Отчёт по реализации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)
Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_realizatsii_ranney_proforientatsii_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
центр развития ребенка – детский сад №6
станица Старощербиновская
Отчёт
о реализации ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста
воспитатель высшей категории: Костенко Е.Г.
2021г
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, обеспечивает вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, мы ставили для себя следующие задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда;
-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
-заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
-активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
Чтобы реализовать поставленные задачи по данной проблеме мы начали работу с создания и оформления развивающей предметно-пространственной среды.
Приобрели дидактические пособия – плакат «Профессии» и набор картинок «Профессии»; настольные игры «Знаю все профессии», «Все профессии важны», «Профессии». Сделали картотеку загадок и пословиц о профессиях.
Оформили в группе выставку худ. книг и энциклопедий о профессиях, которые ребята с большим удовольствием рассматривают на протяжении всего времени
Пополнили центр сюжетно-ролевых игр такими атрибутами как: набор инструментов для мастерской, поликлиники, парикмахерской и ателье.
Также нами были придуманы и созданы для сюжетных игр универсальные ширмы «Автомастерская», «Ателье».
Пополнили детскую гардеробную специальной одеждой по некоторым профессиям и пошили модули специальных машин.
Далее мы продолжили реализовывать работу с детьми по ранней профориентации через различные виды деятельности, используя разнообразные формы и методы:
совместную деятельность взрослого с детьми:
-через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
-через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями воспитанников;
через реализацию проектов.
На мой взгляд самой интересной и увлекательной деятельностью по реализации ранней профориентации это сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети брали на себя роль взрослого и реализовывали свои желания.
Элементарные представления о труде взрослых, дети получили в сюжетно-ролевых играх, в играх-ситуациях: «Ателье», «Парикмахерская», «Кафе», «Автомастерская», «Автомойка», «Бензоколонка», «Супермаркет», «Библиотека», «Поликлиника» и др.
В играх дети учились входить в игровую ситуацию, общаться в соответствии взятой на себя роли, соблюдая правила этикета (вежливость, уважение к собеседнику), использовать атрибуты и предметы – заместители.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Ещё дети любят играть в дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник?», «Четвёртый линий», в ходе которых у детей развивается логическое мышление, память и закрепляются знания о профессиях
Далее знакомили ребят с художественной литературой: чтение стихотворений
В. Маяковского «Кем быть», К. Чуковского «Айболит», К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Тихеева «Плотник» и др. Знакомили с пословицами и поговорками о профессиях.
Образовательную деятельность осуществляли в форме бесед с детьми о профессиях своих родителей, где дети делились со сверстниками о том, кем работают их родители.
Ходили на экскурсии на прачечную, в медицинский кабинет, на кухню. У некоторых сотрудников даже брали интервью.
С большим интересом дети слушали и смотрели мультимедийную презентации «Современные профессии» такие как: менеджер, предприниматель, стилист, визажист и др.; презентации: «Все работы хороши», «Профессии наших родителей» с элементами дидактических игр «Кому что нужно для работы», «Что лишнее?» и др. и др.
Наблюдая самостоятельную деятельность детей на протяжении всего времени, хочется отметить, что дети с интересом играют в совместные настольные игры, сюжетно-ролевые, рассматривают альбом профессий своих родителей. О которых я уже говорила раннее.
Продуктивная деятельность, именно в этой деятельности ребёнок может отобразить своё творчество и показать его всем и о нем рассказать. Поэтому мы организовывали в группе выставку детского рисунков «Мечтаю стать…», в ходе которой ребята с большим удовольствием рисовали, а затем составляли небольшие рассказы о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Так же лепили из пластилина «Предметы, необходимые для работы для заданной профессии…».
Весной был реализован совместный проект с родителями «Профессия – водолаз» в рамках которого дети знакомились с профессией водолаза.
Итогом стали – выставка детских рисунков «Водолаз на дне морском» и выставка поделок из подручных материалов «Водолазы будущего».
А главной точкой этого проекта было участие нашей воспитанница Лиза Сизёва участие в муниципального этапа конкурса «Я – исследователь» и заняла 2 место в своей номинации и возрастной категории.
Вся проделанная работа по ранней профориентации, знакомство детей с профессиями своих родителей, сада, с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Наша задача донести до сознания родителей, что знакомство ребёнка с их трудом – это фактор огромного воспитания тесно связана с родителями группы. Совершенно очевидно, что ребёнок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребёнок проявляет интерес к нему.
Поэтому мы предложили родителям выполнить домашние задания – рассказать своему ребёнку как можно больше о своей профессии.
Также всем было предложено поучаствовать в создании книги: «Профессии наших родителей» - сделать фото на рабочем месте», но к сожалению не все родители приняли активное участие!
Благодаря спонсорской помощи родителей была создана вся развивающая среда, о которой я говорила раннее. Некоторые родители отзывались на наши просьбы: приносили атрибуты для сюжетно-ролевых игр (газеты, журналы, коробочки, и др). В родительском уголке помещали информацию в виде консультации: «Профориентация детей в дошкольного возраста».
Работа по профориентации у нас продолжается:
Ко дню матери мы с ребятами готовим плакат «Профессии наших мам».
И реализуя тему по самообразованию я запланировала изготовление папки-передвижки «Расскажите о профессии синквейном».
Работа, которая проводится в детском саду по данной теме имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....
Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет «Все профессии важны, все профессии нужны» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Данный материал может быть использован в работе по ранней профориентации дошкольников....
Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Реализация проекта "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста"
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них опр...