ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Мердеева Ольга Владимировна

В статье раскрывается значимость основ толерантности в воспитании дошкольного возраста, предлагаются педагогические условия ее формирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрывается значимость основ толерантности в воспитании дошкольного возраста, предлагаются педагогические условия ее формирования.

Ключевые слова.  Толерантность, дошкольный возраст, нравственное качество.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Воспитание толерантности — длительный и сложный процесс. Толерантность как нравственное качество не является врожденным. Формирование толерантности, как нравственного качества, закладывается с детства в условиях семьи, образовательных организаций и протекающий в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с другими людьми, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества разных людей. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях.  В основе проявления отношений передразниванием, осмеянием и т. д. лежат следующие факторы: детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Предметом игровой деятельности является взрослый человек, как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитании толерантности в дошкольном возрасте.  Используя игру как педагогическое средство, важно определить его функции в педагогической деятельности.  Для того, чтобы вся работа педагога в   детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

-  русские народные подвижные игры;

- проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

- изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

- знакомство детей с традициями народов разных стран;

- с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

-  игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

- сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Безусловно, что формирование основ толерантности у дошкольников может осуществляться самыми разнообразными педагогическими средствами, методами и формами работы. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все многообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств: через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. Результатами работы воспитателя должны стать: развитие интереса и уважения к представителям другой национальности; сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей дошкольников; самовыражение личности каждого ребенка на основе познавательной деятельности; осуждение детьми проявления интолерантного поведения окружающих. Решение данных задач осуществляется посредством разных форм организации детей: образовательные ситуации, занятия, ситуации общения (ситуации могут быть реально-практическими и игровыми).

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.  В результате, организованных педагогом вышеуказанных мероприятий дети понимают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника. –  2014. - № 5. - с.40-43

2. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11. – С. 51–54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППО "Педагогические условия формированияоснов физического здоровья ребенка в семье.

Содержание: Информационная карта передового педагогического  опыта………….3 1.Библиографический  список………………………………………………...4-5 1.1.Теоретические  основы  проблемы...

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Педагогические условия формирования правильной осанки дошкольников

Педагогические условия формирования правильной осанки дошкольников...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.Формирование безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного ...

Педагогические условия развития и самореализации дошкольников в воспитательном пространстве

Педагогические условия развития и самореализации дошкольников в воспитательном пространстве...