Эссе на тему «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
материал
К конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"
В.М. Бехтерев
С такого эпиграфа я хочу начать свое эссе, ведь в возрасте первого детства закладывается путь, от которого мы идем дальше. И вот передо мной не так давно встал вопрос выбора жизненного пути. Со школьной скамьи я хотела быть педагогом, и мой выбор остановился на такой замечательной профессии, как воспитатель.
Как только я пришла в детский сад, мне посчастливилось начать свой путь с детьми раннего возраста, делать небольшие, но уверенные шаги вместе с ними. Дети – они такие маленькие цветочки, которые только-только начинают познавать наш большой мир, наполненный самым интересным.
Итак, «что же такое ранний возраст?».Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов. Это возраст активного познания, как окружающей действительности, так и самого себя. Это возраст активного накопления словарного запаса, в том числе постепенный переход с пассивного на активный словарь. Это же и сложный кризис 3-х лет «Я сам», который может наступить ранее, чем наступит 3 года, проявляющийся в упрямстве, негативизме, упорстве выполнить самостоятельно то или иное действие для получения своего личного результата.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные качества характера, определяющие дальнейшее развитие. Такие как: познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Чтобы педагогическая работа с малышами в ДОО была правильной, необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее и не учитывает прошлого. Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас».
Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, — особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему.
Остановлюсь на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность. Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малышу необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, - всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным».
Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Особенность пятая. Необходимо сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой.
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада - один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов, и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.
Созданная в нашем детском саду образовательная среда соответствует ФГОС, учитывает возрастные особенности детей раннего возраста и способствует полноценному развитию ребёнка.
Ребенок познает мир в игре. У детей раннего возраста игра направлена не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризуется принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции. Для этого мной в группе организован игровой центр, в который входят сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Автобус», «Поликлиника».
Организованный в группе центр познавательного развития, который состоит из: дидактических игр по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.); ростомер в виде игрушки; координационные коврики со следами рук и ног ведут малышей к познанию свойств и связей объектов и явлений, освоению способов познания, способствующих формированию целостной картины мира.
Одна из важнейших задач, на мой взгляд – научить ребенка взаимодействию с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, способствовать согласованию и объединению усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Собранные в центре творчества материалы для свободного рисования, лепки; фланелеграф, силуэты предметов для аппликации ведут малыша к созданию материального продукта, развивают мелкую моторику, фантазию, стремление показать свое видение огромного мира вокруг. Каждый ребенок - артист. Именно поэтому в нашем театральном уголке есть различные виды пальчиковых кукол; шапочки к сказочным персонажам; настольный театр игрушек, ширма; музыкальные инструменты. Все это помогает ребенку выражать свои эмоции, учиться общению и самовыражению.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Формируются умения самостоятельного обслуживания себя.
Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, цвет) у него развиваются познавательные и практические действия. В играх со строительным материалом формируется единая система «глаз-рука». Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, совершенствуется речь детей. В центре конструирования расположен: крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.
Знакомство детей с художественными и фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего развития ребёнка. Для этого в центре развития движений находятся: мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, флажки; ленточки.
Еще одна трудность, на мой взгляд, - это наличие маленького опыта, нехватка знаний. Эту проблему я решаю самообразованием, повышением квалификации, участием в конкурсах и мероприятиях разного уровня. С целью повышения педагогической квалификации состою в Школе молодого педагога, организованной на базе детского сада.
В нашем детском саду создана спокойная обстановка, дети играют, рисуют, лепят, поют и танцуют. 3десь им тепло, весело и уютно. Наши дети окружены заботой взрослых, которые постоянно находят новое, чем можно порадовать детей.
Подводя итог, хочу отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с взрослым человеком. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)
В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....
"Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста".
Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем ...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Эссе на тему «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
К конкурсу "Педагогический дебют - 2022"...
Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" ...
Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным ...