Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.

Формирование безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста способствует умению сознательно действовать в той или иной обстановке.

Анализ практического опыта деятельности по формированию основ безопасного поведения в быту позволил выделить по решению проблемы поиск и создание психолого-педагогических условий воспитания безопасного поведения в быту ряд недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya_bezopasnosti.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту»

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу.

Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.

Формирование безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста способствует умению сознательно действовать в той или иной обстановке.

Для проведения грамотного анализа необходимо установить взаимосвязь и взаимоотношение всех категорий указанных недостатков. Как правило, появление недостатков образовательных результатов – следствие неудовлетворенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Анализ практического опыта деятельности по формированию основ безопасного поведения в быту позволил выделить по решению проблемы поиск и создание психолого-педагогических условий воспитания безопасного поведения в быту ряд недостатков.

В ходе наблюдений в образовательной деятельности за детьми в нашей дошкольной образовательной организации позволило сделать вывод о сложившихся недостатках и трудностях в формировании основ безопасности собственной жизнедеятельности и основ безопасного поведения в быту.

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

У старших дошкольников недостаточно сформированы представления о безопасном поведении в быту (опасные предметы, опасные ситуации дома, один дома, обращение с бытовыми предметами)

В комплексно-тематическом планировании недостаточно сформулирована форма работы со старшими дошкольниками по социально-коммуникативному развитию.

Недостаточная квалификация педагогов, отсутствие у педагога дополнительного образования, недостаточная квалификация педагога-психолога, недостаточно оборудована материально-техническая база.

Не сформировано осторожное и осмотрительное поведение старших дошкольников в быту.

Анализ выявленных недостатков позволил сформулировать противоречие. С одной стороны, формирование у дошкольников безопасного стиля поведения в быту предполагает использование современных педагогических средств, методов, форм, а с другой стороны, условия организации образовательного процесса в ДОУ не всегда позволяют формировать у детей основы безопасного поведения в быту.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа сформировалась профессиональная проблема: создание педагогических условий в образовательном процессе безопасного поведения в быту.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и с темой

Пример проявления и действие

  1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  1. Формирование представлений об опасных для человека и природы
  1. Знает элементарные правила поведения в быту (способы безопасного взаимодействия бытовыми приборами)
  1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  1. Приобщение к правилам безопасного поведения в быту
  1. Соблюдает элементарные правила поведения в быту (не трогает включеные бытовые приборы мокрыми руками, не дотрагивается до разетки)
  1. Ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
  1. Формирование осторожного осмотрительного отношения к предметам окружающего мира
  1. Различает и называет опасные группы предметов, бытовые приборы
  1. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными  знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания т умения в различных видах деятельности.

  1. Приобщение к правилам безопасного поведения дошкольников с бытовыми приборами
  1. Различает и называет опасные группы предметов, бытовые приборы

4.Характеристика  изменений в образовательном процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

        Учитывая содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленное на приобретение детьми не только теоретического. Но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия. В обучающие занятия включались те, которые давали детям теоретические знания по пользованию предметами домашнего быта; по поведению в экстремальных ситуациях; по изучению правил поведения в быту; по обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.

Цель, задачи

Способы и формы работы

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

Продукт

Эффект

Цель:

сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту

Задачи:

Сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах;

Сформировать представления об опасных ситуациях;

Сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами

Беседа «Почему беспорядок может быть опасным?»

Чтение х/л «Правила безопасности» Ю.Соколова

д/и «Инструменты домашнего мастера»

загадки про опасные предметы

тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей»

Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники»

Проводит беседу

Организует д/и

Организует деятельность по формированию знаний о бытовых приборах

Проводит тематическую неделю

Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий

Подбирает литературу

Рассматривают представленные материалы

Участвуют в тематических мероприятиях;

Участвуют в обсуждении произведений х/л;

Участвуют в д/и;

Разгадывают загадки

Участвуют в викторине

Конспекты проводимых мероприятий:

Тематические недели

Картотека д/и

План беседы

Представления об опасных предметах быта;

Представлени об опасных ситуациях;

Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.

Цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира.

Задачи:

Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту;

Вызвать у дошкольников интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

Вызвать у детей желание охранять свое здоровье

Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»

Показ видеофильмов по безопасном у поведению «Как избежать неприятностей»

Беседа «Если дома ты остался один»

Создание проблемных ситуаций

Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную

Знакомит с опасными электроприборами

Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту

Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами

Проводит беседу.

Посещают пищеблок, прачечную

Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах

Решают ситуации связанные с безопасным поведением в быту

Просматривают видеофильмы о правилах безопасного поведения

Участвуют в беседах и обсуждениях

Конспекты экскурсий

Конспекты беседы

Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира

Желание изучать правила безопасного поведения в быту

Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

Желание охранять свое здоровье

Цель:

Побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту

Задачи:

Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни

Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде

Побуждать детей

Рисование «Опасные предметы»

Организация выставки рисунков

Сюжетно-ролевые игры

д/и «Инструменты домашнего мастера»

Создает условия для проведения изодеятельности

Организует выставку рисунков

Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр

Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки)

Участвует в выставке

Принимает участие в игровой деятельности

Экспозиция совместных работ детей по изодлеятельности

Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта

Кмения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта

Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами и в игровой деятельности.

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасного поведения старших дошкольников в быту. Служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого находящегося рядом с ребенком, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет , для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира, важно добиваться от каждого ребенка понимания принципов работы того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения в быту является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б.Житков «Пожар в море», Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино») Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Показатель

Автор, наименование диагностической методики

Цель диагностической методики

Формирование у детей умения применять свои знания об основах безопасного поведения

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Необходимо рассмотреть изменения в условиях, которые обеспечат новый образовательный результат.

Условия, ресурсы

Исполнение

Кадровые условия

Введение в штатное расписание инструктора по ОБЖ. Участие в городских смотрах, конкурсах художественного и прикладного педагогического творчества «Безопасность глазами детей»

Материально-технические условия

Приобретение наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, сюжетные картинки), схемы, макеты. Приобретение учебно-методической литературы. Приобретение дидактических пособий по теме: «Безопасность в быту»

Информационные ресурсы

Создание собственной странички на форуме или портале «Безопасность для всех», «Правила безопасного поведения в быту», участие в тематических и образовательных порталах, разработка электронного портфолио, создание электронной базы данных, онлайн-консультации для родителей, проведение вебинара, веб-конференции (формирование педагогических условий основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников), круглый стол, разработка мультимедийного пособия, интерактивные игры, видео и фотоматериалы.

Научно-методические ресурсы

Создание картотеки, создание коллекции работ старших дошкольников, программы учителя-логопеда, разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов, создание агитационных буклетов, изменение в календарном плане, создание методической копилки по теме: «Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников». Разработка сюжетно-ролевых игр.

Организационные ресурсы

Заключение договоров о сотрудничестве с центрами дополнительного образования, организация социального партнерства, проведение акции в Промышленном районе «Безопасность дошкольников в быту», организация конкурсов для детей и родителей.

Нормативно-правовые ресурсы

Закон «Об образовании», ФГОС, СанПиН, договора с социальными организациями, приказ, положение о конкурсах: «Безопасность для всех», «Безопасность глазами детей»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.

Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме

Автором разработан методический материал по безопасности в помощь педагогам....

Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...