Эссе " Особенности воспитания и развития детей раннего возраста"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ЭССЕ на тему « Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
Я работаю воспитателем на протяжении двух лет. Эта самая удивительная и интересная профессия - работа с детьми, ведь дети это лучшее, что есть в жизни.
Работу я начала с детьми раннего возраста. Это самый важный период маленького человечка, когда начинают закладываться важные качества характера. Формируется речь, познавательная активность, доверие к окружающим и многое другое. Все эти способности сами по себе не возникают, они требуют вмешательства со стороны взрослого.
Важную роль играет вопрос адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, приспособление их к новому образу жизни. Наша задача и задача родителей заключается в помощи ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада.
Я должна найти подход к каждому ребенку, найти к каждому свой ключик, чтобы ребенок раскрылся.
В любом случае для малыша – это стресс, отрыв его от мамы, появление незнакомых лиц. В первую очередь нужно вызвать у малыша доверие к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности в новой обстановке. Важен так же эмоциональный настрой, умение создать атмосферу тепла, любви и уюта в группе. Ребенок должен удостовериться, что я готова взять на себя заботу о нем. Нужно любить малышей и эта любовь должна проявляться в облике, в словах и поступках.
Когда контакт с ребенком установлен, в период адаптации необходимо проявлять терпение, выдержку, подкреплять свои слова действиями, использовать моменты театрализации. Также необходимо не забывать про сотрудничество с родителями, от них тоже зависит как будет протекать момент адаптации ребенка. Для этого я проводила консультации, индивидуальные беседы.Также применяю папки-передвижки с советами для родителей.
Важным моментом в работе с детьми являются его личные качества. Независимо от того, как хорошо или плохо ребенок что – то делает, я доброжелательна и вместе с ребенком стараюсь найти положительные моменты или пытаюсь извлечь пользу в любой его деятельности.
Формирование навыков самостоятельности у детей – одно из важных требований педагогики раннего возраста. Стремление к самостоятельности – закономерность развития формирующейся личности. Если это не учитывать, то у ребенка постепенно могут закрепиться упрямство, капризы. Многие взрослые выполняют за своего ребенка то, что он легко может выполнить сам. В таком случае потребность в самостоятельных действиях у малыша пропадает. Важно, чтобы попытка самостоятельности у детей завершалась успехом.
Также важным является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста познает и развивается прежде всего, действуя руками.
Для этого я использую большое разнообразие игровых методик -пальчиковые игры, игры с крупами ( их сортировка), рисование трехгранными карандашами, рисование пальчиками, лепка из теста.
Главная моя задача- сделать все эти занятия интересными и разнообразными. Стараюсь найти что то новое и нетрадиционное, чтобы у ребенка появился интерес.
Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные пирамидки, башенки, простые матрёшки, бизиборды. Малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача моя здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию
Маленькому ребёнку нужно помогать "удерживать" цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
При работе с младшими дошкольниками выделяю следующие особенности: к
основным относится игра. Благодаря игровой деятельности, ребенок раскрывается, формируются положительные эмоции. Это прежде всего практика развития ребенка. Я стараюсь в воспитательно- образовательный процесс включать весь комплекс игр, которые существуют для дошкольников. Это дидактические игры, сюжетно –ролевые, подвижные, игры- драматизации, конструктивные.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малышу необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, всё то, что свидетельствует о личном к нему внимании .
Особенность третья. Неэффективность любых вербальных методов воспитания. Слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным».
Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть ,независимо от того, что и как он делает. Находясь рядом с детьми, я насколько можно терпеливо и честно отвечаю на все их вопросы, показываю что они любимы такими, какими они есть.
Особенность пятая. Необходимо сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада - один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов, и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное , эстетическое и физическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.
Развивающую среду в группе я стараюсь строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Формируются умения самостоятельного обслуживания себя.
Благодаря конструктивной деятельности, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, цвет) у него развиваются познавательные и практические действия. В играх со строительным материалом формируется единая система «глаз-рука». Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, совершенствуется речь детей. В центре конструирования расположен: крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.
Знакомство детей с художественными и фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Передо мной стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего развития ребёнка. Для этого в центре развития движений находятся: обручи, гимнастические палки, мячи, скакалки, флажки; ленточки.
Также в процессе общения с детьми я проявляю эмпатию. Я понимаю, что многим воспитателям хочется видеть спокойных и послушных детей. С такими детьми проще работать, они не требуют дополнительного времени к себе. Но мне приносит большее удовольствие работа именно с такими детьми, я стараюсь сопереживать вместе с ними, помогаю им чувствовать себя уверенно. И мой результат заметен, они смотрят на меня горящими, любящими глазками, при любом моменте стараются меня обнять.
Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнёра, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней.
Я стараюсь создавать благоприятные условия в группе, чтобы каждому малышу было комфортно и хорошо, провожу занятия в игровой форме ( рассматривание картинок, иллюстрации, игры с бумагой, с кубиками и др.) Занимаюсь самообразованием, обновляю свои умения и знания, смотрю в сети Интернет разнообразные вебинары, мастер-классы, лекции, применяю их в своей работе, развиваюсь как личность и как воспитатель.
Именно на мне , на воспитателе лежит большая ответственность за развитие и воспитание детей раннего возраста. Воспитатель становится для каждого из малышей второй мамой, а наш детский сад- вторым домом. Это замечательный дом, который наполнен детским смехом, восторгом, радостью.
Я уверена ,что пройдут годы, мои малыши подрастут, станут красивыми и уверенными в себе и будут радовать меня своими достижениями, а я буду радоваться за них и гордиться, и знать, что я выбрала правильную и очень нужную профессию – воспитатель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности социально-личностного развития детей раннего возраста
Социальность- совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...
"Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста".
Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем ...
Особенности художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Рассмотрено развитие детей раннего возраста в рамкам образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...
Эссе на тему «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
К конкурсу "Педагогический дебют - 2022"...
Эссе на тему «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
К конкурсу "Педагогический дебют - 2022"...
Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" ...
Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным ...