Программа "Оригами для малышей"
рабочая программа (младшая группа)
Оригами – радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение. Оригами не только популярное развлечение и тренировка ума и рук, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования разных стран мира. Программа ориентирована в основном на детей младшего школьного возраста, так как этот возраст наиболее сензитивный для занятий оригами. Данная программа относится к ознакомительному уровню.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami_dlya_malyshey_butenko_v._a.doc | 789.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 8 «Матрёшка» г. Волжского Волгоградской области»
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МДОУ д/с № 8
_________________ З.Д. Прийма
Протокол заседания педагогического совета
№ _____ от _____________________
Рабочая программа кружка
«Оригами для малышей»
3-4 лет
воспитатель:
Бутенко Виктория Александровна
Содержание
1.Целевой раздел. Пояснительная записка………………………………………2
1.1. Актуальность, направленность Программы………………………………..2
1.2.Новизна, педагогическая целесообразность……………………………...…4
1.3. Отличительные особенности данной Программы от существующих Программ…………………………………………………………………………..5
1.4. Цель, задачи ………………..………………………………………………...6
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации ………………………………..7
1.6. Сроки реализации ……………………………………………………………7
1.7. Формы и методы занятий……………………………………………………8
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…..8
1.9. Формы проведения итогов…………………………………………………...8
2. Содержательный раздел………………………………………………………..9
2.1. Учебно-тематический план………………………………………………….9
2.2. Календарное планирование………………………………………………...10
3. Список литературы……………………………………………………………13
1.Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Предметом деятельности обучающихся по данной программе является оригами, одно из эффективных средств развития интеллекта детей с самого раннего возраста. Деятельность направлена на приобретение знаний, умений и навыков по технологии оригами (трансформации бумажного листа), а также на осмысление данного уникального явления благодаря ознакомлению с историческими корнями, путем развития, культурой и достижениями разных стран в области оригами. Также в процессе обучения осуществляется познание мира (расширение кругозора), развитие чувств (эмоциональности, отзывчивости, сопереживания, коллективизма), приобретение навыков художественного оформления и практического применение оригами в жизни и становление гражданственной и патриотической позиции.
Социальная адаптация детей, благодаря преимуществам оригами, происходит с личным творческим самовыражением и социальным самоопределением. Несмотря на то, что оригами является очень древним явлением, в настоящее время опыт популяризации и применения оригами в различных областях жизни показывает, что технология оригами является одной из самых эффективных развивающих и информационно-коммуникационных технологий в педагогике.
Оригами – радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение. Оригами не только популярное развлечение и тренировка ума и рук, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования разных стран мира. Программа ориентирована в основном на детей младшего школьного возраста, так как этот возраст наиболее сензитивный для занятий оригами. Данная программа относится к ознакомительному уровню.
- Актуальность
Программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Направленность Программы: Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
- Новизна
Программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Педагогическая целесообразность: В широко принятом понимании оригами – изобразительное искусство (складывания фигур из бумаги). Однако встречается два варианта такого понимания: оригами – уникальное древнее восточное искусство и оригами – распространенное современное интернациональное искусство. Оригами в разные исторические времена играло различную роль в культуре народов. На Востоке вначале оригами – традиционное и ритуальное действо духовенства, позднее оригами – светское и модное занятие аристократов и военной знати и ещё позднее оригами – развлекающее и развивающее занятие с детьми в семье. На Западе оригами – привлекающая внимание и вызывающая интерес игра. Оригами оставило след в биографиях Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Фридриха Фребеля (1784 – 1852), Льюиса Кэрролла (1832 – 1898), Мигеля де Унамуно (1864 – 1936) и Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Со временем оригами стали использовать во многих профессиях. Оно стало занимать всё более прочные позиции в развитии и воспитании детей (Педагогика!). Наметились тенденции использования оригами для психолого-физиологической диагностики, коррекции и профилактики (Медицина!). Большое количество изобретенных (и постоянно изобретаемых) фигурок оригами привело к концепции «оригами – идеальный конструктор (разнообразие форм из одной детали)». Оригами стали использовать математики, физики и химики, архитекторы и дизайнеры, в таре и упаковке, в рекламе и космическом кораблестроении. Оригами прекрасно само себя популяризирует: оригами – загадки и головоломки, занимательная и полезная развивающая игра. Оригами – способ индивидуального самовыражения, а «мир оригами» – среда радости, коллективного общения и творчества. Другими словам: оригами – часть культуры. Оригами и физиологическое развитие детей. До сих пор ручной труд, пальчиковая сенсорика и моторика продолжают выполнять ответственные функции в формировании интеллекта человека. Оригами – это вид деятельности, в котором изначально задействованы одновременно обе руки. В нём очень выигрышно развиваются оба полушария. Таким образом, оригами развивает физиологические (анатомические), и психические (интеллектуальные) способности человека, активизирует взаимодействие полушарий и полнее раскрывает ресурсы организма. Занятие оригами уравновешивает работу полушарий головного мозга, повышается уровень внимательности, восприятия, воображения, сообразительности и логичности, растёт скорость, гибкость и оригинальность творческого мышления, стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмируемость, улучшаются глазомер и двигательные способности рук. Нет такой профессии – оригамист, и оригами – не считается профессиональной образовательной дисциплиной, как, например, литература, музыка и живопись, тем не менее, есть основания предлагать оригами учащимся как важную составляющую успеха в их будущих профессиях.
1.3. Отличительные особенности данной Программы от существующих программ.
Некоторые предпосылки. История применения оригами в педагогике имеет народные корни. В систему образования оригами ввёл немецкий педагог и теоретик дошкольного образования Фридрих Фребель, разработавший идею детских садов. Элементы оригами в дошкольном и школьном образовании использовались многими воспитателями и педагогами. Однако нет примерных (бывших «типовых») программ, предусматривающих оригами как общеобразовательную или профессиональную дисциплину. Актуальность освоения оригами в педагогике и образовательном процессе иллюстрируется тематикой докладов на конференциях «Оригами и педагогика» (Санкт- Петербург, 1996-2002 гг.) и «Оригами в учебном процессе» (Омск, 1998 – 2009 гг.). Участие в обсуждениях «Чему учить?» и «Как учить?», приводит к образовательным концепциям, прежде всего отличающимся по предназначению. Наиболее широкий охват возможных и существующих предназначений предпринят в разработке: Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами (см. Список литературы). Содержание концепции. Оригами является занимательной и полезной игрой (не игровой методикой), которая может быть включена в образовательный процесс.
В программе присутствуют:
∙ интеллектуально-познавательные составляющие: эстетические и художественно-изобразительные (развивающие художественную одарённость) и логические (развивающие изобретательность);
∙ досуговые и социально адаптирующие составляющие. В концепции предусматривается педагогический процесс, эффективно осуществляющий образовательный комплекс, включающий в себя
∙ обучение: приобретение знаний, умений и навыков по технологии оригами, расширение представлений по смежным с оригами областям знаний,
∙ воспитание и развитие: общение, труд, отдых и мышление, восприятие и поведение детей (это – «цель целей»).
Программа обобщает накопленный опыт по вовлечению детей в «мир оригами»:
∙ мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, телекоммуникация);
∙ мир искусства (творчество, эстетика, экология человека).
Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами:
∙ Естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и взрослыми, участие в коллективном труде, состязаниях, выставках, конкурсах, олимпиадах, спектаклях и праздниках;
∙ переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге – формирование личности.
- Цель и задачи
Цель программы: обучение технологии оригами – трансформации бумажного листа; формирование и развитие эстетического восприятия и творческих способностей в игре с бумагой; воспитание социально-активной и деятельной личности (испытывающей потребность учиться, анализирующей и творящей новое).
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
∙ Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.)
- Научить ребенка общаться с бумагой.
∙ Обучение логике центральной части Системы складывания и форм оригами;
∙ Применение технологии оригами в жизни;
Развивающие: ∙ Развитие интеллекта, логического и абстрактного мышления;
∙ Развитие всех видов памяти;
∙ Развитие глазомера, мелкой и точной моторики рук;
∙ Развитие творческих способностей;
∙ Развитие эстетического и художественного вкуса;
Воспитательные: ∙ Воспитание самосознания и воли;
∙ Воспитание сочетания личного и коллективного в восприятии и деятельности;
Программой предусматривается также подготовка детей к жизни по более сложным психофизиологическим комплексам:
∙ совершенствование органов чувств (тренировка зрения, слуха и осязания) и управление эмоциями;
∙ потребность и стремление к информации, знаниям, деятельности и труду;
∙ терпение и аккуратность;
∙ координация движений пальцев обеих рук и синхронизация деятельности левого и правого полушарий мозга;
∙ фантазия, творческий потенциал и интуиция (предпосылки изобретательства). Образовательный процесс по оригами, как установлено экспериментально и статистически, взаимосвязан со всеми этими социально значимыми факторами и оказывает на них положительное и эффективное влияние.
- Возраст детей, участвующих в реализации.
Возраст обучающихся: 3-4 года дети младшей группы.
- Сроки реализации.
Кружковая работа организована во второй половине дня.
Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 12 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 20 минут.
Год обучения | Количество занятий в месяц | В год | Кол-во детей в группе |
1 | 4 | 34 | 12 |
1.7. Формы и методы занятий.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу обучения ребенок будет знать:
- предварительные складывания и базовые формы;
- основы оформления фигурок изобразительными средствами;
- уметь: практически владеть складыванием элементарных и традиционных фигурок;
- создавать простые орнаменты и конструкции из элементарных и традиционных фигурок;
- создавать композиции из освоенных фигурок, модульных орнаментов и конструкций;
- создавать подарки для друзей и близких;
- участвовать в коллективных мероприятиях по оригами. На выставках и праздниках ведётся оценка результатов развивающей и воспитывающей работы педагога с детьми и их родителями.
1.9. Формы проведения итогов
Ожидаемые результаты:
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.
– овладевает различными приемами работы с бумагой;
– знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;
- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- владеет навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
· Составление альбома тематических работ.
· Проведение выставок детских работ.
· Инсценировка детских художественных произведений.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во занятий | Кол-во часов | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Знакомство с оригами | 1 | 20мин. |
| Беседа, обсуждение |
2 | Знакомство с условными знаками и приемами оригами | 2 | 40мин. |
| Беседа, обсуждение |
3 | Бумага. Учимся складывать | 2 | 20мин. | 20мин. | Беседа, обсуждение |
4 | Базовая форма «Треугольник» | 8 | 40 мин | 2 часа | Беседа, выставка, сказка |
5 | Базовая форма «Воздушный змей» | 4 | 20 мин | 1 час | Беседа, выставка, сказка |
6 | Базовая форма «Книжечка» | 3
| 20мин. | 40мин. | Обсуждение, выставка, сказка |
7 | Базовая форма «Конверт» | 3 | 20мин. | 40мин. | Обсуждение, выставка |
8 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 4
| 20мин. | 1 час | Беседа, выставка, сказка |
9 | Базовая форма «Рыба» | 2 | 20мин. | 20 мин | Обсуждение, выставка |
10 | Итоговые занятия | 5 | 20мин. | 1ч 20 м | Беседы, обсуждение, выставки |
|
| 34 | 4 час. | 7ч 20м |
|
2.3 Календарное планирование
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Девиз занятия |
Сентябрь | 1.Знакомство с оригами. 2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами. 3 (4).Бумага. Учимся складывать и резать. | Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами».
| Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат. | Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат. Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. |
Октябрь | Базовая форма «Треугольник» 1. «Лягушка» 2. «Мышка» 3. «Заяц» 4. «Лиса» | Преобразование базовой формы в разные поделки.
| Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | Славный ротик до ушей – Хоть завязки к ним пришей. Сильно выпучены глазки – То лягушечка из сказки. Наш ушастый зайка Ходит, как зазнайка. Ушки длинные торчат, Зубки крепкие стучат. |
Ноябрь | Базовая форма «Треугольник» 1. «Волк» 2. «Медведь» 3. «Петушок»
4. Базовая форма «Книжка» - теремок. Ожившая сказка «Теремок» | Преобразование базовой формы в разные поделки.
| Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз. | Под корягой в буреломе Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосет.
День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходить – бродит волк молчком, Уши серые торчком. |
Развивать диалогическую речь. Развитие эстетического вкуса. | Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка.
| А в деревне есть домок – Прямо терем – теремок Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет? Может мышка норушка? Нет! Ну, лягушка – квакушка? Нет! Ну, зайчишка трусишка? Нет! Ну, лисичка сестричка? | ||
Декабрь | Базовая форма «Воздушный змей» 1. «Елочка» 2. « Лиса», 3. «Береза», 4. «Петушок»
| Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи. | Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей». | В рыжем платьице из ситца раскрасавица лисица. Хвостик с белым кончиком, краска, что ли, кончилась? |
Январь | Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей» Сказка «Петушок - золотой гребешок»» 1. «Домик для петушка» | Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Лиса и петушок». | Научить изготавливать новую поделку домик, используя базовую форму «книжка», и «воздушный змей». Закрепить навыки декоративного украшения готового дома. |
|
Февраль | Базовая форма «Треугольник» 1. «Тюльпан» 2. « Ирис» 3. « Веточка» 4. Панно «Цветущие цветы» | Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. | Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Построить предметную композицию из цветов и листьев. | Вот букет тюльпанов Красных, без изъянов! Лепестки расправь, В вазу их поставь.
Смешной цветок поставлен в вазу Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги, А почему такой он важный? А потому что он бумажный! |
Март | Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей» 1. «Рыбка» 2. «Лодка» 3. «Пароход» 4. «Лодка под парусом» | Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. | Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | Муравей был очень смел, С детства он мечту имел – Моряком стать! Хоть он мал, Парусник наш оседлал.
Это рыбка золотая В нашей книжке обитает. Золотой трепещет хвостик, Рыбка ждет подружку в гости. |
Апрель | Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба» 1. «Катер» 2. «Краб» 3. «Акула» 4. Панно «На Море»
| Знакомство с предметной композицией. | Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку. Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию. | Лодочка под парусами. Посмотрите, дети, сами, Ветер если дуть начнет, Лодка быстро поплывет. |
Май | Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей» Фрагмент сказки «Серая Шейка» 1. «Уточка» 2. « Лиса» 3. «Елки» | Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Серая Шейка». | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям Изготовить уточку, используя базовую форму «воздушный змей», «елочку», «двойной квадрат». | Вот утиная семейка. С ними – Серея Шейка. Утки крякают: «Кряк – кряк! Кто не утка – тот чудак» |
- Литература
1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
14. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....
статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.
Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....