Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ
статья

Ирина Георгиевна Поскотинова

Одним из необходимых условий реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. В условиях работы дошкольного учреждения важна работа психолога, способствующая психологической компетентности педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из необходимых условий реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. В условиях работы дошкольного учреждения важна работа психолога, способствующая повышению психологической компетентности педагогов. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Согласованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений позволяет повысить качество образовательного процесса. И особенно важна деятельность педагога-психолога по сопровождению педагогов при работе в области образования детей с ОВЗ.

При переходе на новые стандарты образования одним из приоритетных направлений является успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. О.П. Гаврилушкина и Л.А. Головчиц указывают, что развитие детей с ОВЗ гораздо в большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, от содержания и характера сотрудничества, помощи взрослого, который вначале является для проблемного ребенка «его разумом, его волей, его деятельностью».

Педагогические работники образовательного учреждения должны:

- знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии;

- иметь представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для указанной категории лиц.

У детей с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности. Практика работы показывает, что дети с задержкой психического развития (ЗПР), демонстрируют следующие психологические характеристики: низкий уровень интеллектуальной готовности, недостаточно развитая способность к произвольной регуляции поведения и деятельности, слабая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, нестойкий познавательный интерес, неустойчивое внимание, опора на механическое запоминание и т.д. У детей с ОНР также имеются затруднения в развитии познавательной сферы, хотя и в меньшей степени, чем у детей с ЗПР.

Кроме того, следует учитывать, что детям с ОВЗ обычно свойственны: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических черт личности. Если говорить о характере взаимоотношений таких детей с окружающими, то из-за несформированности средств общения и отставания в развитии высших психических функций нарушается развитие и коммуникативных функций. Данные особенности требуют от педагогов, работающих с такими детьми, высокого уровня психолого-педагогической компетентности, профессионально значимых личностных качеств и установок, открытости новым знаниям и умениям.

Также очень важно психологическое самочувствие педагога. Оно оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. При негативном психологическом самочувствии педагогов снижается эффективность обучения и воспитания детей, повышается конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, подавляется творческая активность, возникает угроза эмоционального выгорания. Следует добавить, что ребенок с ограниченными возможностями может быть воспитанником любой группы дошкольного учреждения. Следовательно, работа педагога-психолога по психологическому сопровождению важна для всех педагогов ДОУ.

Основной целью психологического сопровождения педагогов является: психологическая поддержка профессионального развития педагога, формирование психологической компетентности педагога.

Психологическое сопровождение педагогов ДОУ призвано решать следующие задачи:

- формировать у педагогов потребность к саморазвитию, способствовать развитию процесса самообразования;

- помогать педагогам в целях осознания ими своей профессиональной компетентности и личностного роста;

- развивать позитивное самовосприятие, самораскрытие педагогов;

- снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформации в положительные;

- формировать у педагогов потребность в саморегуляции своих эмоциональных состояний;

- создавать творческую атмосферу в коллективе, способствующую решению общих задач;

- создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

- проводить профилактику эмоционального выгорания.

Решение данных задач осуществляется в различных формах психологической работы с педагогами. Это семинары, тренинги, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации.

Педагог в современном детском образовательном учреждении должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, вне зависимости от особенностей его здоровья и развития. Психологическое сопровождение педагогов позволяет значительно повысить уровень их квалификации и профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий "Психологическое сопровождение педагогов в ДОУ"

Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельн...

Психологическое сопровождение педагогом-психологом детей 4-6 лет

Целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии ребенка дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участн...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образова...

Психологическое сопровождение педагогов, работающих с аутичными детьми

Система педагога-психолога по взаимодействию и сопровождению педагогов, работающих с "особыми детьми" в детском саду....

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми ОВЗ»

В современной образовательной политике нашего государствареализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений....

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтн...