План самообразования
материал
Разработан с целью развития и совершенствования связной речи и активной познавательной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_my_idem_tropoy_krasivoy_rechi.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Островок»
Тема самообразования:
«Мы идем тропой красивой речи»
( План работы на 3 года )
Автор -составитель
Абрамова Ирина Аркадьевна
с. Малокурильское -2020
Тема самообразования: «Мы идем тропой красивой речи»
План работы на 3 года.
Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю второй год.
Решению этих задач способствует технология «Фишбоун» /Рыбий скелет/,которая позволяет развивать навыки работы с информацией и дают возможность выстраивать работу как индивидуально, так в парах и в группах.
Цель: развитие и совершенствование связной речи и активной познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
∙ Совершенствовать монологическую речь воспитанников;
∙ Формировать навык осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями;
∙ Активизация знаний и представлений об окружающем;
∙ Развивать словесно-логическое мышление;
∙ Развивать творческое воображение, при составлении рассказа по картине используя схемы, пиктограммы, графическое моделирование;
∙ Формировать умение детей общаться со сверстниками, участвовать в диалоге в совместных играх и занятиях.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.
11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
14. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.
15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.
План работы по самообразованию 2020-2021 учебный год
Срок | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой. | Подбор и изучение литературы по теме; |
Октябрь | Использование комплексной методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, направленной на изучение уровня развития речи детей. | Изучение уровня развития речи детей |
Ноябрь-декабрь | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий для обучения детей составлению описательных рассказов по картинкам |
Январь | Онлайн мастер-класс | Приобретение навыков обучения детей составлению описательных рассказов по картинкам |
Февраль | Доклад на тему: «Развитие речи ребенка в процессе обучения детей составлению описательных рассказов по картинкам» | Выступление на педагогическом совете по теме: «Составление описательных рассказов по картинам» |
Март | Изучение литературы и Интернет-ресурсов. | Разработка игр и конспектов НОД по развитию речи в процессе обучения детей составлению описательных рассказов по картине |
Апрель | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование по обучению детей составлению описательных рассказов по картинам» |
В течение года | Медиатека по обучению детей составлению описательных рассказов по картинам | Подбор DVD дисков по изучаемым темам |
Май | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам |
План работы с детьми средней группы
Время проведения | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | ||
Октябрь | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Составление описательных рассказов по серии картинок: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». |
Ноябрь | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. |
Декабрь | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Работа по составлению описательных рассказов по сюжетным картинам. |
Январь | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». Опыты с комнатными растениями. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» Рисование «Комнатный цветок» Загадывание загадок |
Февраль | Образовательные цели. Обобщение представлений о зиме. Актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривание картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка пересказа. Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения | Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке: за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина. Разучивание игры «Медведь». Слушание и обсуждение на музыкальном занятии пьесы П.Чайковского «Зимнее утро». Подготовка коллективной работы «Ветки в инее» в совместной деятельности. Составление рассказа по картине «Зимний лес». |
Март | Учить описывать домашнее животное, составлять описательный рассказ по картинке. Формировать активный словарь посредством упражнения детей в подборе прилагательных к существительному (лошадь – большая, сильная, длинноногая). Воспитывать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей. | Беседа. Описание картины. Пальчиковая игра. Загадывание загадки Рассматривание картины. Уточнить представление о лошади. Составление описательного рассказа |
Апрель | Совершенствование умения отвечать на вопросы по картине, составлять рассказ по ее фрагменту. Совершенствование навыка пользования восковыми мелками, умения закрашивать изображение в одном направлении. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, общих речевых навыков. Воспитание навыков сотрудничества на занятии. | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые». Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» Инсцинировка «Про петушка» Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.» Аппликация «Поющий соловей» Конструирование из бумаги «Грачи прилетели ,»Птицы» |
Май | образовательные: обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; обучать составлению рассказа в соответствии с планом; развивающие: развивать словарь прилагательных; развивать у детей мыслительную деятельность и память; воспитательная: воспитывать чувство сострадания. | Игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки. Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин |
План работы с родителями
Мероприятие | Время проведения |
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | Октябрь |
Памятки для родителей по обучению связной речи. | Декабрь |
Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. | В течение года |
План работы с педагогами
Мероприятие | Время проведения |
Консультация для педагогов «Обучение детей рассказыванию по картине как средство развития речи у детей дошкольного возраста» | Сентябрь |
Консультация для воспитателей по обмену опытом | Январь |
План работы по самообразованию 2021-2022 учебный год
Срок | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой. | Подбор и изучение литературы по теме |
Октябрь | Использование комплексной методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, направленной на изучение уровня развития речи детей. | Изучение уровня развития речи детей |
Ноябрь | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий проведения пальчиковых игр в группе |
Декабрь | «Зима» | Проведение открытого занятия для родителей |
Январь | «Обучение детей составлению описательных рассказов по картине» | Подготовка доклада и выступление на педагогическом совете |
Февраль | «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам» | Открытый просмотр для воспитателей ДОУ |
Март | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах по теме «Самообразование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» |
Апрель | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам |
Май | Использование комплексной методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, направленной на изучение уровня развития речи детей. | Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития речи детей |
План работы с детьми старшей группы
Время проведения | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | Диагностика по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. | - Наблюдения за речью ребёнка в повседневной жизни. - Беседа с подгруппой детей. - Обследование: а) звукопроизношения; б) речевого слуха; в) словаря детей; г) грамматического строя речи. |
Октябрь | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Работа над пересказами с использованием картинок. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. |
Ноябрь | 1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно и в подгруппе. Закреплять умение работать с мнемотаблицами. | Мыслительная разминка «Угадай животное по описанию», Физкультминутка «Теремок». Составление описательного рассказа по серии картинок «Незнайка и его друзья» |
Декабрь | 1. Образовательные: - расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы; - учить рассказывать о содержании сюжетной картины; -стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине. 2. Развивающие: - продолжать развивать речь как средство общения; -активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»; -обогащать речь прилагательными; -совершенствовать диалогическую форму речи. 3. Воспитательные: -формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие; -воспитывать бережное отношение к природе. | • чтение стихов о зиме, • рассматривание иллюстраций, • беседы по данной теме; • наблюдение за погодой на прогулке. Рассказывание по картине «Зимние развлечения». |
Январь | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные». Заучивание присказки «Зайка белый и русак танцевал краковяк»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц». Составление описательного рассказа по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана. |
Февраль | Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом Развивать положительную самооценку каждого ребёнка. Воспитывать интерес к жизни зимующих птиц, желание помогать им в трудное для них время. | Рассматривание иллюстраций зимующих птиц, разучивание приветствия, физминутки. Составление описательного рассказа по картине «Дети помогают птицам» |
Март | Обучать детей умению сочинять повествовательные рассказы по картинам. | Рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные»; |
Апрель | Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне. Уточнять и расширять словарь по теме "Весна". | Наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне. Составление описательного рассказа по картине «Весна» |
Май | Диагностика уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. | - Наблюдения за речью ребёнка в повседневной жизни. - Беседа с подгруппой детей. - Обследование: а) звукопроизношения; б) речевого слуха; в) словаря детей; г) грамматического строя речи. |
План работы с родителями
Мероприятие | Время проведения |
Родительское собрание «Развитие связной речи детей» | Октябрь |
Консультация «Особенности обучения детей рассказыванию по картине» | Декабрь |
Памятки для родителей по обучению связной речи. | В течение всего года |
План работы с педагогами
Мероприятие | Время проведения |
Мастер – класс для воспитателей «Учим детей составлять описательные рассказы по картинкам» | Сентябрь |
Консультация для воспитателей по обмену опытом | Январь |
План работы по самообразованию 2022-2023 учебный год
Срок | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой. | Подбор и изучение литературы по теме; |
Октябрь | Использование комплексной методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, направленной на изучение уровня развития речи детей. | Изучение уровня развития речи детей |
Ноябрь | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий для обучения детей рассказыванию по картинам |
Декабрь | Инновационные технологии | Разработка плана НОД с детьми по теме самообразования |
Январь | «Веселые картинки» | Отбор картинок для составления описательных рассказов |
Февраль | «Учимся рассказывать по картине» | Разработка конспектов НОД по развитию речи в процессе обучения детей составлению описательных рассказов по картинкам |
Март | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством обучению составлению описательных рассказов по картинкам» |
В течение года | Медиатека по обучению детей составлению описательных рассказов по картинкам в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков и видеоматериалов по изучаемым темам |
Апрель | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам |
Май | Использование комплексной методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, направленной на изучение уровня развития речи детей. | Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития речи детей |
План работы с детьми подготовительной группы
Время проведения | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | Диагностика по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. | - Наблюдения за речью ребёнка в повседневной жизни. - Беседа с подгруппой детей. - Обследование: а) звукопроизношения; б) речевого слуха; в) словаря детей; г) грамматического строя речи. |
Октябрь | Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи. | Беседы у календаря природы; рассматривание иллюстраций о временах года и беседы об этом; продуктивная деятельность по теме «Осень»; знакомство с пейзажами известных художников; составление коротких рассказов по предметным картинкам; речевые дидактические игры; слушание классической музыки И.Чайковского «Времена года». Составление описательного рассказа «Осенний пейзаж» |
Ноябрь | 1. Упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины; 2. Учить составлять подробные и интересные рассказы-описания по картине, побуждая детей к речевым высказываниям, к ответам –доказательствам при решении речевой логической задачи ; 3. Воспитывать у детей эстетические чувства. | Прослушивание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину. Чтение отрывков из стихотворений. Составление описательного рассказа по картине «Осенний день» |
Декабрь | Продолжать учить детей рассматривать пейзажи; помогать возникновению эмоционального настроя в процессе их восприятия; подвести к пониманию художественного образа; высказывать свои чувства, вызываемые картиной; учить подбирать определения, по - разному отвечать на один и тот же вопрос. | Прослушивание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину. Чтение отрывков из стихотворений, называя авторов. Составление описательного рассказа по картине И. Шишкина "Зима". |
Январь | 1. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об игрушках по образцу воспитателя. 2. Закреплять умения составлять описательный рассказ об игрушках по плану, предложенному воспитателем. Уметь называть предмет, его признаки и действия с ним. 3. Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употреблять прилагательные и сравнения. 4. Следить, чтобы дети говорили четко, интонационно выразительно. 5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Проведение игр: «Что за зверь?», «Узнай по описанию», «Кто больше увидит и скажет про куклу», «Добавь словечко», «Что лишнее?». Составление описательного рассказа по картинке с изображением игрушек. |
Февраль |
| Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж» Домашнее задание: составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Зима». Разучивание стихотворения о пейзаже из книги М.В.Трофимовой «И учеба и игра. Изобразительное искусство» М.В.Трофимовой. Рассматривание наглядно – методического пособия «Деревья в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Зима» |
Март | -развивать навыки детей в составлении описательного рассказа по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность | Беседа, физкульт. минутка. Рассматривание картины «Лиса с лисятами» автор П. С. Меньшикова и составление описательного рассказа по картине |
Апрель | Продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений; развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; развивать внимание, мышление, творческое воображение, монологическую речь, активизировать словарь детей. | 1. Пальчиковая гимнастика «Строим дом» 2. Рассматривание картины 3. Вопросы по содержанию картины 4. Проведениеэксперимента с детьми.5. Физминутка«Мы пожарные»Составление описательного рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования |
Май | Диагностика уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. | - Наблюдения за речью ребёнка в повседневной жизни. - Беседа с подгруппой детей. - Обследование: а) звукопроизношения; б) речевого слуха; в) словаря детей; г) грамматического строя речи. |
План работы с родителями
Мероприятие | Время проведения |
Беседы с родителями по вопросам развития связной речи детей | Сентябрь |
Анкетирование родителей. | Ноябрь |
Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» Проект «Домашние питомцы» | Январь |
Посещение родителями открытого занятия | Апрель |
План работы с педагогами
Мероприятие | Время проведения |
Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ | Октябрь |
Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях» | Февраль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...