Кружковая работа.
учебно-методический материал (младшая группа)
Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2021-2022_uchebnyy_god.odt | 69.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин и экологически чистый материал. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Этому виду творчества придумали современное название - «Тестопластика». Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Особенность программы «АБВГдейка» в том, что обычно в детском саду, на занятиях по лепке используется только пластилин. Еще одной специфической чертой «тестопластике» является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Новизна программы.
В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с воспитанниками 3-4 лет целесообразно использовать соленое тесто. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Актуальность.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Содержание программы направлено на:
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- создание условий для накопления ребёнком двигательного и практического
опыта;
- развитие навыков «ручной умелости»;
- развитие механизмов, необходимых для овладения письмом в школе.
Цель программы
- способствовать развитию навыков «ручной умелости», а также развитию художественных и творческих способностей дошкольников.
Задачи программы
Обучающие:
– познакомить воспитанников с тестопластикой и ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями,
необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике
рисунка гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со
сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами;
– использовать в работе различные приемы в лепке: скатывание, раскатывание,
оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей,
увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в
общении со сверстниками, педагогами, родителями;
научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ является тесная связь тестопластики с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Также занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого
сознания.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной
смены видов деятельности и переключения внимания.
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников по тестопластике.
Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) – «Путешествие в страну «Тестопландию» начинается».
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста. На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка
творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании
изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Основные правила лепки.
- Перед лепкой подготовьте рабочее место и разомните пластичный материал, чтобы он стал эластичным, «послушным».
- Изготовление поделки начните с лепки ее основной части, самой крупной, затем лепите менее крупные и соедините их между собой. Самые мелкие элементы можно лепить по мере оформления игрушки (глаза, нос, рот и другие).
- Для присоединения мелких элементов воспользуйтесь стекой, в этом случае соединение будет аккуратнее и прочнее (например: на голове делать углубления, вставить в них глаза, уши и т.п. детали, затем прижимать пальцами или стекой).
- При конструировании игрушки из отдельных крупных элементов надо плотно прижимать их и замазывать место скрепления, чтобы игрушка была прочной.
- По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть руки с мылом и тщательно вытереть их полотенцем.
Методы и приемы обучения.
1. Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
2. Словесный метод:
- Беседа, рассказ;
- Объяснение, пояснение;
- Вопросы;
- Словесная инструкция.
3. Наглядный метод:
- Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия);
- Показ, выполнение работы (частично, полностью).
Формы организации образовательного процесса.
Содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Лепка из теста | Беседы, показ, рассказ, наблюдения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика. | Групповая |
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя отвзрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениямитаких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать
на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвестидвижение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).
В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей.
Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.
Этапы реализации программы
I этап: Ознакомительный.
Начинаем со знакомства с новым материалом - солёное тесто. Знакомим с самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому:
Учимся делить единый кусок на части.
Существует несколько способов:
- откручивание;
- ощипывание;
- разрезание и надрезание стекой;
II этап: Основной.
Учимся придавать форму:
- формование
- раскатать в ладонях или на столе;
- сплющить;
- вдавить;
- вытянуть;
Учимся соединять детали:
- прижать;
- сгладить;
- вдавить;
Учимся оформлять и декорировать изделие:
- дополнение изделия мелкими деталями (налепами);
- процарапывание различными инструментами;
- дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер, пуговицы, семечки)
III этап: Презентационный.
- выставки детских работ
Требования к результатам освоения программы.
К концу года дети должны знать:
-приемы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
К концу года дети должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при
изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
- работать в коллективе.
Приемы лепки.
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста. | Разминание В руки я комок возьму, Хорошо его помну, Чтоб он теплым, мягким стал, Но к рукам не прилипал. |
Отщипывание - отделение от большого куска теста небольших кусков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его. | Скатывание На него я посмотрю, Что хочу, то и слеплю. Шарик я сейчас скатаю, немножко поиграю. |
Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. | Раскатывание Шарик в руки я возьму И раскатывать начну – Вот и столбик получился, Столбик в жгутик превратился… |
Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. | Сплющивание Чтобы с ней случилось что-то, Сплющить мне ее охота. Ну и что же получилось? Она в блинчик превратилась. |
Скручивание Жгутик я в спираль скручу И ракушку получу. | Прищипывание Блинчик в трубочку сверну И прищипывать начну. |
Вытягивание Я кусочек прищипну, И вытягивать начну. Хвостик длинный получился, Шарик в репку превратился. | Вдавливание Можно снова шар скатать, Чтобы пальцем протыкать. |
Методика проведения обследования уровня освоения
программного материала.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (октябрь), итоговый (май).
Цель обследования: определить уровень освоения программного материала.
Условия: для проведения мониторинга ограничиваемся лепкой по предложенной взрослым теме. Используется игровая ситуация - оказание помощи игровому персонажу, который не умеет лепить. Материалы и инструменты находятся в поле зрения ребёнка. Фиксируется самостоятельный выбор материала и организация ребёнком рабочего места.
Инструкция: ребёнку предлагается научить игрового персонажа лепить, рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу по самостоятельно выбранной теме: "Ты любишь лепить? Что интересно лепить? Вылепи, что хочется. Всё, что захочешь.
Способы обработки и анализа материалов. В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия задания ребёнком, сформированность деятельности (от цели до результата), особенности проведения в процессе выполнения задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее место, планировать деятельность), эмоциональные проявления, самостоятельность, активность, комментарии и другие показатели.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала.
2 балла (часто):
- проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий);
1 балл (иногда) - характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
0 баллов (крайне редко):
– данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный
характер (низкий уровень).
№ п/п | Критерии | Задание |
1 | Знает свойства пластических материалов, понимает, какие предметы можно лепить, умеет аккуратно пользоваться, тестом. | Предложить детям тесто и сделать из неё подарок щенку (мяч, косточка) |
2 | Умеет лепить предмет по образцу из 1 – 3 частей одинаковой и разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы | «Слепи свою любимую игрушку». Предложить ребёнку самостоятельно слепить по образцу предмет, состоящий из 1 – 3 частей одинаковой и разной формы (шар, цилиндр, конус, диск). |
3 | Умеет задумывать содержание лепки, доводит замысел до конца, использует игровые приёмы лепки. | «Лепка по замыслу». Предложить детям вылепить предмет по собственному художественному замыслу. |
4 | Умеет лепить и украшать предмет по замыслу. | «День рождения куклы Даши». Предложить детям сделать подарок кукле Даше и украсить изделие с помощью палочки и дополнительного материала. |
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями.
Протокол обследования уровня освоения программного материала.
№ | Фамилия, имя ребенка | Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали | Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов ,посуды и т. д. | Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы липки. |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
2 балла | |||||
1 балл | |||||
0 баллов |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Продолжитель- ность занятия |
1 | Путешествие в страну Тестопластию | 1 | ОКТЯБРЬ 4 | 15 мин. |
2 | Падают, падают листья… | 1 | 15 мин. | |
3 | Знакомство с «Круглой страной» | 1 | 15 мин. | |
4 | Солнышко в «Круглой стране» | 1 | 15 мин. | |
5 | В гости в «Круглую страну» прикатился Колобок | 1 | НОЯБРЬ 5 | 15 мин. |
6 | Грибы на пенёчке | 1 | 15 мин. | |
7 | Жительница «Круглой страны» Неваляшка | 1 | 15 мин. | |
8 | Пирамидка для маленькой Неваляшки. | 1 | 15 мин. | |
9 | Новогодние игрушки | 1 | 15 мин. | |
10 | Новогодняя елочка | 1 | ДЕКАБРЬ 4 | 15 мин. |
11 | Лепка из соленого теста разноцветных бус-гирлянд и украшение их стразами. | 1 | 15 мин. | |
12 | Снеговик | 1 | 15 мин. | |
13 | Снежинка | 1 | 15 мин. | |
14 | Дед мороз | 1 | ЯНВАРЬ 3 | 15 мин. |
15 | Подсвечник | 1 | 15 мин. | |
16 | «Пчёлка» | 1 | 15мин. | |
17 | Плюшки-завитушки | 1 | ФЕВРАЛЬ 4 | 15 мин. |
18 | Гусеничка Соня | 1 | 15 мин. | |
19 | Улитка Моли | 1 | 15 мин. | |
20 | Цветы, цветик- семицветик | 1 | 15 мин. | |
21 | Кусок арбуза | 1 | МАРТ 4 | 15 мин. |
22 | Рыбка | 1 | 15 мин. | |
23 | Мышка-норушка | 1 | 15 мин. | |
24 | Ёжик из шишки | 1 | 15 мин. | |
25 | Три поросёнка | 1 | АПРЕЛЬ 4 | 15 мин. |
26 | Черепашка | 1 | 15 мин. | |
27 | Весёлый и грустный клоун | 1 | 15 мин. | |
28 | Сердечка | 1 | 15 мин. | |
29 | Бабочка | 1 | МАЙ 4 | 15 мин. |
30 | Тарелка с фруктами | 1 | 15 мин. | |
31 | Я пеку, пеку, пеку… | 1 | 15 мин. | |
32 | Заяц | 1 | 15 мин. | |
Итого: | 32 | 32 |
Приложение №1
Литература и средства обучения.
Методическая литература
1. Гильмутдинова О.А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Аст-пресс», 2009 - 164с.
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2009.
3. Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста»,Москва 2009г.
4. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.
Художественная литература для педагога
Русские народные сказки «Колобок», «Репка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Чтение стихотворения «Осень», Чтение отрывка из стихотворения В. Шипуновой «Грибной пенек».
Технические средства обучения
1. Магнитофон, ноутбук.
Оборудование
1. Тесто для лепки 12 цветов
2. Фартуки
3. Краски гуашь 6 цветов
4. Кисточки щетина для клея №5
5. Кисточки пони № 5, № 3
6. Клей ПВА
9. Белый картон для творчества А4
10. Салфетки
12. Муляжи фруктов и овощей.
14. Игрушки: заяц, медведь, ёжик, поросёнок, черпашка.
Учебно-наглядные пособия
1. Овощи
2. Грибы
3. Цветы
4. Насекомые
5. Времена года
6. Животные
7. Насекомые
8. Зима
9. Рыбки
СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА.
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ:
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 3оог (1 чашка)
Вода – 200мл.
Цветное тесто: лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста. Цветное тесто обычно готовится под конкретный проект, когда ты знаешь сколько и какого цвета нужно. Делать цветное тесто «впрок» бессмысленно, так как оно не хранится долго. Цветное тесто можно замесить двумя способами:
- Добавить краситель в самом начале. Этот вариант подходит, если нужен достаточно большой объем теста одного цвета.
- В кусочек уже вымешанного теста добавляется краситель и замешивается внутрь. Таким образом можно приготовить любое количество и объем цветного теста. Минус этого способа – сильно пачкаются руки от красителя. Такие замесы нужно проводить над раковиной (краска может капнуть или брызнуть).
Куски окрашенного цвета можно смешивать, как и краски, добавляя нужного оттенка. Желательно иметь при себе схему смешивания красок .
Схема смешивания красок:
Синий + белый = голубой
Белый + красный = розовый
Синий + розовый = фиолетовый
Голубой + желтый = зеленый
Желтый + красный = оранжевый
Зеленый + красный = коричневый
Зеленый + синий = изумрудный
Сделать можно золотое и серебряное тесто. Для этого в тесто замешивают золотую или серебряную краски (акрил) так же, как и гуашь. В качестве красителя можно использовать практически все что красится: пищевые красители, растительные красители: сок красной свеклы, моркови, сок ягод; акварель, гуашь, акриловые краски, красивый коричневый цвет дает какао, шоколадный порошок. Можно окрасить и зеленкой. Порошковые красители нужно предварительно разбавить водой, при этом следует уменьшить количество воды соответственно в рецепте.
Хранение теста: замешанное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (лучше на ночь). Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике в полиэтиленовом пакете или в пластмассовом контейнере с крышкой. Цветное тесто лучше хранить в отдельных контейнерах по цветам. При длительном хранении тесто отсыревает, спасти его можно дополнительным вымешиванием в смеси мука – соль. Для этих целей рекомендуется в отдельной баночке хранить эту смесь, предварительно пропорционально ее смешав (не забываем считать пропорции по ВЕСУ, а не по объему). Тесто не должно липнуть к рукам, если оно липнет, добавляйте мукосольную смесь. При работе с тестом доставать его из контейнера лучше маленькими порциями. На воздухе тесто заветривается и покрывается коркой.
Инструменты для работы с тестом.
Для работы с соленым тестом не требуются никакие дорогостоящие инструменты, все что нужно можно найти у себя дома. Для выполнения аппликации из соленого теста понадобится:
- Резиновый мат для резки формата А3. Он хорош тем, что к нему не прилипает тесто. Его легко мыть и сушить.
- Набор стеков.
- Алюминевая фольга. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.
- Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия.
- Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
- Баночка с водой и кисточки: мягкие и жесткие. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
- Расческа с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек.
- Зубочистки. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделиях так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).
- Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления.
- Вспомогательные инструменты: чеснокодавилка, терка, мясорубка с наборными сетками для изготовления декоративных элементов.
Так же в процессе лепки могут понадобится и дополнительные приспособления. Например вот такие:
- Бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы.
- Набор насадок для кондитерского шприца. Для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект.
- Маленькая скалка из детского набора для лепки.
- Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из набора для лепки.
- Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
- Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.
Я привела пример того как простые вещи из домашнего обихода могут служить интересными творческими инструментами.
Способы сушки поделок.
Основное правило сушки: никаких резких перепадов температур.
По большому счету способов сушки готового изделия существует всего три:
- Самый простой – сушка на открытом воздухе. При сушке на открытом воздухе поделка за один день просохнет на глубину 1мм. Ни в коем случае нельзя сушить изделия на горячей батарее.
- Второй способ- сушка в духовке. Изделие следует помещать в холодную духовку и начинать сушить на самом маленьком нагреве, постепенно увеличивая. Нельзя доставать изделие сразу же после сушки из горячей духовки, дайте изделию остыть вместе с духовкой постепенно. При сушке в духовке изделие необходимо постоянно переворачивать, чтобы оно высыхало равномерно со всех сторон.
- Наиболее оптимальный способ – смешанный. Это сочетание первого и второго способов. Для него действуют всё те же рекомендации как и для двух предыдущих.
Сушка в духовке электроплиты
0,5 часа при температуре 100 С
0,5 часа при температуре 125 С
1 час при температуре 150 С
Сушка в духовке газовой плиты при минимальной температуре
20 минут: наполовину открытая дверца
20 минут: наполовину открытая дверца
20 минут: закрытая дверца
Время сушки зависит от толщины поделки. Поделка высохла, если при постукивании по ней раздаётся не глухой, а звонкий звук.
Решение проблем после неудачной сушки:
Если что - то сломалось или отвалилась деталь в процессе сушки, то все
отлично и незаметно приклеивается обратно клеем ПВА ( строительным, а не канцелярским!!!) или клеем Момент.
Трещины, неровности или ненужное «вспучивание» можно сгладить маленькими напильниками по металлу ( надфилями )
Раскраска и лакировка.
Раскрашивание изделия проводят любыми водорастворимыми красками. На тесто краски ложатся неравномерно, так что перед раскрашиванием необходимо предварительно прогрунтовать изделие. Это можно сделать просто нанеся белую краску и дать ей высохнуть. Следующий слой краски будет ложиться уже ровнее. Но лучше использовать специальный акриловый грунт. Он очень хорошо ложится, быстро сохнет и является идеальной основой под акриловые краски.
Покрытие изделия лаком необходимо проводить на любом изделии, будь то цветное тесто или раскраска.
Лак не только придает изделию законченный вид, но и убережет его от воздействия внешней среды, а это означает, что изделие проживет намного дольше. Покрыть поделку можно акриловым или мебельным лаком. Лак следует наносить равномерно и тщательно на всю поверхность поделки, включая обратную сторону для плоских изделий и подошву для объемных фигурок. После полного высыхания лака поделка 100% готова. Дальше уже ее можно оформить по нашему желанию. Это может быть оформление композиции в рамочку, создание из фигурки магнита на холодильник и еще масса способов, границы которых устанавливает наша фантазии.
Приложение №2
Разминка с соленым тестом:
Разминка с соленым тестом поможет заинтересовать ребенка и подготовить мелкую моторику рук к работе с тестом.
Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
Катание колобка в ладошках;
Катание колобка на столе;
Надавливание на колобок - получение лепешки;
По лепешке побежали «паучки».
Пришли «мышки» стали норки рыть;
Налетели «гуси» стали тесто щипать;
Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;
Скатывание лепешки в колбаску;
Заворачиваем колбаску в «улитку»;
«улитка» спряталась в домик – получился колобок.
Физкультминутка: "Замесим тесто"
Ой, ладошки-ладошки. Мы печем оладушки
(хлопки ладошками) .
Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно
(имитируют помешивание по кругу) .
Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол
(присели) .
Тесто убежало, начинай сначала
(лёгкий бег на месте).
Физкультминутка «Колобок»
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево – вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладошки)
Это желтый колобок.
Пальчиковая гимнастика «Две сестрички»
Две сестрички, две руки,
(Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют,
(Изображаем в движении слова текста.)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.
Пальчиковая гимнастика. | |
Раз, два, три, четыре, пять – Будем пальцы загибать. Вот большой, вот указательный, Будьте вы теперь внимательны! Средний мы сейчас загнём, Безымянный позовём. И мизинчик – молодец Опустился, наконец! Получились кулачки, Застучали молотки: Тук – тук – тук – тук! Вы послушайте свой стук! | Хлопки в ладоши. Загибаем пальцы одновременно на обеих руках. Вращение кулачков. Стучать кулачками. Простучать ритм возле уха. |
Пальчиковая гимнастика
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова, на четвертом синица,
Бельчата на третьем, зайчата – втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Раз, два, три, четыре!
Поочередное выбрасывание пальцев из кулачков
Кто живет в моей квартире?
Хлопки
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочередное собирание пальцев в кулачок
Всех могу пересчитать:
Хлопки
Мама, папа, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев
Вот и вся моя семья!
Сцепить руки в «замок», сжать их
Пальчиковая гимнастика «Снегопад»
Слова | Действия |
Белых хлопьев белый пух Плавно и спокойно Над деревьями кружит И над колокольней. | Медленно опустить сверху вниз левую руку, затем правую, следя глазами |
Каждый дом и каждый куст Греет, одевает. | Поочерёдно вытягивать руки вправо, влево, следя глазами. |
Снеговая шубка и Шапка снеговая. | Вытянуть руку вперёд и коснуться лба |
Белых хлопьев белый пух С неба валит валом. Укрывая белый свет Белым одеялом. | Поднимать и опускать руку до пояса |
Чтобы слева, впереди, Позади и справа | Указательным пальцем коснуться правого плеча |
Сладко спали до весны Дерева и травы | Закрыть глаза руками |
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». | |||
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. | Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки». Кулачки, указательные пальчики выставлены. «Шарики» из пальцев вверх, вниз «Ушки» из указат. и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты. Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный стоят на столе. | ||
Пальчиковая гимнастика. «Мы во двор пошли гулять» | |||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли. | Загибают пальчики, начиная с большого. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку. |
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Белый снег пушистый (Мягкие движения кистями рук)
В воздухе кружится, («Фонарики»)
И на землю тихои (Мягкие движения кистями рук)
Падает. Ложится. (Взмахи внизу из стороны в сторону)
А потом, а потом (2 взмаха – гребём снег лопатами)
Мы из снега слепим ком (Лепим снежки)
У-у-у-х! (Бросаем снежки друг в друга)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Утром рано он закрыт, Но к полудню ближе Раскрывает лепестки, Красоту их вижу. К вечеру цветок опять Закрывает венчик, И теперь он будет спать До утра, как птенчик. | Кисти рук плотно сомкнуты. Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон. Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок. Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок. Кисти рук возвращаются в исходное положение. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон. |
Физкультминутка “Сказка»
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
Физкультминутка “Жучок»
Наполянке, наромашке
Жук лежал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Пальчиковая гимнастика «ЖУЧОК»
Этот маленький жучок
По земле гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве гуляет...
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок
По кустам гуляет...
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили. Наши пальцы утомили. Пусть немного отдохнут И опять лепить начнут. | Встряхивание кистями рук перед собой. |
Дружно руки разведем И опять лепить начнем. | Отвести руки назад вниз, откидываясь на спинку стула. |
Физкультминутка.
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения.
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна . Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения.
Качает вода соленая
Водоросли зеленые. Руки подняли и делают змеевидные движения.
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины. Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед.
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются. Руки вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...