Тренинговое занятие с педагогами по профилактике СЭВ "Формула хорошего настороения"
методическая разработка
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с воспитанниками, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Часто педагоги находятся в ситуации крайнего эмоционального напряжении. Поэтому очень важно педагогу позаботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_s_pedagogami.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
«Формула хорошего настроения»
Цели тренинга:
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
- Формирование понимания необходимости здоровьесбережения;
- Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
- Создание условий для групповой сплоченности;
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
Задачи тренинга:
- Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
- Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива;
- Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
- Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
Оборудование: музыка для релаксации
Аудитория: педагоги 15 человек
Время проведения: 1ч 30 мин.
Вступление. Актуальность выбранной темы.
Ведущий. Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с воспитанниками, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Часто педагоги находятся в ситуации крайнего эмоционального напряжении. По моим наблюдениям порой это эмоциональное напряжение испытываете не в конце года, а уже в его начале, конечно это связанно со спецификой работы с контингентомс которым мы работаем. Я попытаюсь помочь восстановить ваши силы, напомнить о важности здоровьесбережения в нашей профессиональной деятельности. Попробуем, используя специальные методы, активизировать внутренние ресурсы личности. Может быть, посмотреть друг на друга с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.
- Приветствие. Упражнение «Друг к дружке».
Я предлагаю вам поиграть в игру, во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.
Правая рука к правой руке! Нос к носу! Спина к спине! Друг к дружке. Носок к носку! Живот к животу! Лоб ко лбу! Друг к дружке. Бок к боку! Колено к колену! Мизинец к мизинцу! | Друг к дружке. Бедро к бедру! Ухо к уху! Пятка к пятке! Друг к дружке. Затылок к затылку! Локоть к локтю! Кулак к кулаку! Друг к дружке. Пожмите друг другу руки. |
- В Австралии поднялся ветер.
(Ведущий трет ладони).
Начинает капать. (Щелкает пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
- Упражнение “Кто родился в мае…” (15 минут)
Группа рассаживается по кругу. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
-у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним; – кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кто пришел сегодня на работу пешком, должен затопать по полу ногами и крикнуть: “Я хочу машину!»
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто готов к дальнейшей работе, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: “Дальше!”.
3. Упражнение «Мусорное ведро»
4. Подведение итогов опросника (методика диагностики профессионального выгорания (mbi). адаптация Н.Е. Водопьяновой. авторы: К. Маслач, С. Джексон)
5. Эмоциональная регуляция
Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Телесно-ориентированная терапия
(упражнения на снятие излишнего напряжения)
Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого участника.
6. Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи
7. Визуализация «Представьте себе, что вся твоя жизнь на настоящий момент – это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представь себе, что ты поднимаешься над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Ты не можешь разглядеть мелкие детали и подробности, но зато тебе видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, ты пролетаешь над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе твоей жизни? Что он в себя включает? Где находится? А вот еще один район – «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Рассмотри подробно все, что ты видишь, и отправляйся дальше – это часть города под названием «Отдых». Где она расположена? Как велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр – посмотри и запомни, из чего состоит район «Отдых». Ты отправляешься дальше, и видишь часть города, которая символизирует твое общение – «Друзья и знакомые». Исследуй её, как можно подробнее… Осталось ли еще что-то, что входит в черту твоего города? Как называются эти части? Какие они по размеру? А теперь обрати внимание, как соединены между собой районы – дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе? Может быть здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены? Ты видишь город своей жизни – он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у тебя это зрелище? Что бы тебе хотелось изменить в этом городе? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза…» Участникам предлагается нарисовать карту Города своей жизни. Обратите их внимание, что город рисуется таким, какой он есть в настоящее время. По мере окончания работы дайте возможность участникам побеседовать в парах об образах визуализации и своего рисунка, дать пояснения по карте, которую они изобразили. Вопросы:
∙ Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому
∙ Что меня устраивает и вызывает радость?
∙ Что меня не устраивает и почему?
∙ Что бы я изменил?
∙ Какие пути изменений я вижу?
Как и в любом метафорическом упражнении, важно, чтобы участники от образа перешли к анализу соотношения сфер своей жизни. Если в результате работы возникнет желание что-то поменять в рисунке, это можно сделать, но обязательно осознать – как в реальной жизни можно осуществить это изменение?
8. Упражнение “Дракон-принцесса-рыцарь” (10-15 минут)
Группа делится на 2 команды. Затем учителям объясняются правила игры. Принцип игры напоминает детскую считалку “камень-ножницы-бумага”. Только вместо этого команда должна невербально (без слов) изобразить дракона, принцессу или рыцаря. Так, Дракон выпускает вперед когтистые лапы, обнажая оскал острых клыков и испуская устрашающий рык. Рыцарь резко атакует своим мечом, издавая воинственный клич. Принцесса маленькая, нежная, веселая. Ножки ее пляшут, ручки держат подол, а сама она напевает: "ля-ля-ля".
Правила просты: дракон побеждает принцессу (съедает), принцесса – рыцаря (очаровывает), а рыцарь - дракона.
Командам дается около 15-20 секунд перед каждым раундом для того, чтобы участники договорились, какого персонажа будут изображать. После чего команды выстраиваются в шеренгу друг напротив друга и по сигналу ведущего показывают персонажа.
За каждый тур победившая команда получает 1 очко – в случае победы. Игра ведется до 3х очков.
9. Упражнение "Посещение зоопарка"
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7. Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).[1]
10.Упражнение “Аплодисменты” (ритуал прощания).
Инструкция. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук своих коллег. Пусть это чувство тепла сохраниться в ваших душах еще долгое время.
Ведущая начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
11. Рефлексия тренинга:
Помог ли Вам тренинг снять напряжение, улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в Вашем ощущении и самочувствии? Какие упражнения Вы сможете делать самостоятельно для поддержания псих. и физического здоровья?
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (MBI). АДАПТАЦИЯ Н.Е. ВОДОПЬЯНОВОЙ. АВТОРЫ: К. МАСЛАЧ, С. ДЖЕКСОН
Инструкция: «Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или отметьте квадрат, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением».
Обработка и интерпретация:
Ключ к тесту:
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
- 0 баллов — «Никогда»;
- 1 балл — «Очень редко»;
- 2 балла — «Редко»
- 3 балла — «Иногда»;
- 4 балла — «Часто»;
- 5 баллов — «Очень часто»;
- 6 баллов — «Каждый день».
Оценка уровней выгорания:
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Эмоциональное истощение | 0-15 | 16-24 | 25 и больше | |||
Деперсонализация | 0-5 | 6-10 | 11 и больше | |||
Редукция профессионализма | 37 и больше | 31-36 | 30 и меньше |
№ | Утверждение | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой). | ||||||||
К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон». | ||||||||
Я чувствую себя усталым (ой), когда встаю утром и должен (на) идти на работу. | ||||||||
Я хорошо понимаю каждого моего воспитанника и нахожу к каждому свой подход. | ||||||||
Я общаюсь с моими воспитанниками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума. | ||||||||
Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно*. | ||||||||
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими воспитанниками(родителями). | ||||||||
Я чувствую угнетенность и апатию. | ||||||||
Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих воспитанников и коллег. | ||||||||
В последнее время я стал(а) более отстраненным(ной) и жестким(ой) по отношению к тем, с кем работаю. | ||||||||
Как правило, воспитанники, их родители и администрация д.сада слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы. | ||||||||
У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление. | ||||||||
Я испытываю эмоциональный спад на работе. | ||||||||
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. | ||||||||
Я не могу быть участливым(ой) ко всем воспитанникам (родителям), особенно недисциплинированным и не желающим учиться. | ||||||||
Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы. | ||||||||
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками (родителям) и коллегами. | ||||||||
Я легко общаюсь с воспитанниками и их родителями независимо от их социального положения и поведения. | ||||||||
Я многое успеваю сделать на работе и дома. | ||||||||
Я чувствую себя на пределе возможностей. | ||||||||
Я многого смогу еще достичь в своей жизни. | ||||||||
Бывает, что коллеги, воспитанники и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...
Профилактика эмоционального выгорания Тренинговое занятие для педагогов «Пока не гаснет свет…».
Цель: знакомство с понятием эмоционального выгорания;анализ проявления признаков выгорания;выполнение приемов и способов снятия психоэмоционального напряжения...
Методическая разработка (тренинговое занятие для педагогов) «Профилактика профессионального выгорания»
Методическая разработка является частью методических материалов по работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, улучшению психологического климата коллектива, формированию комму...
Тренинговое занятие для педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания через актуализацию ресурсного состояния.
Педагог-психолог в дошкольном учреждении – важная и нужная профессия, где мы оказываем психологическую поддержку участникам воспитательного процесса (детям, родителям, педагогам). И очень важно ...
Тренинговое занятие для педагогов "Профилактика профессионального выгорания" в доу
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Переход современного образования на личностно-орие...