Самообразование " Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности"
методическая разработка (младшая группа)
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя на тему: « Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Актуальность:
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Цель работы по самообразованию:
- систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
- повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
Задачи работы по самообразованию:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 1-2 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста:
- Игровой метод (дидактические игры);
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- Практический метод – показ способов действия с предметами;
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1-2 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
- Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1 – 2 лет;
План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
1 Организационно – ознакомительный этап Практический выход | Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы,составление плана работы, разработка картотеки дидактических игр, игровых материалов План работы по теме самообразования, составление картотеки игровых материалов | Сентябрь |
2 Основной этап – Самореализация | Изучение литературы по данной теме | В течение года |
Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайте | В течение года | |
Опрос родителе: « Выявление уровня знаний родителей о сенсорном развитии» | Сентябрь - апрель | |
Обогащение предметно – развивающей среды» | В течение года | |
На диагностическом уровне выявить уровень познавательных способностей детей | Сентябрь - май | |
Работа с родителями | Подготовка информации для родителей « Что такое сенсорика и почему её надо развивать?» « Сенсорное воспитание детей младшего возраста посредством дидактических игр» « Как научить ребёнка узнавать цвета» « На вкус т цвет: сенсорные игры для малышей» « Развивающие игры на кухне в помощь маме» | В течение года |
Работа с педагогами | Размещение материалов на сайте ДОУ Отчёт по теме самообразования, выступление на пед.совете | В течение года |
3Заключительный этап- Практический выход | Подведение итогов работы по решению поставленных задач, выводы, самоанализ Творческий отчёт, презентация | Май |
Планирование работы с детьми на 2023 – 2024 учебный год
Месяц, недели | Цвет | Форма | Величина |
Сентябрь | Диагностика детей | ||
Октябрь 1 неделя | Д/ и « Разложи фигуры по цвету» Цель: закреплять представления о шести цветах П/и: « Кто быстрее встанет в круг» | Д/и: « Собери пирамидку из колец» Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания | Д/и « Собери матрёшку» Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине. |
2 неделя | Наблюдение на прогулке: полюбоваться разноцветным окрасом листьев. Работа со стержнями для нанизывания разноцветных колец | Д/и « У кого такая же» Цель:закреплять представления о геометрических формах. Рассматривание овощей | Д/и « Сложи бочонки» Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине. Физминутка: « Дом большой и маленький» |
3 неделя | Д/и « Собери фрукты по цвету» Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. | Д/и « Найди такую же» Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму | Д/и « разложи яблоки по величине» Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины |
4 неделя | Чтение стихотворения С. Маршак « Светофор» П/и « Светофор» | Д/и « Найди что – нибудь круглое» Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу. | Д/и « Собери башенку» Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. |
Ноябрь 1 неделя | Д/и « Что нужно куколке-красавице?» Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. | Д/и « Собери бусы» Цель: учить чередовать предметы по форме Пересказ сказки « Репка» | Д/и « Подбери одежду для куклы» Цель: соотносить предметы по величине |
2 неделя | Д/и « Подбери машинку по цвету» Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету | Д/и « Найди предмет такой же формы» Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Лепка: « Шарики» | Д/и « Найди такое же колечко» Цель: учить находить два предмета одинаковой величины путём накладывания. |
3 неделя | Д/и « Что подарила бабушка» Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета | Д/и « Подбери по форме» Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков. Рассматривание иллюстраций « Мебель» Чтение рифмовки « Что купили мишке» | Д/и « Что привёз Мишутка?» Цель: формировать представления о геометрических фигурах Потешка: « Большие ноги шли по дороге» |
4 неделя | Лепка : Конфеты на тарелке» - закреплять знания цветов | Развитие речи « рассказывание сказки « колобок» Цель: способствовать развитию у детей представления о цвете, форме, величине через яркий художественный образ | Д/и « Новоселье у кукла Наташи» Цель: учить определять величину предмета |
Декабрь 1 неделя | Д/и « Украсим ёлочку» Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет Поручение в изо –уголке: расставить карандаши по цвету | Д/и « Подбери фигуру» Цель: закреплять представления о геометрических формах, упражнять их в названии | Д/и « Башня из кубов» Цель: учить сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине. |
2 неделя | ФКЦМ « Курочка и цыплята» Цель: учить обследовать предметы, выделяя их цвет | Д/и « узнай и назови» Цель: учить различать овощи по внешнему виду, выделяя их цвет и форму. | Д/и « Спрячь шарик в ладошках» Цель: соотносить действия с величиной |
3 неделя | Д/и « Двойняшки» Цель: учить выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков | Д/и « у зайки день рожденья, готовим угощенья» Цель: учить группировать геометрические фигуры по форме. | Д/и « Разложи собачек по росту» Цель: учить располагать предметы по убывающей величине. |
4 неделя | Д/и « Поручения» Цель: учить различать и называть игрушки, их цвета | Д\и « Мячи» Цель: учить рисовать круги разных диаметров | Д/и « Ёжик» Цель: учить соотносить предметы по величине |
Январь 2 неделя | Д/и « Выложи по образцу» Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости | Д/и « Чудесный мешочек» Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы Рисование предметов круглой формы | Д/и « Подбери машинку для мишки» Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине |
3 неделя | Д/и « Ёжики» Цель: закреплять знания о цвете | Д/и « Ремонтируем автобус» Цель: формирование представлений о геометрических формах | Д/и « Дорожка для ёжика» Цель: учить различать предметы по величине |
Февраль 1 неделя | Работа с разноцветной мозаикой | Д/и « Сложи снеговика» Цель: упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом | Д/и « Разные круги» Цель: учить устанавливать соотношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания. |
2 неделя | Д/и « Что нам привёз Мишутка» Цель: учить называть цвет и форму предмета | Д/и « Приехал на автомобиле мишка» Цель: учить правильно называть части машины, закреплять формы предмета. | « Игра с матрёшками» Цель: учить сравнивать предметы по величине |
3 неделя | Д/и « Чередование флажков» Цель: умение сравнивать предметы по цвету. | Д/и « Подбери к шарикам круги» Цель: соотносить объёмные предметы с их плоским изображением. Пальчиковая игра « Шарик» | Настольный театр « Теремок» Наблюдение на прогулке: « Какая птичка больше?» |
4 неделя | Д/и « разноцветные шары» | Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме | Работа с цветными палочками |
Март 1 неделя | Экспериментирование: « Окраска воды» | Д/и « Что в мешочке лежит» Цель: закреплять знания о форме | Д/и « Разрезные картинки» Цель: учить составлять предмет из частей. |
2 неделя | Рассматривание картинок « Игрушки» | С/р игра « Чаепитие» | Д/и « Кто высокий?» Цель: учить понимать относительность высоты предмета |
3 неделя | Настольный театр « Три медведя» | Д/и « Сделай картинку» Цель: учить составлять картинку из разных частей | Д/и « Длинное – короткое» Цель: формировать чёткое дифференцированное восприятие новых качеств величины. |
4 неделя | Д/и « Найди в группе игрушки (красного) цвета» | Д/и « Геометрическое лото» Цель: ознакомление со способом соотнесения формы изображённого предмета с геометрической формой | Д/и « Построим дом» Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. |
Апрель 1 неделя | Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету | Д/и « В стране фигурок» Цель: закреплять знания детей о форме | Д/и « Кукле Кате пора спать» Цель: формировать чёткое дифференцированное восприятие новых качеств величины. |
2 неделя | Д/и « Полосатые коврики» Цель: сравнивать по цвету | Д/и « Собери картинку» Цель: учить видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур | Д/и « Весёлые матрёшки» Цель различать и сравнивать предметы по разным качествам величины |
3 неделя | Д/и « Что нужно кукле» Цель: учить подбирать предметы по слову, обозначающему цвет | П/и « Мяч» | Д/и « Широкое – узкое» Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины. |
4 неделя | Работа с разноцветной мозаикой | Д\и « Мячи» Цель: учить рисовать круги разных диаметров | Д/и: « Собери пирамидку из колец» Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания |
Май Повторение и закрепление пройденного материала Диагностика детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.
В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, г...
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Сенсорное развитие детей враннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!...
Самоанализ по теме самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности» за 2021-2022 уч. год
Отчёт по самообразованию....
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,6 до 3 лет, я ставлю перед собой одну из главных задач – соз...