Конспект родительского собрания в форме семинара-мастер-класса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия (старшая группа)
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_rod_sv_rech.docx | 246.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в форме семинара-мастер-класса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Сухова Юлия Владимировна.
Конспект родительского собрания в форме семинара-мастер-класса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Ознакомление с технологией «Мнемотаблица – что это?»
Изготовление лепбука «развиваем речь»
Оборудование: составленный для родителей заламинированный материал для лепбука; мнемотаблицы (2шт., мяч (1); картинки для составления рассказа (2 шт.); памятка для родителей
«Секреты по развитию связной речи дошкольников».
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях.
Ход мероприятия
Воспитатель: Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Одной из основных задач по развитию речи является развитие связной речи у детей. Что такое связная речь (ответы родителей).
Воспитатель: Спасибо, вы все верно сказали. Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.
Воспитатель: Связная речь имеет две формы, назовите их, пожалуйста. (ответы родителей). Спасибо.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Например:
Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания
Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и мы только учимся рассказывать пока об игрушках. Почему игрушки? Потому что они красочные, яркие, простые в строении и всегда привлекают внимание детей, если они еще и новые. Этот рассказ состоит из 3-4 полных предложений, построить логический рассказ поможет опора на схему (обратить внимание на таблицу). Чтобы вы могли успешно и дома закреплять навыки связной речи я предлагаю вам попробовать составит описательный рассказ о любой игрушке.
Схема рассказа об игрушке
1) Указание на предмет, называние его;
2) Описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом);
3) Оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).
Предложить родителям описать игрушки (с использованием схемы).
И еще дети среднего возраста учатся рассказыванию по картине с простым сюжетом (описывают событие на ней, кто изображен, их действия, придумывают свои названия).
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Уважаемые родители, как можно помочь пополнить словарный запас наших детей? Как вы думаете?
Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Для этого используйте все, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?"Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. - Развитие речи ваших детей происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной деятельности или при чтении художественной литературе, но и в течение всего дня.
Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, больницы, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Уважаемые родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будете развивать речевые способности у ваших детей.
Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.
Например, исходное слово «машина». Я задаю вопрос:
Воспитатель: машина, бывает какая?
Родитель: большая, железная, пластмассовая, разноцветная
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, калейдоскоп, книга.
Воспитатель: Какой еще может быть книга?
Родитель: черно- белой, новой, детской, прямоугольной.
Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?
Родитель: дверь, стол, подушка. и т. д.
Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.
Для этой игры вам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, - говорить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно
выкопать — закопать
посеять — собрать
укрыть — раскрыть
расцветать — вянуть
вкусно — невкусно
густо — редко
глубоко — мелко
сладко— горько
бегом — шагом
стаей — поодиночке.
Игра «Назови (вкусное, горькое, кислое и т. д.) слово».
Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.
Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья - кислые.
Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет получившуюся сказку своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей любимой игрушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.
Для придумывания новых сказок дома вместе подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - зайчик, - домик.). Спросите у детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Как другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если каждый играющий будет добавлять по предложению.
Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.
Дорогие родители, я хотела бы вам предложить совместную деятельность по изготовлению Лепбука для развития речи детей. Я покажу вам мастер-класс по изготовлению, а вы мне в этом поможете.
Лэпбук - тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.
Какие лепбуки можно использовать для развития речи дошкольников?
В первую очередь содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.
Раскрывая тему, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем направлениям.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук должен давать возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок станет активен в выборе содержания своего образования.
Наш лепбук будет называться «Развиваем речь», в нем будут варианты заданий: «Звуковое домино», Расскажи историю», Угадай по описанию», Расскажи сказку по схеме», «Тренируем язычок», Антонимы», «Что перепутал художник», «Составление рассказа по серии картинок». «Скороговорки», «Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений», «Подборка пальчиковых игр».
Совместная деятельность.
Вопросы родителей.
Вывод-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
Всем спасибо! Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».
В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...
Перспективное планирование по программе Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами малых форм народного фольклора
Перспективное планирование по рабочей программе воспитателя в подготовительной группе...
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса "Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста".
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса "Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста"....
Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуализация...
Конспект родительского собрания "Семинар-практикум "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....
Эффективные формы, методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Общение со студентами, молодыми педагогами и родителями...