Семинар - практикум "Работа с гиперактивными детьми" 04.12.24г.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Семинар -практикум "работа с гиперактивными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар -практикум | 373.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Золотая рыбка»
Семинар-практикум.
«Работаем с гиперактивными детьми».
Разработала:
Чернова Ю.А.,
педагог - психолог
Стрежевой
«Работаем с гиперактивными детьми».
Цель: расширение представлений педагогов (родителей) о гиперактивных детях и приемах работы с ними.
Задачи:
-познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей;
-показать отличия гиперактивных детей от активных;
-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;
-познакомить с играми для таких детей.
Материал: ассоциации на каждого педагога, карточки на две группы активные и гиперактивные дети, музыкальное сопровождение, 3 мяча, листы с обратной связью.
Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети».
Упражнение «ассоциации»: записать 5 ассоциаций к словосочетанию «гиперактивный ребенок».
Обсуждение.
Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.
Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм.
Проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.
Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве. Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.
У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.
В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.
Предлагаю разделиться на две группы и развести понятия гиперактивный ребёнок и активный ребёнок. Вот карточки. Посовещайтесь. В какой группе признаки активного ребёнка, а в какой признаки гиперактивного ребёнка.
Карточки и ответы:
Активный ребенок:
— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать — может и книжку почитать (посмотреть), и тот же пазл собрать.
— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.
— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.
— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
«Особенности организации работы с гиперактивными детьми»:
Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли выплескивать свою энергию в подвижных видах деятельности (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба. Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.
Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.
Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.
Таким детям лучше сначала предложить легкие задания, например, повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.
У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать
Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности ставится только медицинской комиссией в период начала обучения (то есть с 6-7 лет)! Но иногда и раньше.
В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность это, скорее всего, связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.
Упражнение «Снежинка» (2-3 мин)
Участники сидят на стульях, глаза закрыты.
Психолог говорит:
Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом.
А теперь снежинка:
легла на правую щеку – надувайте ее;
легла на левую щеку – надувайте ее;
легла на носик – наморщите нос;
легла на лоб – пошевелите бровями;
легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.
Снегопад закончился.
«Передай мяч» (Кряжева Н.Л.)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе передавать мяч и дополнять ещё одним. Усложняем упражнение, закрыв глаза.
Предлагаю всем участникам встать и пройти на ковер.
«Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
По сигналу начинаем хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
- хлопок – здороваемся за руку;
- хлопок – здороваемся плечиком;
- хлопок – здороваемся спинками;
- хлопок – здороваемся коленями;
- хлопок – здороваемся локтями;
Разнообразие тактильных ощущений, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.
Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3 мин)
Психолог предлагает участникам представить себя снеговиками.
Участники встают в круг, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
- А теперь, - говорит психолог, - выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговиков, и они начали таять. Постепенно расслабляются, опускают руки, головы, плечи, тело «обмякает», приседают на корточки, опускаются на колени, и «превращаются» в лужу (укладываются на пол).
«Зеваки» (Чистякова М.И.)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу (это может быть звук колокольчика, хлопок руками или какое-нибудь слово) участники останавливаются, хлопают раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону уже не держав друг друга за руки. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
«Король сказал»
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять. "Король сказал" (показывает движения). Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" и "Командир приказал".
«Сиамские близнецы» (Кряжева Н. Л., 1997)
Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Разбейтесь на пары, встаньте лицом к лицу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, присесть, встать, похлопать в ладоши и т. д.».
Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками и др.
«Пылесос и пылинки» (для детей 6-7 лет) (Чистякова М. И., 1995)
Цель: обучить детей приемам саморасслабления.
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и присаживается на стул.
Обратная связь.
В завершении семинара, каждому педагогу, принявшему в нем участие, предлагается ответить на несколько вопросов:
- Получили ли Вы то, чего ожидали?
- Как Вы будете использовать информацию, полученную на семинаре?
- Есть ли какие – то вопросы, на которые Вы не получили ответа?
- Ваши пожелания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"
Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми?...
Семинар – практикум на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Ч...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи: познакомить педагогов с ...
Обучающий семинар для родителей с элементами тренинга "Внимание: гиперактивный ребенок!"
· помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком...
Работа с гиперактивными детьми. Семинар для педагогов.
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. В данном семинаре описываются особенности детей с СДВГ, даны рекомендации педагога...
Семинар с элементами тренинга «Внимание! Гиперактивный ребенок» презентация
ull;- помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;•- обучить эффективным способам взаимодействия с ним.•- научить родителей приемам развития внимания, контроля над ак...
Семинар – практикум «Игры для гиперактивных детей»
Гиперактивные дети очень активны, импульсивны, их движения зачастую хаотичны. Им очень сложно долго сидеть на месте. Многие занятия, которые требуют усидчивости, терпения, гиперактивный ребенок находи...