Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
материал
Сенсорное развитие детей в
раннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Отчет по самообразованию.
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Выполнила: Сабитова Наталья Евгеньевна.
г. Боготол 2021г.
Отчет по самообразованию.
В 2020-2021 учебном году я взяла тему по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности ». Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка — это формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина, запах, вкус, вес и т. д.) с помощью различных действий (ощупывание, рассматривание и т. д.). Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность: в дошкольной педагогике проблема сенсорного
воспитания занимает одно из центральных мест. Сенсорное развитие детей в
раннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без
которого невозможно нормальное формирование умственных способностей
ребенка. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным
периодом, для накопления и систематизации представлений об окружающем
мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Сенсорное
развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста
получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. Так
как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития,
то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает
игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все
сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать
закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает
мир. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему
психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.
Сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие
сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться путем
использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада
и его территорий. Также сенсорное развитие детей должно осуществляться
через различные виды деятельности.
Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру;
2. развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов;
3. воспитание у детей положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
Формы работы:
сбор и изучение методической литературой;
создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию;
создание картотеки игр по сенсорному развитию.
Работа с детьми:
В режимные моменты:
-во время кормления: «Какого цвета суп?», «Чем пахнет сок?», «Какой формы печенье»,
-во время умывания: «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло»,
-при одевании: «Найди пару к носочку (рукавичке)», «Какого цвета одежда».
В течение года:
в экспериментальной деятельности: игры с водой, с песком, с природными материалами, игры со снегом.
В продуктивной деятельности: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий, игры с конструктором лего (крупным),игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др. лепка, рисование.
Музыкальная деятельность: игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка, игры с самодельными звучащими предметами.
Игровая деятельность: дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тактильные ладошки», «Найди пару», «Легкий - тяжелый», «Угадай, что в ящике», «Теплый - холодный»;
дидактические игры по изучению цвета: «Разноцветные шары», «Варежки»,
«Подбери чашки к блюдцам», «Спрячь зайку», «Расставь машины в гаражи»,
«Разложи конфетки»;
дидактические игры по изучению величины: «Прятки», «Пирамидка», «Длинный - короткий», «Большой – маленький», «Веселые матрешки», «Строители»;
дидактические игры по изучению формы: «Закрой окошко в домике», «Найди такую же фигуру как эта», «Разложи правильно», «Какой фигуры не стало», «Веселый поезд», «Чудесный мешочек».
Рассматривание картинок из серии: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», «Домашние животные и их детеныши», «Зима», «Весна», «Игрушки», «Еда».
Пальчиковые игры: «Божья коровка», «Зайчик», «Шарик», «Апельсин», «Паучок», «Секрет», «Солнышко и туча», «Зайка серый умывается» и др.
Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Светофор», «Наша Маша маленька», «Ослик черный, беломордый…», С. Я. Маршака «Мяч», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», А. Барто «Игрушки».
Настольный театр «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Сюжетно-ролевая игры: «Едем на машине», «Угощаем чаем», «Уложи куклу спать».
Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группой комнате; приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.
Двигательная деятельность: двигательные задания с использованием физкультурного оборудования; подвижные игры; имитационные упражнения; игры с мячами, флагами; ходьба по «Дорожкам здоровья».
Работа с родителями: индивидуальные консультации и беседы; консультации, памятки и буклеты.
По данной теме, я изучила литературу:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22.С. 18
3. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
4. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
5. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
6. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
7. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76
8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
9. И. Сухомлинова «Развивающие игры для малышей», Харьков, Белгогрод, 2012.
10. Чайка Е. С. Большая книга развивающих упражнений. - Минск: Харвест, 2009. - 128 с. ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...
Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"
quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, г...
Самоанализ по теме самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности» за 2021-2022 уч. год
Отчёт по самообразованию....
Самообразование " Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности"
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе п...
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,6 до 3 лет, я ставлю перед собой одну из главных задач – соз...