Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО
статья

Филинкова Наталья Николаевна

Плодотворное сотрудничество семьи и специалистов образовательной организации зависит от взаимного отношения. Оптимально, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Семья ребенка должна быть уверена в положительном отношении педагога к ребенку, в компетентности педагога в преодолении речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек г.Волгодонска

Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО

Волгодонск, 2021г

Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО

В последнее время наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают подключение родителей логопедической группы к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В логопедической группе используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы.

Родителей детей с нарушениями в развитии, делятся на две группы:

1) принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе;

2) не признающие наличие у своего ребенка особых потребностей.

У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что ребенок не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки.  Иногда родители, начинают водить ребенка к разным специалистам, но не с целью помочь ему, а чтобы получить подтверждение, что он «нормальный».  

Нередко родители принимают за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. В результате вместо выстраивания партнерских отношений с семьей воспитатель получает конфликтную ситуацию.

Родители детей с нарушениями речи могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Поэтому воспитателю очень важно уделять внимание выбору формы работы с родителями, которые могут быть, как традиционные, так и не традиционные.

Плодотворное сотрудничество семьи и специалистов образовательной организации зависит от взаимного отношения. Оптимально, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Семья ребенка должна быть уверена в положительном отношении педагога к ребенку, в компетентности педагога в преодолении речевых нарушений.

Следовательно, основной целью всех форм и видов взаимодействия образовательной организации и семьи является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в один коллектив, воспитание потребности делиться своими проблемами друг с другом и решать их сообща. От участия родителей в коррекционной работе выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего дети.

Ведущими направлениями в работе с родителями логопедической группы являются:

– изучение семьи ребенка с нарушением речи;

– активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– организация пропаганды психолого-педагогических знаний;

– повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нарушений речи.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки. В нашем детском саду среди современных форм работы с родителями используются:

- информационно-аналитические: анкетирование; опрос;

- наглядно-информационные: онлайн родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды, выставки детских работ; фотовыставки; тематические выставки; памятки; рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики; и др.

Например, для комплексного изучения семьи и семейного воспитания используются социологические тесты, анкетирование, нетрадиционные методы, которые предполагают тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога с воспитателями логопедических групп.

С родителями в основном использовались индивидуальные формы взаимодействия. Эффективным были демонстрация матери методов работы с ребенком с нарушениями речи.

Целесообразным оказалось проведение работы, способствующей повышению психолого-педагогической компетентности родителей в преодолении речевых нарушений у детей в процессе индивидуальных тренингов и консультаций. Для формирования практических навыков у родителей используются мастер-классы.

Воспитателями готовятся информационные стенды для родителей, где содержится информация в том числе от учителя-логопеда, педагога-психолога. Информационный материал, размещенный на стендах в группе, в фойе дошкольной организации, помогает расширить представления родителей о жизни детей в образовательной организации. Для нас было важно, чтобы материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Информационный материал включает раскрытие следующих тем: «Формирование звукового произношения у детей с общим недоразвитием речи», «Совершенствование грамматических средств речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», «Развитие познавательных процессов детей с нарушением речи», рекомендации родителям по профилактике и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения.

К некоторым консультациям специально по теме подбирались игры и упражнения, организовывались выставки пособий.

Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

На сегодняшний день мы внедрили в работу с родителями On-line- консультирование. Связь с родителями осуществляется за счет технических средств и сети интернет.  Это позволяет получить полноценную информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время проведения такой формы консультирования установлено заранее. Также родителям предложено проведение консультаций, записанных на электронные носители, а также переданные родителям посредством электронной почты, мессенджеров, социальных сетей.

Таким образом, эффективными формами работы воспитателя с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, являются:

- создание справочно-информационного поля данных об образовании и обучении детей с нарушениями речи;

- обеспечение преемственности всех специалистов образовательной организации в работе с родителями;

- распространение передового педагогического опыта по проблемам профилактики и преодоления нарушений речи у детей;

- совместное проектирование визуальных и информационных форм работы с родителями.

Данные формы взаимодействия позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду

в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы",  система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....

Формы взаимодействия воспитателей детского сада с родителями

Данная статья раскрывает многообразие форм работы воспитателей с семьей...

"Беседа - одна из форм взаимодействия воспитателя дошкольной организации с родителями"

Специфика бесед воспитателя дошкольной организации с родителями....

Формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями воспитанников

Данные методические рекомендации направлены на разъяснение порядка действий заинтересованных лиц по созданию и развитию частной детского сада....

Статья "Особенности взаимодействия воспитателей логопедической группы с родителями"

В статье указаны основные моменты работы с родителями логопедической группы, на которые нужно обратить внимание воспитателям....

"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями"

Творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития лич...

Тема: «Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО»

Тема: «Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО»...