Семинар – практикум на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».
план-конспект занятия на тему
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_giperaktinost.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум на тему:
«Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».
- Участники входят в зал, выбирают для себя цветную ленточку, садятся за столы.
- Музыка.
Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Все дети разные, они не похожи друг на друга.
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? ».
Предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, который поможет нам настроиться на тему нашего семинара.
- Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (реж. А.Викен, СССР, 1984 г., продолжительность – 10 мин.)
Вопросы для обсуждения:
- Кто главный герой мультфильма?
- Какие симптомы гиперактивности можно увидеть у Пети?
- Какие трудности возникают у воспитательницы в работе с детьми?
- Какой нетрадиционный способ воздействия на поведение ребенка использовала воспитательница?
- А теперь я предлагаю вам разделиться на три группы в зависимости от цвета выбранной ленточки.
Гиперактивные дети есть в каждом детском саду. Вспомните, какие они, как ведут себя, чем выделяются на фоне других детей, из каких они семей…Сейчас я раздам каждой группе силуэты детей. Условно им 4-6 лет. Ваша задача составить портрет гиперактивного ребенка дошкольного возраста, указав характерные признаки, причины возникновения, особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, увлечение ребенка и на кого похож гиперактивный ребенок, т.е. на какой предмет, животное, растение или может быть явление природы.
Работают группы под музыку.
(по окончанию работы каждая группа представляет свой портрет, проводится общее обсуждение).
- Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд основные проявления гиперактивности делят на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.
Рассмотрим каждый блок (презентация).
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.
Если у ребенка проявляется шесть перечисленных признаков и более, можно предположить, что он гиперактивен.
Особенности таких детей в том, что процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения, обычно ребенок сам не рад тому, что вытворяет, он не способен контролировать свое поведение и эмоции, тем самым создавая проблемы не только взрослым, но и самому себе.
Обычно, по мере взросления ребенка признаки гиперактивности идут на спад, а в дальнейшем и вовсе исчезают, но тем не менее, индивидуальная работа необходима.
- Давайте рассмотрим методы работы с гиперактивными детьми.
Да, несомненно, появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические особенности не позволяют ему сделать это. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:
- Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
- Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.
- Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в спальню. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
- Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
- Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
- Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.
- Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.
- Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
- Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля.
- Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
- Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
- При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).
- Направлять энергию ребенка в нужное русло – взять его в помощники, назначить ответственным за что-либо.
- Ребенок всегда должен находиться на виду у воспитателя, для того, чтобы воспитатель мог в любой момент дотронуться до ребенка, тактильный контакт дает положительный результат. Такой метод поможет воспитателю успокоить ребенка во время тихого часа (посидеть рядом с ребенком, погладить по головке и эмоциональная напряженность будет снижаться).
- Далее я предлагаю вашему внимаю игры и упражнения, которые необходимо использовать в комплексе для работы с гиперактивными детьми:
- Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц ( “ Лучики”, “ Травинка на ветру»);
- Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности;
- Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия;
- Функциональные упражнения - для развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
- Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”);
- Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;
- Музыкальные игры - упражнения с лентами, хороводные игры.
- Сказкотерапия (сочинение сказки, работа со сказкой, просмотр мульфильмов);
- Танцевально – двигательная сказкотерапия (физкультминутки, двигательные рассказы, психогимнастика);
Я уверена, ребенка надо принимать таким, каков он есть, из гиперактивных детей чаще всего вырастают чуткие, внимательные люди с оптимистическим настроем.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним, вполне посильная задача для взрослого.
- Заключительное упражнение.
(звучит спокойная музыка).
Притча «Невидимая нить»
Давным – давно жил один удивительный человек. Этот человек умел то, чего не умели другие. Люди называли его мудрецом. Вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю землю и узнал великое множество людей. Мудрец не переставал удивляться тому, насколько разные были люди, их характеры, привычки, желания и стремления, какими разными были их судьбы! И как же он обрадовался, когда нашел в мире людей чутких сердцем, внимательных к другим, стремящихся понять чувства и мысли ближнего.
«Было бы замечательно, если бы чуткие сердцем люди могли объединиться и всегда ощущать поддержку друг друга!» - думал мудрец. И тогда он сплел из розовых облаков утреннего неба тончайшую длинную нить и задумал связать ею всех чутких сердцем людей (продолжая рассказ, дать в руки каждому участнику нить «связать»). Эта нить была практически невидима, но благодаря ей замечательные люди всегда чувствовали друг друга, могли находить своих таких же чутких сердцем единомышленников и помогали им, соединяя чудесной нитью мудреца.
Участники открывают глаза.
А сегодня мы можем видеть эту нить и день ото дня испытываем её прочность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"
Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...
Семинар-практикум для педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми в условиях ДОУ
Данный семинар позволит познакомить педагогов с особенностями прояления гиперактивности у детей и разработать совместно практические рекомендации по работе с такими воспитенниками...
Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"
Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Материал представляет собой семинар-практикум, направленный на повышение психологической компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми. В теоретической части педагоги имеют возможность поз...
Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Представленнный сценарий семинара-практикума прогодится психологам ДОУ в работе с педагогами с целью повышения их психолого-педагогической компетентности при взаимодействии...
Семинар-практикум по теме «Методы модельного обучения в работе воспитателя по развитию речи старших дошкольников»
выписка из годового плана, приказ о проведении...
- Мне нравится (1)