Конференция «Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково – исследовательской деятельности»
консультация (старшая группа)
Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий:
- любопытство
- любознательность;
- развитие познавательного интереса;
- развитие познавательной активности;
- становление сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конференция
Тема: «Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково – исследовательской деятельности»
Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий:
- любопытство
- любознательность;
- развитие познавательного интереса;
- развитие познавательной активности;
- становление сознания.
Именно познание окружающего мира должно в полном объеме обеспечить удовлетворение потребности в освоении нового. Однако дети не только получают информацию, но и учатся пользоваться приобретенными знаниями.
Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребенка. Это обусловлено тем, что в группах разные дети, кто-то усваивает материал быстро, а кому-то надо больше времени.
Вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность является мотивацией к созданию своего индивидуального образовательного маршрута:
- постановка определенной цели
- система
- конкретные приемы и педагогические технологии
- создание условий для экспериментальной деятельности
- планирование результатов
- диагностика полученных результатов.
При подборе содержания образовательной деятельности для развития поисково-исследовательской деятельности детей необходимо как можно больше охватить тем, которые раскрывают многообразие окружающего мира, а также сделать содержание НОД привлекательным и увлекающим за собой.
На сегодняшний день актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Ребенок выступает здесь в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разные формы и методы:
- ставит проблему, которую нужно решить;
- собирает данные;
- предлагает всевозможные решения;
- делает выводы;
- ищет новые объекты для исследования;
- делает обобщения проделанной работы.
Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности, познавательной мотивации. Организация в ДОУ познавательной деятельности отражается в режиме дня и пересекается с остальными формами работы, но она выполняется как воспитателем, так и без его непосредственного участия. Дети в непосредственной деятельности стремятся достигнуть поставленной цели, применив свои умения, знания и навыки в той или иной форме.
Для любознательных детей нет неинтересных тем, любой эксперимент с предметом вызовет у них интерес к познанию. Любознательность позволит в будущем освоиться быстрее в социуме. В мире поиска чего-то нового и неизведанного активизируется умственная деятельность, повышается работоспособность, снижается утомляемость и внутреннее напряжение.
Развивая в детях любознательность, мы делаем преимущество во взрослой жизни: работа с информацией, разработка новых идей, гибкость ума, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.
Поисково-исследовательская деятельность - это всегда открытие нового, поиск подходов и решений, достижение цели, а не пассивная деятельность. Это активность детей, при помощи которой они стремятся получать новые знания, умения и навыки. Развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать всевозможные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Через экспериментирование, опыты, наблюдения, постановку и решение вопросов проблемного характера, мы формируем у дошкольников ключевые компетенции, развиваем способность к исследовательскому типу мышления. В ходе экспериментирования дети учатся воздействовать на объект с целью познания его свойств, взаимосвязей.
Большое значение в развитии любознательности и интересов ребенка имеет продуманная, насыщенная, хорошо оборудованная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, создает оптимальные условия для активизации самореализации.
Работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и активности. Познавательный интерес в дошкольном возрасте обогащает и активизирует процесс не только исследовательской, но и любой другой деятельности, поскольку начало имеется в каждой из них. Наша задача, как педагогов –формировать, развивать познавательную деятельность, так как именно она нацелена на творческое, физическое, интеллектуальное, социально-личностное развитие детей.
Литература:
- Годовникова Д. «Формирование познавательной активности» Д/d.2006.-№1 стр.42-58
- Купарадзе Н.Ц. «Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста» Диссертация, 2008 г.-стр.121
- Щукина Г.И. «Проблемы познавательного интереса в педагогике» М: Педагогика, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие любознательности детей младшего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
Авторский материал по опытно-исследовательской деятельности...
доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»
доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»
Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...
Развитие инициативы и самостоятельности ребенка в поисково - исследовательской деятельности.
Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взросл...
«Развитие детской инициативы посредством поисково- исследовательской деятельности»
Согласно источнику, цель развития познавательной активности и интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка посредством поисково-исследовательской деятельности — совершенство...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быс...