Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
Формирование безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста способствует умению сознательно действовать в той или иной обстановке.
Анализ практического опыта деятельности по формированию основ безопасного поведения в быту позволил выделить по решению проблемы поиск и создание психолого-педагогических условий воспитания безопасного поведения в быту ряд недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_usloviya_bezopasnosti.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту»
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу.
Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
Формирование безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста способствует умению сознательно действовать в той или иной обстановке.
Для проведения грамотного анализа необходимо установить взаимосвязь и взаимоотношение всех категорий указанных недостатков. Как правило, появление недостатков образовательных результатов – следствие неудовлетворенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализ практического опыта деятельности по формированию основ безопасного поведения в быту позволил выделить по решению проблемы поиск и создание психолого-педагогических условий воспитания безопасного поведения в быту ряд недостатков.
В ходе наблюдений в образовательной деятельности за детьми в нашей дошкольной образовательной организации позволило сделать вывод о сложившихся недостатках и трудностях в формировании основ безопасности собственной жизнедеятельности и основ безопасного поведения в быту.
Недостатки в результатах | Недостатки в основном процессе | Недостатки в условиях профессиональной деятельности |
У старших дошкольников недостаточно сформированы представления о безопасном поведении в быту (опасные предметы, опасные ситуации дома, один дома, обращение с бытовыми предметами) | В комплексно-тематическом планировании недостаточно сформулирована форма работы со старшими дошкольниками по социально-коммуникативному развитию. | Недостаточная квалификация педагогов, отсутствие у педагога дополнительного образования, недостаточная квалификация педагога-психолога, недостаточно оборудована материально-техническая база. |
Не сформировано осторожное и осмотрительное поведение старших дошкольников в быту. |
Анализ выявленных недостатков позволил сформулировать противоречие. С одной стороны, формирование у дошкольников безопасного стиля поведения в быту предполагает использование современных педагогических средств, методов, форм, а с другой стороны, условия организации образовательного процесса в ДОУ не всегда позволяют формировать у детей основы безопасного поведения в быту.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа сформировалась профессиональная проблема: создание педагогических условий в образовательном процессе безопасного поведения в быту.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация с возрастом и с темой | Пример проявления и действие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания т умения в различных видах деятельности. |
|
|
4.Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Учитывая содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленное на приобретение детьми не только теоретического. Но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия. В обучающие занятия включались те, которые давали детям теоретические знания по пользованию предметами домашнего быта; по поведению в экстремальных ситуациях; по изучению правил поведения в быту; по обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.
Цель, задачи | Способы и формы работы | Деятельность | Результат | ||
Педагога | Детей | Продукт | Эффект | ||
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту Задачи: Сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах; Сформировать представления об опасных ситуациях; Сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами | Беседа «Почему беспорядок может быть опасным?» Чтение х/л «Правила безопасности» Ю.Соколова д/и «Инструменты домашнего мастера» загадки про опасные предметы тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей» Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники» | Проводит беседу Организует д/и Организует деятельность по формированию знаний о бытовых приборах Проводит тематическую неделю Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий Подбирает литературу | Рассматривают представленные материалы Участвуют в тематических мероприятиях; Участвуют в обсуждении произведений х/л; Участвуют в д/и; Разгадывают загадки Участвуют в викторине | Конспекты проводимых мероприятий: Тематические недели Картотека д/и План беседы | Представления об опасных предметах быта; Представлени об опасных ситуациях; Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами. |
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира. Задачи: Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту; Вызвать у дошкольников интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях Вызвать у детей желание охранять свое здоровье | Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка» Показ видеофильмов по безопасном у поведению «Как избежать неприятностей» Беседа «Если дома ты остался один» Создание проблемных ситуаций | Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную Знакомит с опасными электроприборами Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами Проводит беседу. | Посещают пищеблок, прачечную Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах Решают ситуации связанные с безопасным поведением в быту Просматривают видеофильмы о правилах безопасного поведения Участвуют в беседах и обсуждениях | Конспекты экскурсий Конспекты беседы | Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира Желание изучать правила безопасного поведения в быту Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях Желание охранять свое здоровье |
Цель: Побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту Задачи: Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде Побуждать детей | Рисование «Опасные предметы» Организация выставки рисунков Сюжетно-ролевые игры д/и «Инструменты домашнего мастера» | Создает условия для проведения изодеятельности Организует выставку рисунков Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр | Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки) Участвует в выставке Принимает участие в игровой деятельности | Экспозиция совместных работ детей по изодлеятельности Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта | Кмения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами и в игровой деятельности. |
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасного поведения старших дошкольников в быту. Служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого находящегося рядом с ребенком, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет , для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира, важно добиваться от каждого ребенка понимания принципов работы того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.
Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения в быту является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б.Житков «Пожар в море», Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино») Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.
Показатель | Автор, наименование диагностической методики | Цель диагностической методики |
Формирование у детей умения применять свои знания об основах безопасного поведения | Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» | Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами. |
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
Необходимо рассмотреть изменения в условиях, которые обеспечат новый образовательный результат.
Условия, ресурсы | Исполнение |
Кадровые условия | Введение в штатное расписание инструктора по ОБЖ. Участие в городских смотрах, конкурсах художественного и прикладного педагогического творчества «Безопасность глазами детей» |
Материально-технические условия | Приобретение наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, сюжетные картинки), схемы, макеты. Приобретение учебно-методической литературы. Приобретение дидактических пособий по теме: «Безопасность в быту» |
Информационные ресурсы | Создание собственной странички на форуме или портале «Безопасность для всех», «Правила безопасного поведения в быту», участие в тематических и образовательных порталах, разработка электронного портфолио, создание электронной базы данных, онлайн-консультации для родителей, проведение вебинара, веб-конференции (формирование педагогических условий основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников), круглый стол, разработка мультимедийного пособия, интерактивные игры, видео и фотоматериалы. |
Научно-методические ресурсы | Создание картотеки, создание коллекции работ старших дошкольников, программы учителя-логопеда, разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов, создание агитационных буклетов, изменение в календарном плане, создание методической копилки по теме: «Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников». Разработка сюжетно-ролевых игр. |
Организационные ресурсы | Заключение договоров о сотрудничестве с центрами дополнительного образования, организация социального партнерства, проведение акции в Промышленном районе «Безопасность дошкольников в быту», организация конкурсов для детей и родителей. |
Нормативно-правовые ресурсы | Закон «Об образовании», ФГОС, СанПиН, договора с социальными организациями, приказ, положение о конкурсах: «Безопасность для всех», «Безопасность глазами детей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.
Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...
Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО
В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...
Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»
Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....
Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме
Автором разработан методический материал по безопасности в помощь педагогам....
Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...