Семинар – практикум на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».
план-конспект занятия на тему

Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_giperaktinost.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум на тему:

«Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».

  1. Участники входят в зал, выбирают для себя цветную ленточку, садятся за столы.
  2. Музыка.

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Все дети разные, они не похожи друг на друга.

Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? ».

Предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, который поможет нам настроиться на тему нашего семинара.

  1. Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (реж. А.Викен, СССР, 1984 г., продолжительность – 10 мин.)

Вопросы для обсуждения:

  • Кто главный герой мультфильма?
  • Какие симптомы гиперактивности можно увидеть у Пети?
  • Какие трудности возникают у воспитательницы в работе с детьми?
  • Какой нетрадиционный способ воздействия на поведение ребенка использовала воспитательница?

  1. А теперь я предлагаю вам разделиться на три группы в зависимости от цвета выбранной ленточки.

Гиперактивные дети есть в каждом детском саду. Вспомните, какие они, как ведут себя, чем выделяются на фоне других детей, из каких они семей…Сейчас я раздам каждой группе силуэты детей. Условно им 4-6 лет. Ваша задача составить портрет гиперактивного ребенка дошкольного возраста, указав характерные признаки, причины возникновения, особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, увлечение ребенка и на кого похож гиперактивный ребенок, т.е. на какой предмет, животное, растение или может быть явление природы.

Работают группы под музыку.

(по окончанию работы каждая группа представляет свой портрет, проводится общее обсуждение).

  1. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд основные проявления гиперактивности делят на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Рассмотрим каждый блок (презентация).

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

Если у ребенка проявляется шесть перечисленных признаков и более, можно предположить, что он гиперактивен.

Особенности таких детей в том, что процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения, обычно ребенок сам не рад тому, что вытворяет, он не способен контролировать свое поведение и эмоции, тем самым создавая проблемы не только взрослым, но и самому себе.

Обычно, по мере взросления ребенка признаки гиперактивности идут на спад, а в дальнейшем и вовсе исчезают, но тем не менее, индивидуальная работа необходима.

  1. Давайте рассмотрим методы работы с гиперактивными детьми.

Да, несомненно, появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические особенности не позволяют ему сделать это. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

  • Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
  • Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.
  • Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в спальню. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
  • Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
  • Гиперактивный ребенок  физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь  не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
  • Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.
  • Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.
  • Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
  • Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля.
  • Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
  • Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
  • При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не   должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).
  • Направлять энергию ребенка в нужное русло – взять его в помощники, назначить ответственным за что-либо.
  • Ребенок всегда должен находиться на виду у воспитателя, для того, чтобы воспитатель мог в любой момент дотронуться до ребенка, тактильный контакт дает положительный результат. Такой метод поможет воспитателю успокоить ребенка во время тихого часа (посидеть рядом с ребенком, погладить по головке и эмоциональная напряженность будет снижаться).

  1. Далее я предлагаю вашему внимаю игры и упражнения, которые необходимо использовать в комплексе для работы с гиперактивными детьми:

-         Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц               ( “ Лучики”, “ Травинка на ветру»);

-         Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности;

-         Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия;

-         Функциональные упражнения - для развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

-         Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”);

-        Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;

-        Музыкальные игры -  упражнения с  лентами, хороводные игры.

-        Сказкотерапия (сочинение сказки, работа со сказкой, просмотр мульфильмов);

-  Танцевально – двигательная сказкотерапия (физкультминутки, двигательные рассказы, психогимнастика);

Я уверена, ребенка надо принимать таким, каков он есть, из гиперактивных детей чаще всего вырастают чуткие, внимательные люди с оптимистическим настроем.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним, вполне посильная задача для взрослого.

  1. Заключительное упражнение.

(звучит спокойная музыка).

Притча «Невидимая нить»

Давным – давно жил один удивительный человек. Этот человек умел то, чего не умели другие. Люди называли его мудрецом. Вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю землю и узнал великое множество людей. Мудрец не переставал удивляться тому, насколько разные были люди, их характеры, привычки, желания и стремления, какими разными были их судьбы! И как же он обрадовался, когда нашел в мире людей чутких сердцем, внимательных к другим, стремящихся понять чувства и мысли ближнего.

«Было бы замечательно, если бы чуткие сердцем люди могли объединиться и всегда ощущать поддержку друг друга!» - думал мудрец. И тогда он сплел из розовых облаков утреннего неба тончайшую длинную нить и задумал связать ею всех чутких сердцем людей (продолжая рассказ, дать в руки каждому участнику нить «связать»). Эта нить была практически невидима, но благодаря ей замечательные люди всегда чувствовали друг друга, могли находить своих таких же чутких сердцем единомышленников и помогали им, соединяя чудесной нитью мудреца.

Участники открывают глаза.

А сегодня мы можем видеть эту нить и день ото дня испытываем её прочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...

Семинар-практикум для педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

Данный семинар позволит познакомить педагогов с особенностями прояления гиперактивности у детей и разработать совместно практические рекомендации по работе с такими воспитенниками...

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Материал представляет собой семинар-практикум, направленный на повышение психологической компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми. В теоретической части педагоги имеют возможность поз...

Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

      Представленнный сценарий семинара-практикума прогодится психологам ДОУ в работе с педагогами с целью повышения их психолого-педагогической компетентности при взаимодействии...