техники дыхания
методическая разработка

для поддержания тонуса и нейродинамики очень важно включать в занятия с детьми дыхательные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnye_uprazhneniya.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог- психолог Н.А. Малахова

Дыхательные упражнения, как часть любого занятия.

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

К сожалению, в детских коллективах дыхательные техники применяют не так часто. Однако выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая  основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания- единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Наконец, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!

С дыхательных упражнений необходимо начинать каждое занятие, т.к.  с помощью дыхания  мы можем воздействовать на глубинные структуры мозга, а это напрямую связано с нейродинамикой (т.е. способностью нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении).

Для начала необходимо уделить внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за полнотой дыхательных движений.

Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох-задержка-выдох-задержка», каждый из этапов от 2-3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха.

  • «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключению воображения. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (надувающегося и сдувающегося в животе). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (а, о, у, ш, х).
  • «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, свист птицы.
  • Сидя сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, перышко или воздушный шарик.

После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.

  • И.п. Лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. Делать поочередно каждой рукой, затем каждой ногой.
  • И.п. - сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой со вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет дышать правильно.
  • И.п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме болших пальцев, вытянутых во вне. Со вдохом поворачивать руки большим пальцами вверх, с выдохом- вниз.
  • И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. Со вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе).
  • И.п.- встать  ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе- опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Техники дыхания

Всем  нам  необходимо  беречь  здоровье,  хотя  работа и  самые различные  жизненные  ситуации  не  оставляют  шанса  быть спокойным вс...

Техника и тренировка дыхания детей подготовительной группы (6-7 лет)

Дыхание в плавании является не только замечательной здоровьесберегающей технологией, но и основной частью и целью занятий в бассейне. В публикации расскажу об основных упражнениях, которые направлены ...

Техника дыхания «Ребёфинг»

Что такое "ребёфинг" и зачем он нужен?...

Мастер класс «Сухое плавание – как эффективный метод формирования правильного дыхания и техники в воде».

Консультация для родителей перед началом посещения плавательного бассейна в детском саду. Проводится перед летом, что б подготовить родителя и ребёнка к занятиям на воде в новом учебном году....