Педагогическое выгорание педагогов
методическая разработка
Методы и приемы предотвращения педагогического выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы предотвращения педагогического выгорания | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Коучинг-сессия на тему: «Эмоциональное выгорание педагогов»
Цель: знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, формирование навыков регуляции, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1)
Материалы: Ручки, 2листа бумаги, пакет с игрушками, памятки.
Вводная часть
Актуальность темы: В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию. Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога, педагога-мастера?
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Чтобы понять, склонны ли вы к эмоциональному выгоранию, или оно уже у Вас есть, вы должны были ответить на вопросы теста. Подведем итоги:
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: никогда, почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда, всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Основная часть
Педагоги присаживаются на стулья друг другу лицом, образуя при этом две группы. Расстояние между которыми ни менее 5 метров.
Ведущий: Прежде чем мы начнём обучаться методам и способам противостояния эмоционального выгорания, познакомимся с правилами поведения.
Введение норм поведения в группах:
1.Активно познавать себя и окружающий мир;
2. Изменять своё «Я» через общение;
3. Усваивать полученные знания;
4. Формировать умения и навыки;
5. Общаться в доверительной атмосфере.
Итак, начнем с позитивного настроя!
- «КВИК – НАСТРОЙКА»
Каждой группе, раздается по три лозунга, и предлагается их прочесть. Группе слева как стихотворение патриотом своей страны; команде справа – как поздравление дорогого сердцу именинника. (Приложение 2)
2) Чтобы не жить в состоянии постоянной тревожности, важно научиться экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения;
1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.
2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.
3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь
4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
3) Чтобы найти в своей жизни положительные моменты, всегда нужно помнить, в чем тебе повезло в жизни.
Упражнение «В чём же мне повезло в жизни»
Каждой группе выдается лист, участники по очереди записывают то в чём же ему повезло в жизни, сворачивают лист с фразой - «Мне повезло что я…», так, чтобы не было видно и передают следующему участнику. (Приятное музыкальное сопровождение)
Предлагаю Вам послушать стихотворение, и продолжить за мной:
Я настрой себе нашла, чтобы быть везучей: вчера все было хорошо, а сегодня……...(все вместе) лучше!
Повторю его сто раз, разойдутся тучи: сегодня все так хорошо, а завтра будет…….(все вместе) лучше!
И пусть жизнь ввергает в шок, заклинаю пуще: у меня все хорошо, а будет …...(все вместе) еще лучше!
Зачитываются везения педагогов.
Оказывается все, кто здесь собрались, в жизни везет. И пусть так будет всегда!
4) А чтобы в жизни везло, нужно искать позитивный смысл в необычных вещах.
Следующее упражнение: «Ассоциации с игрушкой»
Воспитателям предлагается черный не прозрачный пакет с игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
5) Для того, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, очень важно уметь экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе. Предлагаю провести турнир эрудитов по советам экономии времени. Каждой группе выдаются 4 стартовых совета, зачитываются по очереди, затем группа придумывает свои. Та группа, чей совет был последним, объявляется победителем турнира. (Приложение 3)
6) «Подарок для человечества»
Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества, так же нужно помнить, что уникальны не только мы, но и люди окружающие нас, они совсем не должны походить на нас. Итак, задание: Посмотрите на коллегу сидящего слева от Вас, и аргументируйте свое утверждение фразой: «Вы подарок для человечества, так как вы…...».
Рефлексия
Если бы Вы сейчас заполнили анкету, изменились бы ответы ?
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…», оправдались ли ваши ожидания?
Раздаются памятки по эмоциональному выгоранию.
Приложение 1
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Впишите в таблицу ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Никогда, Почти никогда, Иногда, Часто, Почти всегда, Всегда
№ | вопрос | ответ | балл |
1. | Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||
2. | Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||
3. | Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||
4. | После рабочего дня я могу срываться на своих близких | ||
5. | Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||
6. | Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | ||
7. | Моя работа плохо влияет на мое здоровье |
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: никогда, почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда, всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Приложение 2
Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь! |
Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей! |
Вы самые лучшие и красивые, пусть все супер - модели мира вам позавидуют! |
Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся! |
Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не даст! |
Трудности закаляют на пути к счастью! |
Приложение 3
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему. |
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам. |
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности. |
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок. |
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих. |
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять. |
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно. |
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»
Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...
Методическое объединение педагогов Симферопольского района "Педагогическое выгорание. Пути преодоления"
Если солнца не радует радужный блеск,Шорох листьев и неба сияние,Знак: опасность! Подкрался нешуточный стресс – «Педагогическое выгорание».Ко всем прочим проблемам – лихая напасть!Год учебны...
Консультация для педагогов "Синдром педагогического выгорания"
Консультация для педагогов "Синдром педагогического выгорания"...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Сплочение педагогического коллектива, как средство профилактики профессионального выгорания педагогов.
Статья о работе психолога по сплочению педагогического коллектива...