Значение развития мелкой моторики
статья
выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мухаметгалимова Н.Г.,
воспитатель первой квалификационной категории
(МБДОУ №76»Айгуль», г.Нижнекамск)
Значение развития мелкой моторики и пальчиковых игр
в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Развитие речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Выдающие ученые (Л.С.Выготский, Л.С.Волкова) считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей.Эти игры могут быть использованы во всех видах детской деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивает речь ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают точности, начинается развитие речи.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, еще и является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга у детей, улучшает память, внимание, слух, зрение, облегчает усвоение навыков письма будущими школьниками, способствует творческой деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно-развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. Для этого у нас есть пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики: мелкая и крупная мозаика; шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц; пособия по застегиванию пуговиц разной величины, пособия со шнуровкой, пальчиковый театр и.т.д. Работаем в тесном сотрудничестве с родителями. Очень важно чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. В работе с родителями используем разнообразные формы работы. Это индивидуальные беседы, консультации на которых объясняем, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков- машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Рекомендации родителям в виде памяток, в которых прописано давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. На родительском собрании организуем выставки, показываем игры и проигрываем их с родителями.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместная работа с родителями воспитанников даёт свои результаты: дети стали более активными в общении, ясно и последовательно выражать свои мысли; используют в речи образность, точность языка; выражают свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения. В процессе овладения пальчиковыми играми развиваем у детей психические процессы. У них формируется память, мышление, воображение и внимание.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование пальчиковых игр и игр на развитие мелкой моторики в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образователь- ного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.
Список литературы:
1.Александрова, Т.В Сказки на кончиках пальцев.
- Коноваленко,В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
- Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка
Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....
Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников
Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей....
Статья. Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка».
Статья.Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка»....
Что такое мелкая моторика? Значение развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
что такое мелкая моторика...
Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"
Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...
Значение развития мелкой моторики рук для развития речи
Многие ученый заметили эту взаимосвязь и исследовали её. В ходе исследования было выяснено, что центры речевого развития головного мозга находятся рядом с центрами мелкой моторики. Из-за нарушений в ц...
Консультация: Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей"
Консультация для родителей...