Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
материал

Сабитова Наталья Евгеньевна

Сенсорное развитие детей в

раннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       «Детский сад №12»  

                                   

                               

                                 Отчет по самообразованию.

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»  

                 

                       Выполнила: Сабитова Наталья Евгеньевна.

                                     

                                               г. Боготол 2021г.  

                               Отчет по самообразованию.  

 В 2020-2021 учебном году я взяла тему по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности ». Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка  — это формирование представлений о внешних свойствах предметов  (форма, цвет, величина, запах, вкус, вес и т. д.)  с помощью различных действий  (ощупывание, рассматривание и т. д.). Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность: в дошкольной педагогике проблема сенсорного

воспитания занимает одно из центральных мест. Сенсорное развитие детей в

раннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без

которого невозможно нормальное формирование умственных способностей

ребенка. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным

периодом, для накопления и систематизации представлений об окружающем

мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Сенсорное

развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста

получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. Так

как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития,

то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает

игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все

сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать

закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает

мир. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему

психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.

Сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие

сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться путем

использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада

и его территорий. Также сенсорное развитие детей должно осуществляться

через различные виды деятельности.

Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.

Задачи:

1. формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру;

2. развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов;

 3. воспитание у детей положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.

 Формы работы:

сбор и изучение методической литературой;

создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию;

создание картотеки игр по сенсорному развитию.

Работа с детьми:

В режимные моменты:

-во время кормления: «Какого цвета суп?», «Чем пахнет сок?», «Какой формы печенье»,

-во время умывания: «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло»,

-при одевании: «Найди пару к носочку (рукавичке)», «Какого цвета одежда».

В течение года:

в экспериментальной деятельности: игры с водой, с песком, с природными материалами, игры со снегом.

В продуктивной деятельности:  игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий, игры с конструктором лего (крупным),игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др. лепка, рисование.

Музыкальная деятельность: игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка, игры с самодельными звучащими предметами.

Игровая деятельность: дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тактильные ладошки», «Найди пару», «Легкий - тяжелый», «Угадай, что в ящике», «Теплый - холодный»;

дидактические игры по изучению цвета: «Разноцветные шары», «Варежки»,

«Подбери чашки к блюдцам», «Спрячь зайку», «Расставь машины в гаражи»,

«Разложи конфетки»;

дидактические игры по изучению величины: «Прятки», «Пирамидка», «Длинный - короткий», «Большой – маленький», «Веселые матрешки», «Строители»;

дидактические игры по изучению формы: «Закрой окошко в домике», «Найди такую же фигуру как эта», «Разложи правильно», «Какой фигуры не стало», «Веселый поезд», «Чудесный мешочек».

Рассматривание картинок из серии: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», «Домашние животные и их детеныши», «Зима»,  «Весна», «Игрушки», «Еда».

Пальчиковые игры: «Божья коровка», «Зайчик», «Шарик», «Апельсин», «Паучок», «Секрет», «Солнышко и туча», «Зайка серый умывается» и др.

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Светофор», «Наша Маша маленька»,  «Ослик черный, беломордый…», С. Я. Маршака «Мяч», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», А. Барто «Игрушки».

Настольный театр «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Сюжетно-ролевая игры: «Едем на машине», «Угощаем чаем», «Уложи куклу спать».

Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группой комнате;  приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.

Двигательная деятельность: двигательные задания с использованием физкультурного оборудования; подвижные игры; имитационные упражнения; игры с мячами, флагами; ходьба по «Дорожкам здоровья».

Работа с родителями: индивидуальные консультации и беседы; консультации, памятки и буклеты.

 По данной теме, я изучила литературу:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.        Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22.С. 18

3.        Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

4.        «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

5.        Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

6.        Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

7.        Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76

8.        Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

9.        И. Сухомлинова «Развивающие игры для малышей», Харьков, Белгогрод, 2012.

10.        Чайка Е. С. Большая книга развивающих упражнений. - Минск: Харвест, 2009. - 128 с. ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...

Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"

quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, г...

Самообразование " Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности"

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста  аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе п...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»

В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,6 до 3 лет, я ставлю перед собой одну из главных задач – соз...