Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
материал

Жбанова Наталья Владимировна

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательно среде ДОО»

Первые года жизни ребенка – это основа формирования его личности. Ранний возраст – период, наиболее поддающийся педагогическим воздействиям. Существуют конкретные развивающие задачи, которые становятся содержанием работы воспитателя. Случаи игнорирования возрастных особенностей детей могут иметь печальные последствия. Поэтому необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка с использованием педагогически целесообразных форм и методов воздействия. Это обстоятельство возлагает на взрослых особую ответственность за дальнейшее будущее маленького человека.

Ранний возрасте малыша характеризуется наиболее быстрыми темпами физического, нравственного, психологического и умственного развития. Некоторые психологи и педагоги сравнивают нервную систему ребенка с пластилином, из которого с легкостью можно слепить все, что угодно. Поэтому так важно вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, не допустив появления плохих привычек и отрицательных форм поведения.

Младшие дошкольники эмоционально нестабильны: они быстро переходят от безудержного веселья к отчаянию. От педагога требуется гибкость, воображение и владение разнообразными методами обучения (игры, стишки, сюрпризы). Индивидуальный подход к каждому ребенку важен для всех возрастов, но в раннем возрасте это является необходимостью. Чаще всего ребенок быстрее реагирует на речь, обращенную только к нему. Важно, как можно чаще, разговаривать с каждым ребенком и тогда он услышит то, что вы хотели до него донести.

Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, но можно заинтересовать его, поэтому положительные эмоции играют особую роль в воспитании маленьких детей. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему взрослой речи, дети реагируют на его интонацию, эмоциональный настрой, легко улавливают его и заражаются таким же настроением. Это одновременно простота и сложность воспитания маленьких детей.

Маленьким детям трудно оставаться без дела в течение длительного времени: они обычно не соблюдают требование «сидеть в тишине», пока не раздадут еду, пока другие сверстники не сделают зарядку, и так далее. Все формы ожидания невыносимы для маленьких детей из-за несформированного процесса торможения. По этой же причине не следует прибегать к частым запретам: если их слишком много, дети обычно не реагируют на них вообще. Для них должно быть больше дозволенного, чем запретного. Однако ограниченное количество запретов должно существовать и постоянно повторяться. Понимание слова «нельзя», спокойное выполнение требований взрослого формирует положительное поведение детей.

В процессе воспитания детей необходимо включение в детскую деятельность. Как известно, игра - универсальный метод обучения детей младшего возраста. Детские игры требуют обязательного участия взрослого, который не только дает им необходимые правила игры, но и заряжает их интересом к деятельности и мотивирует.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является сочувствие и сопереживание. Сочувствие требует способности слушать не только слова, но и видеть то, о чем ребенок умалчивает или о чем даже не подозревает. Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Поведение взрослых – это образец для подражания. Черта маленьких детей - подражание, чуткость. Благодаря умению повторять за другими дети осваивают речь, приемы действия с предметами, усваивают правила поведения. Поэтому взрослые не должны допускать в своем присутствии нежелательные для детей действия и слова.

Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии ребенка, конечно же, являются родители. Задача повышения психолого-педагогической осведомленности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции, поэтому развивающая и корректирующая работа с маленькими детьми может быть эффективной только при активном участии родителей. Их помощь, доверие, внимание к воспитателям во многом определяют успешность и эффективность совместной работы детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что все эти требования должен соблюдать каждый дошкольный педагог. В раннем возрасте они имеют особое значение, так как именно в этот период в отношениях ребенка и взрослого на первый план выходит учебный процесс. Основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение со взрослым. Именно в таком случае происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие и будущее. Своевременно и правильно проведенное обучение маленьких детей является важным условием их полноценного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...

Разработка мероприятия с использованием цифровых технологий для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Разработка мероприятия с использованием цифровых технологий для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошк...