Адоптированная программа курса "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей дошкольного возраста. (2 года обучения игре в шахматы) (И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)
рабочая программа (старшая группа)
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_2020.docx | 59.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98»
Челябинская область, г. Златоуст, ул. Н.П. Полетаева, 8;
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 98»
_________ Т.Б. Соболева
30.08.2019г.
Адоптированная программа курса
"Шахматно-шашечный всеобуч"
для детей дошкольного возраста.
(2 года обучения игре в шахматы)
(И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)
Разработала:
Смирнова Гульчячак Марсовна
Воспитатель
I-квалификационная категория
2019 г.
Пояснительная записка.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 10 детей из старшей группы, и 10 детей из подготовительной группы. Предполагает проведение в каждой группе одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 37 часов. Срок реализации программы два года. Группы сформированы по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.
Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.
Цель: Расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- Ознакомить с историей шахмат.
- Обучить правилам игры.
- Дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания.
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относится к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств.
- Прививать навыки самодисциплины.
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Основные формы и методы обучения:
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Дидактические игры.
- Продуктивная художественная деятельность.
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Просмотр обучающего видео.
- Шахматные игры на проекторе.
- Теоретические занятия, шахматные задания.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- «Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- «Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
- «Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
- «Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Требования к материально–техническому обеспечению шахматного кабинета:
- Дидактические игры для обучения игре в шахматы.
- Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты).
- Демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур.
- Настольные шахматы.
- Обучающие видеоуроки по шахматам.
- Книжно-печатная шахматная продукция для детей.
- Комплект методической литературы.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры, задания и игровые упражнения).
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Историю возникновения шахмат.
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король, пешка; правила хода и взятия каждой фигуры.
- Основные правила игры в шахматы.
- Ценность шахматных фигур.
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, шах, мат, пат, рокировка.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Правильно располагать шахматную доску между партнерами.
- Правильно расставлять фигуры в начальном положении.
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
- Правильно выполнять взятие пешки на проходе.
- Объявлять шах. Использовать три способа защиты от шаха.
- Ставить мат разными фигурами.
- Правила рокировки.
- Решать шахматные элементарные задачи.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- Легенды о шахматах.
- Основные правила игры в шахматы.
- Различать и называть горизонталь, вертикаль, поля, центр шахматной доски, шахматные фигуры.
- Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
- Шахматные термины: партнеры, начальное положение, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, дебюты, под боем.
- Представление о матовых, патовых позициях.
- Простейшие комбинации: «Детский мат», «Мат Легаля»
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- Понимать шахматную нотацию.
- Уметь играть в «Шахматное лото».
- Рокировать.
- Ставить шах, мат и защищаться от них.
- Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
- Проводить элементарные комбинации.
- Играть в шахматы с начального положения фигур.
- Знать, как лучше начинать шахматную партию.
Тематическое планирование курса 1-й год обучения.
№ | Дата | Тема | Содержание, цель |
1 | 3.09.19 | «В стране шахматных чудес». Теоретическое занятие. | Знакомство с детьми. Знакомство с игрой в шахматы. Виды шахмат. Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Просмотр обучающего видео «Приключения в шахматной стране» |
2 | 10.09.19 | «Волшебная шахматная доска». Теоретическое занятие. | Познакомить детей с шахматной доской, понятием «шахматное поле». Разновидности досок. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки". |
3 | 17.09.19 | «Волшебная шахматная доска». Теоретическое занятие. | Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ» Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактическая игра «Составь доску» |
4 | 24.09.19 | «Волшебная шахматная доска». Теоретическое занятие. | Диагональ. Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Диагональ». |
5 | 1.10.19 | «Волшебная шахматная доска». Теоретическое занятие. | Учить правильно, располагать доску между партнерами. Дидактические игры «Собери шахматную доску», «Составь доску», «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ» Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску». |
6 | 8.10.19 | «Чудесные фигуры». Теоретическое занятие. | Познакомить детей с шахматными фигурами, понятием «партнеры» Упражнять в правильном назывании шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Игры « Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая» «Буква». (Шахматы И. Г. Сухин стр.26- 27) |
7 | 15.10.19 | «Ворота Каиссии». Теоретическое занятие. | Расстановка черных и белых фигур в начальное положение для шахматной партии. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Заучивание стихотворения. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". |
8 | 22.10.19 | «Две армии чудесных фигур». Теоретическое занятие. | Познакомить детей с основными правилами игры в шахматы: 1. Правильно располагать доску между партнерами (в правом углу шахматной доски всегда белая клеточка). 2. Правильное начальное расположение фигур на шахматной доске. 3. На 1и 2 встают белые фигуры. На 7 и 8 черные фигуры. 4. Шахматную партию начинают белые. 5. Стороны делают ходы поочередно, каждым ходом перемещая одну фигуру. Ход - передвижение фигуры с одного поля на другое. 6. Если коснулся рукой фигуры – делай ход («Тронул – ходи»). 7. Нельзя взять обратно ход. 8. При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю» 9. При расстановке фигур на шахматной доске помнить правило: "Ферзь любит свой цвет". Повторение расположения фигур на шахматной доске. Повторить стихотворение по расстановке фигур на шахматной доске. Игры «Мешочек», "Да и нет", "Мяч". (Шахматы И. Г. Сухин стр.34) |
9 | 29.10.19 | «Я – Ладья». Теоретическое занятие. | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин», "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых». Повторить основные правила игры в шахматы. |
10 | 5.11.19 | «Я – Ладья». Практическое занятие. | Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности". |
11 | 12.11.19 | «Совсем этот слон на слона не похож». Теоретическое занятие. | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Рисование фигуры по шаблону. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь" "Лабиринт", "Перехитри часовых". Повторить основные правила игры в шахматы. |
12 | 19.11.19 | «Совсем этот слон на слона не похож». Практическое занятие. | Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности". Игра на проекторе «Охотник и заяц» |
13 | 26.11.19 | Ладья против слона. Практическое занятие. | Термин "стоять под боем". Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". |
14 | 3.12.19 | Ладья против слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения). |
15 | 10.12.19 | Ладья против слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности". |
16 | 17.12.19 | «В гостях у Ферзя». Теоретическое занятие. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Повторить основные правила игры в шахматы. |
17 | 24.12.19 | «В гостях у Ферзя». Практическое занятие. | Дидактические игры: "Перехитри часовых", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности". |
18 | 14.01.20 | Ферзь против ладьи, слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых". |
19 | 21.01.20 | Ферзь против ладьи слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", «Ограничение подвижности». |
20 | 28.01.20 | «Кони черные и белые». Теоретическое занятие. | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Повторить основные правила игры в шахматы. |
21 | 4.02.20 | «Кони черные и белые». Практическое занятие. | Дидактические игры: "Лабиринт", «Перехитри часовых». |
22 | 11.02.20 | «Кони черные и белые». Практическое занятие. | Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности". Игра на проекторе «Конь и снеговик» |
23 | 18.02.20 | Конь против ферзя, ладьи, слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". |
24 | 25.02.20 | Конь против ферзя, ладьи, слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Захват контрольного поля". |
25 | 3.03.20 | Конь против ферзя ладьи слона. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". |
26 | 10.03.20 | «Чудесная пешка». Теоретическое занятие. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Взятие на проходе - взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника. Превращение пешки. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: «Один в поле воин». Повторить основные правила игры в шахматы. |
27 | 17.03.20 | «Чудесная пешка». Практическое занятие. | Дидактические игры: "Лабиринт", "Ограничение подвижности". |
28 | 24.03.20 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". |
29 | 31.03.20 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», "Ограничение подвижности". |
30 | 7.04.20 | «Куда идет король». Теоретическое занятие. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Повторить основные правила игры в шахматы. |
31 | 14.04.20 | «Куда идет король». Практическое занятие. | Дидактические игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля». |
32 | 21.04.20 | Король против других фигур. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Перехитри часовых". |
33 | 28.04.20 | Король против других фигур. Практическое занятие. | Дидактические игры: "Сними часовых", "Двойной удар", «Захват контрольного поля», "Ограничение подвижности". |
34 | 12.05.20 | Ценность шахматных фигур. Теоретическое занятие. | Познакомить детей с ценностью фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. |
35 | 19.05.20 | «Ковер – самолет». Теоретическое занятие. | Познакомить детей с понятием шах. Шах - ситуация нападения на короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься. Три способа защиты от шаха: 1. Король уходит из–под шаха. 2. Взятие атакующей фигуры. 3. Короля закрывает другая фигура. Дидактические игры: «Шах или не шах» «Дай шах». |
36 | 26.05.20 | Мат и пат. Теоретическое занятие. | Познакомить детей с понятием мат и пат. Мат - положение на доске, когда король находится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом. Пат - положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом. Показать детям: мат ладьей, мат слоном, мат ферзем, мат конем, мат пешкой. Дидактические игры: «Мат или не мат». Показать детям из-за чего бывает ничья. Дидактическая игра: «Пат или не пат». |
37 | 29.05.20 | Рокировка. Теоретическое занятие. | Познакомить детей с понятием рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Рокировка - ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево), а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле. Ряд «обжорный» — вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки. Познакомить с понятием стоять под боем. Дидактическая игра: «Рокировка» |
Итоговое занятие | Диагностика. |
Количество занятий.
1-ый год обучения: Всего 37 занятий, из них 18 занятий теория, 19 занятий практика.
Тематическое планирование курса 2-й год обучения.
№ | Дата | Тема | Содержание |
1 | 3.09.19 | Повторение пройденного материала. Практическое занятие. | История возникновения шахмат. Шахматная доска. Черные и белые поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильное расположение доски между партнерами. Начальное положение фигур (вспомнить стих для расстановки фигур). Ходы шахматных фигур. Повторить основные правила игры в шахматы. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. |
2 | 10.09.19 | Повторение пройденного материала. Практическое занятие. | Повторить основные правила игры в шахматы. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Вспомнить что такое шах, мат, пат. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. |
3 | 17.09.19 | Легенды о шахматах. Лепбук «Шахматное королевство» Теоретическое занятие. | Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма “Анатолий Карпов – чемпион мира”. Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Познакомить детей с лэпбуком «Шахматное королевство» (см. приложение). Игра в Лепбук в дальнейшем, в свободное время от занятий. Повторить основные правила игры в шахматы. |
4 | 24.09.19 | Шахматная нотация. Теоретическое занятие. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”, “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое идет. Например: «Король с e1 – на е 2». Повторить основные правила игры в шахматы. |
5 | 1.10.19 | Шахматное лото. Практическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Рыбка», «Корабль», «Человек в шляпе». (см. приложение) |
6 | 8.10.19 | Ценность шахматных фигур. Теоретическое занятие. | Ценность фигур. Фигуры делятся: Лёгкие фигуры — конь и слон (3 пешки) Тяжёлые фигуры — ладья (5 пешек) и ферзь (9 пешек). Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. Самая ценная фигура. Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. (1 пешка) Сравнительная сила фигур. Дидактические задачи “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. |
7 | 15.10.19 | Ценность шахматных фигур. Практическое занятие. | Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. |
8 | 22.10.19 | Шахматное лото. Практическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Король», «Ферзь», «Пешка». (см. приложение) |
9 | 29.10.19 | Шах. Теоретическое занятие. | Закрепить у детей знания о шахе ладьей, слоном, конем, ферзем, пешкой. Три способа защиты от шаха. 1. Король уходит из–под шаха. 2. Взятие атакующей фигуры. 3. Короля закрывает другая фигура. Дидактические игры: «Шах или не шах» «Дай шах». |
10 | 5.11.19 | Шах. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Пять шахов», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха». |
11 | 12.11.19 | Шах. Практическое занятие. | Познакомить детей с открытым шахом и двойным шахом. Дидактические игры: «Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры», «Лучший шах» |
12 | 19.11.19 | Шахматное лото. Теоретическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Бабочка», «Цыпленок», «Ёлочка». (см. приложение) |
13 | 26.11.19 | Мат. Практическое занятие. | Закрепить знания о том, что мат можно поставить: ладьей, слоном, ферзем, конем, пешкой. Дидактическая игра: «Мат в один ход». |
14 | 3.12.19 | Мат. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Пять матов», «Пропавшая фигура» |
Шахматное лото. Практическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Ладья», «Конь», «Слон». (см. приложение) | ||
15 | 10.12.19 | Ничья, пат. Теоретическое занятие. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Закрепить у детей знания, из-за чего бывает ничья. Дидактическая игра: «Пат или не пат». |
16 | 17.12.19 | Рокировка. Теоретическое занятие. | Закрепить у детей понятие рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическая игра: «Мат в один ход», «Выиграй фигуру». |
17 | 24.12.19 | Шахматное лото. Практическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Цветочек», «Колокольчик», «Собачка». (см. приложение) |
18 | 14.01.20 | Шахматная партия. Теоретическое занятие. | Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил. Примеры разыгрывания дебюта: «Итальянская партия», «Сицилианская защита» Повторить основные правила игры в шахматы. |
19 | 21.01.20 | Шахматная партия. Теоретическое занятие. | Примеры разыгрывания дебюта: «Принятый ферзевый гамбит», «Морфи – консультанты». Повторить основные правила игры в шахматы. |
20 | 28.01.20 | Шахматная партия. Практическое занятие. | Короткие партии. Повторить основные правила игры в шахматы. |
21 | 4.02.20 | Шахматное лото. Практическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Зонтик», «Грибок», «Лампочка». (см.приложение) |
22 | 11.02.20 | Под боем. Практическое занятие. | Дидактическая игра: «Нападение», «Способы», «Отнимаем поля», «Фигура против пешек», «Черные пешки прорываются в ферзи». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 75-84) |
23 | 18.02.20 | Количество ходов. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Лучший ход белых», «Худший ход белых», «Худший ход чёрных» (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 89-92) |
24 | 25.02.20 | Задачи на объявления шаха и защиту от шаха. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Варианты «безопасного шаха», «Все варианты объявления шаха», «Варианты объявления шаха за белых», «Варианты объявления шаха за чёрных», «Защита от шаха» (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 94-104) |
25 | 3.03.20 | Мат. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Получил ли мат белый король», «Получил ли мат черный король». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 105-125) |
26 | 10.03.20 | Мат в один ход. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Мат в один ход при неприятельском короле в центре доски», «Типичные и уникальные маты при ходе черных», «Типичные и уникальные маты при ходе белых». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 136-161) |
27 | 17.03.20 | Мат в один ход. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Худший ход белых», «Худший ход черных». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 172-174) |
28 | 24.03.20 | Мат в два хода. Практическое занятие. | Дидактические игры: «Мат в два хода без жертвы материала», «Мат в два хода с помощью комбинации при неприятельском короле на угловом поле». (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 201-217) |
29 | 31.03.20 | Мат в два хода. Практическое занятие. | Дидактическая игра: «Мат в два хода с помощью комбинации при неприятельском короле на центральном поле». (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 230) |
30 | 7.04.20 | Мат в три хода. Практическое занятие. | Дидактическая игра: «Мат в три хода с помощью комбинации». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 244) |
31 | 14.04.20 | Шахматное лото. Практическое занятие. | Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Прямоугольник», «Зайка», «Стрела». (см. приложение) |
32 | 21.04.20 | «Детский мат». Теоретическое занятие. | Познакомить детей «Детский мат» это мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7. |
33 | 28.04.20 | «Мат Легаля». Теоретическое занятие. | «Мат Легаля» - это матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7 Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5. |
34 | 12.05.20 | Шахматная партия. Практическое занятие. | Игра всеми фигурами из начального положения (с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Повторить основные правила игры в шахматы. |
35 | 19.05.20 | Шахматная партия. Практическое занятие. | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Повторить основные правила игры в шахматы. |
36 | 26.05.20 | Шахматная партия. Практическое занятие. | Игра всеми фигурами из начального положения. Повторить основные правила игры в шахматы. |
37 | 29.05.20 | Шахматная партия. Практическое занятие. | Игра всеми фигурами из начального положения. Повторить основные правила игры в шахматы. |
Итоговое занятие | Диагностика |
Количество занятий.
2-ый год обучения: Всего 37 занятий, из них 11 занятий теория, 26 занятий практика.
Диагностическая карта сформированности умения у детей игры в шахматы 1-го года обучения игре шахматам.
№ Ф. И. ребенка | |||||||||||
Знают историю возникновения шахмат. | |||||||||||
Ориентируются на шахматной доске. Различают горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | |||||||||||
Знают названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король, пешка. | |||||||||||
Знают правила хода фигур и взятия каждой фигуры. | |||||||||||
Правильно располагают шахматную доску между партнерами. | |||||||||||
Правильно расставляют фигуры в начальном положении. | |||||||||||
Знают основные правила игры в шахматы. | |||||||||||
Играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. | |||||||||||
Правильно выполняют взятие пешки на проходе. | |||||||||||
Решают шахматные элементарные задачи. |
Диагностическая карта сформированности умения у детей игры в шахматы 2-го года обучения игре шахматам.
№ Ф.И. ребенка | |||||||||||||
Знают легенды о шахматах. | |||||||||||||
Знают основные правила игры в шахматы. | |||||||||||||
Различают и называют горизонталь, вертикаль, поля, центр шахматной доски, шахматные фигуры. | |||||||||||||
Знают ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. | |||||||||||||
Объявляют шах. Используют три способа защиты от шаха. | |||||||||||||
Ставят мат разными фигурами. | |||||||||||||
Знают правила рокировки. | |||||||||||||
Понимают шахматную нотацию. | |||||||||||||
Понимают элементарные комбинации. | |||||||||||||
Имеют представление о матовых и патовых позициях. | |||||||||||||
Ставят шах, мат и защищаются от них. | |||||||||||||
Ставят мат одинокому королю: двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. | |||||||||||||
Играют в шахматы с начального положения фигур. | |||||||||||||
Знают, как лучше начинать шахматную партию. | |||||||||||||
Знают комбинации «Детский мат», «Мат Легаля». |
Список использованной литературы:
- И. Г. Сухин Шахматы «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны 1» Часть 1, 2.
- И. Г. Сухин Шахматы Тетрадь часть 1 «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны 1» .
- И. Г. Сухин Шахматы полный курс для детей. «Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления».
- И. Г. Сухин «Шахматы. В начальной школе». Задачник.
- В.Я Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения шашечки и шахматика».
- В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы».
- Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова «Развиваем логику и мышление» Уникальная авторская методика. Серия «Шахматный тренажёр раннего развития»
- https://www.youtube.com/watch?v=sykiXZQZ2sY
- https://youtu.be/cMOQVtiU4hU
- https://youtu.be/BuzGSixcM0Q
- https://www.youtube.com/watch?v=PD5L5ss-eRM
- https://www.youtube.com/watch?v=fU2kEc6YKe8
- https://youtu.be/U1hfg9hT--g?list=PLfynDbXI2srOKyTr0IcH2SIN7EQtYgNML
- Презентации к занятиям И. Г. Сухина.
- Лепбук «Шахматное королевство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"
Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...
Рабочая программа по предметно-декоративной деятельности для детей дошкольной группы 1 года обучения
laquo;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце ...
Методические рекомендации "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол"
Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетболСтарший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активно...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"
Конспект ООД по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"...
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»
В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...
План по самообразованию "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах"
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года....
- Мне нравится (1)