Педагогическое выгорание педагогов
методическая разработка

Катышева Екатерина Александровна

Методы и приемы предотвращения педагогического выгорания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коучинг-сессия на тему: «Эмоциональное выгорание педагогов»

Цель: знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, формирование навыков регуляции, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1)

Материалы: Ручки, 2листа бумаги, пакет с игрушками, памятки.

Вводная часть

Актуальность темы: В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.  Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога, педагога-мастера?

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Чтобы понять, склонны ли вы к эмоциональному выгоранию, или оно уже у Вас есть, вы должны были ответить на вопросы теста. Подведем итоги:

 Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: никогда, почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда, всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Основная часть

Педагоги присаживаются на стулья друг другу лицом, образуя при этом две группы. Расстояние между которыми ни менее 5 метров.

Ведущий: Прежде чем мы начнём обучаться методам и способам противостояния эмоционального выгорания, познакомимся с правилами поведения.

Введение норм поведения в группах:

1.Активно познавать себя и окружающий мир;

2. Изменять своё «Я» через общение;

3. Усваивать полученные знания;

4. Формировать умения и навыки;

5. Общаться в доверительной атмосфере.

Итак, начнем с позитивного настроя!

  1.  «КВИК – НАСТРОЙКА»

Каждой группе, раздается по три лозунга, и предлагается их прочесть. Группе слева как стихотворение патриотом своей страны; команде справа – как поздравление дорогого сердцу именинника.   (Приложение 2)

2) Чтобы не жить в состоянии постоянной тревожности, важно научиться экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения;

1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.

2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.

3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь

4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

3) Чтобы найти в своей жизни положительные моменты, всегда нужно помнить, в чем тебе повезло в жизни.

 Упражнение «В чём же мне повезло в жизни»

Каждой группе выдается лист, участники по очереди записывают то в чём же ему повезло в жизни, сворачивают лист с фразой - «Мне повезло что я…», так, чтобы не было видно и передают следующему участнику. (Приятное музыкальное сопровождение)

Предлагаю Вам послушать стихотворение, и продолжить за мной:

Я настрой  себе нашла, чтобы быть везучей: вчера все было хорошо, а сегодня……...(все вместе) лучше!

Повторю его сто раз, разойдутся тучи: сегодня все так хорошо, а завтра будет…….(все  вместе) лучше!

И пусть жизнь ввергает в шок, заклинаю пуще: у меня все хорошо, а будет …...(все вместе) еще лучше!

Зачитываются везения педагогов.

Оказывается все, кто здесь собрались, в жизни везет. И пусть так будет всегда!

4) А  чтобы в жизни везло, нужно искать позитивный смысл в необычных вещах.

Следующее упражнение:   «Ассоциации с игрушкой»

Воспитателям предлагается черный не прозрачный пакет с игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

5) Для того, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, очень важно  уметь  экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе. Предлагаю провести турнир эрудитов по советам экономии времени. Каждой группе выдаются 4 стартовых совета, зачитываются по очереди, затем группа придумывает свои. Та группа, чей совет был последним, объявляется победителем турнира.  (Приложение 3)

6) «Подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества, так же нужно помнить, что уникальны не только мы, но и люди окружающие нас, они совсем не должны походить на нас. Итак, задание: Посмотрите на коллегу сидящего слева от Вас, и аргументируйте свое утверждение фразой: «Вы подарок для человечества, так как вы…...».

Рефлексия

Если бы Вы сейчас заполнили анкету, изменились бы ответы ?

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…», оправдались ли ваши ожидания?

Раздаются памятки по эмоциональному выгоранию.

Приложение 1

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Впишите в таблицу ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Никогда,  Почти никогда,  Иногда,  Часто,  Почти  всегда, Всегда

вопрос

ответ

балл

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2.

Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3.

Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4.

После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5.

Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6.

Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7.

Моя работа плохо влияет на мое здоровье

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: никогда, почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда, всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

        

Приложение 2

Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей!

Вы самые лучшие и красивые, пусть все супер - модели мира вам позавидуют!

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся!

Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не даст!

Трудности закаляют на пути к счастью!

Приложение 3

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...

Методическое объединение педагогов Симферопольского района "Педагогическое выгорание. Пути преодоления"

Если солнца не радует радужный блеск,Шорох листьев и неба сияние,Знак: опасность! Подкрался нешуточный стресс – «Педагогическое выгорание».Ко всем прочим проблемам – лихая напасть!Год учебны...

Консультация для педагогов "Синдром педагогического выгорания"

Консультация для педагогов "Синдром педагогического выгорания"...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...