаренный природой каждому при рождении, дети передают звуками своего тела (топ хлоп, шлеп), ударами палочек, движениями рук и ног. Игра на музыкальных инструментах должна быть такой же естественной, как шаги, хлопки, дыхание. Сначала играем звучащими жестами, затем переносим эту игру на клавиши.
Исследования показали, что музыкально – ритмические реакции у ребенка возникают уже в раннем возрасте, на самых первых стадиях развития музыкальности доминирует ритмическое начало.
Ритм становится главным элементом при восприятии музыки и для детей старшего возраста. Так же существует информация ( Н. А. Ветлугина, Л. А. Гербер), что дети справляются не со всеми музыкально-ритмическими заданиями, которые им предлагают.
Темп (умение воспринимать и воспроизводить скорость звучания) на первом месте. Сначала ребенок осваивает элементы быстрого темпа, затем приобретают умения повторять средний темп.
После того как ребенок овладел чувством темпа, начинает проявляться способность к восприятию и воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, т.е. чувство метра.
Постепенно удваиваются тактовые размеры, движение от двухдольных к трехдольным метрам. Только потом проявляется способность воспринимать и воспроизводить отношения между звуками, с ее помощью осмысливать музыкально – ритмический рисунок, состоящий из нескольких разделов.
Чувство ритма развивается в разнообразных видах деятельности (слушание, пение, игра на ДМИ).
Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.
Дети не могут дать точного определения, что такое ритм, не имеют понятия о его значении в жизни человека, природы, нашего общего дома под названием Земля и вселенной. При проведении диагностики не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений. Таким образом, появилась необходимость развивать у детей чувство ритма с помощью специально подобранных упражнений.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, педагоги.
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке. Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование (игра на детских музыкальных инструментах).
Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка. На успешное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста и направлен данный проект.
Цель проекта: Формирование у детей осознанного отношения к ритму, как к одному из средств музыкальной выразительности.
Задачи проекта:
- Учить детей слышать различные ритмические отношения в музыке и передавать их звучащими жестами.
- Развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
- Развивать музыкальные способности: ритмический слух, слуховую память.
- Воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Методологическая база:
- Методическая литература.
- Ритмические карточки.
- Интернет-ресурсы.
Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы педагогов новаторов Т.Тютюнниковой, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм».
- Составление плана работы.
- Разработка конспектов занятий.
- Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма.
Основной этап.
- Знакомство детей с музыкальным ритмом:
в стихах
в играх с палочками
в играх с предметами
использование ритмических карточек.
- Развитие чувства ритма:
в музыкально-ритмических движениях
в играх на музыкальных инструментах
- Завершающий этап.
Обобщение результатов
Анализ деятельности
Ожидаемые результаты:
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
При правильно подобранных музыкально - ритмических упражнениях у детей будут развиваться все виды музыкального слуха:
- звуковысотный
- метроритмический
- ладогармонический
- тембровый
- динамический
Развитие чувства ритма повлияет на развитие речевой активности детей.
Для детей: формирование доступных знаний по данной теме, умение применять их на практике, воспитание интереса к музыкальному искусству, возникновение желания использовать в самостоятельной деятельности ритмические игры.
Предполагаемый результат:
для детей:
- умение точно воспроизводить ритмический рисунок музыкального произведения;
- обогащение представлений о музыкальном искусстве;
- использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности;
- проявление творческой инициативы при создании ритмических рисунков.
для музыкального руководителя:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды пособиями по развитию чувства ритма у дошкольников;
- определение проблем и перспектив по данному вопросу;
- повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников.
Механизмы реализации проекта:
- Ритмические карточки.
- Карточки с ритмическим рисунком.
- Продуктивная деятельность. Составление ритмических карточек, рисунков.
- Интерактивные игры.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ресурсы и условия реализации проекта:
Создание предметно - развивающей среды,
музыкальное творчество
музыкальная деятельность
привлечение педагогов к совместной деятельности.
Материальное обеспечение проекта: музыкальный инструмент, детские музыкальные инструменты, ИКТ.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный - информационный
- Наблюдения за детьми показали, что большинство из них проявляют в ритмичность, эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включаться в музыкальную деятельность; умеют выразить свои чувства в движении, в образно-игровых движениях передают характер музыки.
- Проведено занятие на выявление чувства ритма у детей «Веселый огород»
2 этап – практический
Вид музыкальной деятельности | Название музыкального произведения | Цель |
Слушание | «Веселый огород» | Используя звучащие жесты, обозначить ритмический рисунок произведения. |
Пение | Песня «Урожайная» муз. Филиппенко.
| Слова песни поддерживать хлопками, ритмическим простукиванием. Слова песни сопровождать соответствующими движениями рук. |
Игра-самомассаж | Мы капусту рубим… | Выполнять движения в соответствии с текстом, темпом музыкального произведения. |
Упражнения под музыку | «Ох, горох» | Развивать вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с темпом музыки. |
Логоритмические игры и упражнения | «Пугало» | Развивать общую и тонкую моторику, координацию движений и речевое дыхание, формировать двигательные навыки и слуховое восприятие |
Музыкально- ритмические движения | «Во саду ли в огороде» р.н.п. | Формировать умение воспроизводить ритмический рисунок используя звучащие жесты, менять движения в соответствии с текстом песни. |
Музыкальные игры | «Зайцы и капуста» | Развивать чувство ритма, умение менять темп движений в соответствии с музыкой, действовать в соответствии со словами, и выделять сильную долю в музыкальной фразе. |
Игра на ДМИ | «Во саду ли в огороде» р.н.п. | Воспроизводить ритмический рисунок на различных музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчик, погремушки) Формировать выдержку и очередность исполнения . |
Музыкальное творчество | «Веселый огород» | Закрепить у детей представление о долгих и коротких звуках. Изобразить на листе ритмический рисунок используя знакомые символы. |
Таким образом, благодаря целенаправленной и систематической работе по развитию чувства ритма на занятиях музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста отмечается положительная динамика в формировании интереса к данной деятельности, освоении двигательных умений, развитии крупной и мелкой моторики, имитационных движений, ориентировки в пространстве, в передаче простого ритмического рисунка песни, музыкального произведения, в творческих проявлениях.
Список методической литературы:
- Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983
- Т.Тютюнниковой, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм».
- Жуйкова А. А. Развитие музыкальных способностей детей 4–5 лет в системе дополнительного музыкального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь).– http://e-koncept.ru/2016/16199.htm.
- Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников.- М., 1999.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1999.
- Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- 2005.-№3.
- Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000
Занятие по обучению нотной грамоте
«Ритмический рисунок»
Цель:
- Познакомить детей с понятием ритмический рисунок,
- Воспитывать потребность узнавать новое о музыке, музыкантах, новых произведениях.
Задачи:
- Развивать умение передавать средства музыкальной выразительности метр и ритм хлопками, игрой на шумовых инструментах,
- Развивать умение читать графическую, схематическую формулу ритмического рисунка песни,
- Развивать способности двигаться в соответствии с с характером музыки,
- Развивать умение самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций.
Материал:
интерактивная доска,
пособия к игре «Телеграмма»,
обручи для каждого ребёнка.
Вход. Марш. Муз. Н. Леви.
Орг. момент: Музыкальный руководитель сообщает детям, что в детский сад пришло несколько телеграмм, очень странных, слов нет - одни кружочки (показывает детям). Может это ноты?
Давайте попробуем прочитать эти телеграммы(закрашенный кружок короткий звук, хлопок в ладоши «ти», незакрашенный кружок – долгий звук, руки вытягиваются от себя «ТА»).
С помощью взрослого дети прохлопывают различные ритмические рисунки.
Мне кажется, что эти телеграммы похожи на песни.
«ти- ти- ти – ти \ ТА – ТА» (Два веселых гуся)
«ТА – ти – ти \ ТА – ти – ти\ ти – ти – ти – ти \ТА---\» (Маленькая елочка)
У каждой песенки свой ритм, свой ритмический рисунок, по которому её можно узнать.
/Слушание мелодий песен. Повторение хлопками их ритмического рисунка. Используются песни по усмотрению музыкального руководителя, но уже знакомые детям /
М. р. : Мы потренировали свой слух, узнали, что у каждой мелодии свой ритмический рисунок. А теперь настало время разминки.
Разминка с обручами.
Ходьба в колонне по одному простым шагом, топающим шагом «машина», бег врассыпную между обручами, лежащими на полу.
1. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
1,2,3,4 – раскачивание рук,
5,6,7,8 – переложить обруч из правой руки в левую,
1,2,3 – раскачивание,
5,6,7,8 – переложить из левой в правую руку.
2. И. п.: сесть на пол, скрестив ноги, обруч держать перед собой вертикально.
1,2 – поворот вправо,3,4 – и. п. ,
5,6 – поворот влево,7,8 - и. п.
3. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, обруч в руках внизу.
1,2 – шаг влево, обруч через сторону поднять вверх,
3,4 – и. п.,
5,6 – шаг влево, обруч поднять через сторону влево,
7,8 –и. п.
4. И. п.: лечь на спину, руки с обручем подняты над грудью.
1,2 – поднять правую ногу вверх, достать обручем носок ноги,3,4 – и. п. ,
5,6 – поднять левую ногу вверх, достать обручем носок ноги,7,8 – и. п.
5. И. п.: стать прямо, обруч положить на пол, ноги слегка расставить, руки на поясе.
1,2 – наклон, подуть в обруч,
3,4 – и. п.
6 И. п.: стать в обруч, руки на поясе. Подпрыгивание на месте с прыжком из обруча и обратно.
М. р. Вот теперь мы готовы и потанцевать.
Игра «Найди свое место».
1 часть – дети двигаются поскоками по залу.
2 часть – м. р. говорит: «Раз-два-три – место своё найди!» и дети занимают свои места, согласно танцу который будут повторять, танцевать.
Сначала м. р. спрашивает детей о построении танца, затем исправляет ошибки, затем дети снова повторяют танец.
Итог: М. р. : Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы! А что вам понравилось?
Сценарий открытого музыкального занятия
«Путешествие в королевство ритма»
подготовительная группа
Цель занятия: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
- Развивать умения чувствовать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков.
- Развивать умения придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмически двигаться, играть в оркестре.
- Развивать внимание, память, мышления, речь, коммуникативные навыки.
Ход занятия
Муз. рук.: Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное музыкальное занятие, посмотрите, сколько гостей к нам пришло в музыкальный зал, давайте с нашими гостями поздороваемся и споём «Здравствуйте гости», а гости нам ответят «Здравствуйте». Молодцы ребята, ну а теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Музыкальное приветствие
Муз. рук.: Ребята посмотрите, что за инструмент у меня в руках? Правильно барабан.
Музыкально-ритмическое упражнение «Весёлый барабан» (муз. рук. играет марш – дети маршируют, бег – дети бегают в рассыпную, удар – замирание в разных позах, можно передать барабан любому ребёнку)
Муз. рук.: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Сегодня я вас хочу пригласить в одно необыкновенное путешествие, путешествие в страну ритма, в этом стране живёт весёлый король, которого зовут Ритм. Вам знакомо это слово ритм? А что такое ритм?
Дети: Это чередование коротких и длинных звуков.
Муз. рук.: Верно ребята, а вот, например, скажите, как паровоз гудит?
Муз. рук.: Сколько звуков вы слышите?
Муз. Рук.: Правильно 2. Какой из них долгий первый или второй?
У меня есть паровоз, он всегда в хорошем настроении, давайте для него придумаем весёлую цепочку гудков, из коротких и длинных звуков в виде облаков. Большое облако, какой звук? Произносим его как? А маленькое облако? Произносим его как? Правильно. Кто готов придумать ритмическую песенку?
Муз. рук. вызывает по желанию детей, дети выкладывают на мольберте ритмический рисунок и все вместе с детьми его прохлопывают.
Упражнение «Песенка для паровоза»
Муз. рук.: И так ребята, чтобы нам попасть в страну ритма и стать почётными гостями королевства, мы должны выполнить все задания короля Ритма. Вы согласны?
Дети: Да
Муз. рук.: Задания написаны на вот таких нотках, как только мы задание выполним нам надо нотку вернуть на своё место, на нотный стан. Я предлагаю взять первую нотку и прочитать задание.
Первую нотку мы берём, какое задание будет в нём.
Ребёнок берёт нотку, на интерактивной доске появляется задание, что делают ребята в домике.
Муз. рук: Музыка какая звучит? В каком темпе? Что это песня, танец или марш?
Дети: Танец
Муз. рук.: А какой танец?
Дети: Полька
Муз. рук.: Правильно полька, она быстрая, лёгкая, танцевальная. Написал это произведение великий русский композитор Сергей Рахманинов. Мы сейчас ребята попробуем сделать настоящий оркестр под музыку польки, с помощью звучащих жестов, какие вы знаете звучащие жесты?
Дети: Хлопки, шлепки, щелчки, притопы.
Муз. Рук.: Правильно.
Элементарное музицирования «Полька» С. Рахманинов (авторская разработка)
Муз. рук.: Ребята, давайте первую нотку поместим на нотный стан.
И так, ребята вторую нотку мы берём, какое следующее задание будет в нём..
Следующий домик. (звучит песня)
А что такое песня? Правильно это мелодия плюс слова, а какую мы песню с вами недавно разучили? Как она называется? А какой скоро будет праздник? Правильно, праздник Осени.
Исполнение песни «Веселый огород» после песни дети крепят нотку на нотный стан.
Молодцы, справились и со вторым заданием, берём следующее, третье.
Третий домик на интерактивной доске. (звучит оркестр). Что такое оркестр? Какие вы знаете музыкальные инструменты?
Интерактивная игра «Сова» - «гадай инструменты»
А сейчас мы с вами поиграем, возьмите себе любой инструмент, попробуйте на нём поиграть. Я буду включать музыку вы должны её послушать и определить какой инструмент подходит к музыке, под музыку марша какой инструмент подходит: бубен, тарелки, вод музыку вальса: колокольчик и металлофон, под р.н. п: трещотки и ложки.
Игра «Весёлый оркестр» каждый ребёнок берёт любой инструмент, включаются отрывки музыки: марш, вальс, р.н. п.. Дети должны подобрать инструмент к определённой музыки.
Молодцы ребята, давайте третью нотку поместим на нотный стан. Присаживайтесь на стульчики.
В зал входит король Ритм
Ритм: Здравствуйте ребята, я король Ритм и я рад вас видеть в своём королевстве, вы все задания выполнили и отлично справились, и теперь смело можно вас назвать почётными гостями королевства ритма.
Муз. рук.: Здравствуй король ритма, спасибо тебе за такие интересные задания, мы их с удовольствием выполнили. Король Ритм, мы с ребятами для тебя и для наших гостей приготовили весёлый детский танец.
Ритм: Спасибо вам ребята, это самый лучший для меня подарок, и у меня есть для вас вкусные подарки и вот такая раскраска, на которой изображён ритмический рисунок.
Муз. рук.: Давайте, скажем спасибо королю ритма.
Ритм: Ну что ж ребята мне пора, меня ждут музыкальные дела, до свидания. (Уходит)
Муз. Рук.: Ребята вам понравилась путешествие? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий мини-проект по благоустройству территории ДОУ.
Организация зоны отдыха "Привал"....
Мини - проект на тему "Веселая неделька"
План - конспект проектной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Творческий мини-проект "Там, на неведомых дорожках..." (по творчеству А.С.Пушкина)
Творческий мини-проект "Там, на неведомых дорожках..." (по творчеству А.С.Пушкина) для детей старшего дошкольного возраста....
Творческий мини – проект «Поможем мишке» во второй младшей группе
Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:1. Познакомить детей с рассказом В.Сутеева «Яблоко»2. Учить слушать и понимать рассказ с использ...
Творческий мини - проект "Как прекрасен этот мир!"
Направлен на создание РППС в коридорах и лестничных площадках...
Творческий мини - проект "Как прекрасен этот мир!"
Направлен на создание РППС в коридоре и лестничных площадках...
Творческий мини-проект «Вода такая разная» для детей второй младшей группы
Мини-проект позволит дать первичные представления о свойствах воды, воспитать культурное отношение к природе и её сбережению....