Выступление на районном онлайн - семинаре по теме «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике
В современной образовательной политике нашего государствареализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_moe_ovz.docx | 166.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на районном семинаре по теме:
«Методическое сопровождение педагогов
в работе с детьми ОВЗ»
Составила: старший воспитатель высшей категории
МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск
Шиваракова Раиса Евгеньевна
Новоорск 2022
Слайд 1
В современной образовательной политике нашего государства реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений.
В 2020 году в рамках подготовки к августовской конференции было проведено районное анкетирование (с участием всех ДОУ района) по теме: «Готовность педагогов к инклюзивному образованию в дошкольных образовательных организациях». Цель: получение общих представлений об уровне развития профессиональной компетенции педагогов района, позволяющей работать с детьми с ОВЗ.
Вопросы анкеты составлялись таким образом, чтобы выявить установки, знания, умения и наличие у педагогов опыта трудовых действий, связанных с данной компетенцией.
В районном анкетировании приняли участие большое количество педагогов из них 15 педагогов нашего дошкольного учреждения.
Слайд 2 По результатам анкетирования обозначилась «районная» ключевая задача на перспективу:
Необходимость подготовки педагогических кадров к работе с детьми ОВЗ, через:
- формирование и развитие внутренней мотивации педагогов к инклюзии;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках проведения конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров, необходимость изучения опыта работы ДОУ, где имеется практический опыт внедрения инклюзии, формирование информационной осведомленности;
- повышение профессиональной и психологической готовности к реализации инклюзивного образования через курсовое и профессиональное обучение.
Сегодня в рамках нашего семинара мы постараемся освятить, как решались данные задачи в нашем дошкольном учреждении.
Организуя работу по данному направлению администрация ДОУ разработала управленческую «Модель функционирования МДОУ «Детский сад» №6 «Почемучка» п.Новоорск в рамках взаимодействия с детьми ОВЗ», данная модель представлена на слайде. СЛАЙД 3
МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» №6 «ПОЧЕМУЧКА» п.НОВООРСК
В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ
ЗАВЕДУЮЩИЙ МДОУ
Модель легла в основу выстраивания работы по данному направлению.
Слайд 4
При изучении проблемы мы понимали, что для инклюзивной практики необходимы следующие условия
- Наличие семей с детьми с ОВЗ.
- Психологическая готовность руководителя и коллектива (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
- Наличие необходимых специалистов (психолога, ассистента или тьютора).
- Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды.
- Возможность повышения квалификации педагогов.
Данные условия в нашем Учреждении наблюдались. Дети с ограниченными возможностями здоровья имелись. Однако, основной проблемой было то, что педагоги не знали специфику работы с детьми ОВЗ.
Очевидным стало то, что решение данной проблемы необходимо начинать с повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических работников ДОУ. Необходимо выстроить систему методической поддержки педагогов, как наиболее целостную и эффективную.
В каждом ДУ система методической поддержки выстраивается по-своему, я хочу ознакомить вас более детально как проходило повышение профессионального роста педагогов по данному направлению в нашей дошкольной организации.
Слайд 5
Известно, что профессиональный рост педагога осуществляется несколькими направлениями:
- через КПК:
- посредством самообразования;
- за счет осознанного участия в мероприятиях, организованных методической службой ДОУ, иными словами через организацию «методической деятельности».
Все эти направления неразрывно связаны:
педагог сам выбирает тему и содержание, формы и методы из предлагаемой ему методической работы, и поэтому она приобретает характер самообразования;
так же педагог самостоятельно выбирает темы курсов повышения квалификации;
однако, как бы педагог сам ни заботился о своем профессиональном
росте, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не может бесконечно вытягивать только из самого себя «нитку» знаний, умений, идей. Наверняка он воспользуется внешними источниками, которые ему предложат старший воспитатель и коллеги – всем тем, что мы называем методической поддержкой.
Слайд 6
В рамках «методической поддержки педагогов» методической службой ДОУ была разработана программа повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование «Совершенствование модели тьюторского сопровождения педагогов по организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ».
Программа предусматривала разработку модели тьюторского сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Модель методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад» №6 «Почемучка» п.Новоорск, работающих с детьми с ОВЗ представлена на слайде. Слайд 7
На основе данных проведенного анализа анкет с учетом современных тенденций в работе с кадрами, мы определили ряд основных направлений методической поддержки и разработали систему мероприятий комплексного сопровождения педагогов ДОУ по данным направлениям.
Организационно – методическая служба обозначила 6 основных направлений деятельности.
Рассмотрим их долее подробно.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направления работы: Слайд 8
1.Информационное направление- предполагает предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям.
Информационное направление включало:
- изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования;
- изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования;
- подбор учебно - методического комплекта и пособий;
- создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
- организацию работы ПМПк.
- изучение современных педагогических технологий: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ», «Личностно-ориентированные формы и адресные технологии работы с детьми с ОВЗ», «Использование проектного метода в работе с детьми с ОВЗ»;
- организацию курсов повышения квалификации.
Слайд 9
2. Консультационное направление предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию его дополнительных способностей:
Консультационное направление включало: Слайд 10
-проведение консультаций: «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, детей - инвалидов», «Создание специальных условий для образования детей с ОВЗ», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Игра как средство социализации детей с ОВЗ», «Развитие детей с ОВЗ через игру»;
- организацию семинаров – практикумов: «Формирование готовности педагогов ДОУ к инклюзии», «Навстречу друг другу», «Игра – основной элемент в обучении детей с ОВЗ», «Домашние дидактические игры с детьми ОВЗ для развития сенсорного опыта»;
- проведение мастер-класса «Мы разные, мы вместе»;
- проведение деловой игры «Инклюзивное образование»;
- организацию консультаций со специалистами по запросу педагогов.
Слайд 11
3. Диагностическое направление способствует выявлению проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Диагностическое направление включало:
- проведение анкетирования «Возможности и затруднения педагогов», «Самооценка профессиональных знаний»;
- анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
- анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- организацию ПМПк.
Слайд 12
4. Психотерапевтическое направление предусматривает помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности.
Психотерапевтическое направление включало:
- проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», «Я – профессионал у меня все получится!» и релаксационных упражнений;
- использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Квиз-игра», «Семинар-коучинг» и др.;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом;
-индивидуальные консультации по запросу.
Слайд 13
5. Коррекционное направление предусматривает внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок.
Коррекционное направление включало:
- проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с РАС», «Индивидуальный подход или вовлечение в детский коллектив ребенка с ОВЗ».
- организация наставничества;
- создание временных проблемных групп;
- проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей.
Слайд 14
6. Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов. Данное направление включало:
- участие в конкурсах профессионального мастерства, проектах разного уровня;
- участие в педагогических советах, районных методических объединениях, конференциях;
- создание банка методических разработок по работе с детьми с ОВЗ;
- организация аттестации педагогических работников, в целях установления квалификационной категории (осмысление своих достижений, структурирование наработанного материала, создание «портфолио»).
Важным направлением работы учреждения является повышение
профессиональной компетентности педагогических кадров путем:
• получения дополнительного образования в вузах;
• курсового повышения квалификации;
С подробной информацией по данному направлению вы можете ознакомиться на слайде 15
Профессиональная переподготовка «Дошкольная педагогика и психология: инструктор по физической культуре» 364 часа 30.12.2020г (1 педагог)
• курсового повышения квалификации (Администрация учреждения выстраивает взаимосвязанную, согласованную деятельность с ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» и ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» г.Санкт-Петербург, дистанционное обучение, обеспечивая, тем самым, систему непрерывного дополнительногопрофессионального образования педагогов.
Педагоги получают соответствующие сертификаты и удостоверения:
«Проектирование и реализация адаптированных программ для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО и применения профессиональных стандартов» 80 часов. (4 педагога)
«Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации». (1 педагог)
«Инклюзивные образовательные программы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработка и условия реализации». (1 педагог)
«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС (инклюзивное образование)». (1 педагог)
«Требования ФГОС ДО: организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников)». (1 педагог)
«Инструментарий проведения педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО». (1 педагог)
Вывод: около 50% педагогов прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ. В текущем году пройдут курсовую подготовку еще 3 педагога.
Одна из эффективных форм повышения уровня профессиональной компетентности - работа по самообразованию.
При выборе темы по самообразованию учитываются проблемы, решаемые в ДОУ, приоритетные направления его деятельности, а так же индивидуальный опыт и интересы педагога. После определения темы самообразования, педагогом составляется план работы, в котором определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Сроки реализации плана педагог определяет сам, но как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации. На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Такой план позволяет отслеживать процесс самообразования в целом по учреждению: на каком этапе находится каждый из педагогов, какие мероприятия по самообразованию планируются, какой материал уже наработан и может быть рекомендован для использования в работе других педагогов.
Такая система работы по самообразованию ставит педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний и умений, позволяет учитывать коллективный опыт, помогает педагогам
постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем создавать в ДОУ атмосферу профессионализма и творчества.
Результаты самообразования становятся достоянием коллектива благодаря просмотрам открытых мероприятий, участия в конкурсах детей и педагогов, обобщению опыта творческой работы.
Одно из сложнейших направлений в работе педагогов является взаимодействие с родителями детей ОВЗ.
Педагоги оказывают консультативную помощь родителям с момента поступления ребенка с ОВЗ в детский сад. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Мы используем как традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы, так и нетрадиционные, дающие положительный результат н-р, интернет –ресурсы - функционирует сайт ДОУ, где родители могут ознакомиться с полезным материалом. Созданы общественные группы в Вайбере, Воцапе, где педагоги и родители открыто общаются, высказывают свои точки зрения, активно обсуждая их.
Одной из новых форм методической работы является создание личного блога в Интернет-мессенжерах: Инстограмм, одноклассники, в Контакте.
Информационные технологии значительно повышают эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, тем самым решают одну из самых актуальных на сегодняшний день задач ФГОС «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Слайд 16
Основные трудности в работе по инклюзивному направлению:
- Опыт работы детских садов мало освещен в литературе.
- Недостаточное обеспечение специализированной литературой (методические разработки, диагностический инструментарий и т.д.).
- Недостаточна материально-техническая база (специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства).
- Очные курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, с включением практической части.
- Недостаток кабинетов для специалистов.
Слайд 17
Вместе с тем, какие же положительные изменения произошли в ДОУ.
За последние годы произошли существенные изменения в кадровом составе педагогического коллектива ДОУ:
• Отсутствие вакансий;
- В штатное расписание ДОУ введены ставки: педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, помощника- ассистента.
• Процент педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации – 100%;
• Процент аттестованных педагогов – 87%;
• Процент воспитателей с дошкольным педагогическим профессиональным образованием – 100% из них 69% имеют высшее образование.
Слайд 18
С результатами реализации программы вы можете ознакомиться на слайде:
В ходе реализации:
- Разработан системный подход к организации работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Реализована программа тьюторского сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Внедрены управленческие механизмы тьюторского сопровождения.
- Подготовлены педагоги в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
- Педагоги повысили свой профессиональный уровень и приобрели определенные навыки работы:
- ориентируются в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ;
- «видят» и владеют всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого;
- умеют самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка с ОВЗ;
- методически правильно составляют документацию, работая по адаптированным образовательным программам;
- самостоятельно грамотно дают советы и рекомендации родителям;
- могут самостоятельно решить проблему, выйти из конфликтной ситуации, владеют методами управления своим эмоциональным состоянием;
- нацелены на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции.
- Созданы методические продукты в ходе реализации программы. (проект, конспекты методических мероприятий, картотеки игр и др.)
Таким образом, мы постарались выстроить свою систему методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, но эта система не может быть статичной, в нее регулярно вносятся изменения и поправки с учетом тех требований, которые диктует современная ситуация развития.
Слайд 19
Слайд 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской обмен опытом на тему: "Методическое сопровождение педагогов в реализации ООП ДО"
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный но и значемый характер....
Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми в кризис трёх лет
методические рекомендации педагогам...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении"
Цель: Формирование умений педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Семинар – практикум. Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум.Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»....
Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ
Одним из необходимых условий реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. В условиях работы дошкольного учреждения важна работа психолога, ...
Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные т...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми (презентация)»
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультур...