"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями"
статья по логопедии
Творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.
А так же правильно организованная система работы логопеда с родителями, позволяет им осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» - это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста. За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность учитель-логопед. Воспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда. Логопед осуществляет диагностику речевого развития детей, знакомит воспитателя с результатами обследования, составляет «Экраны звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними.
Дети-логопаты в настоящее время имеют сложные речевые нарушения, где наряду с длительным исправлением звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
По рекомендации логопеда воспитатель автоматизирует поставленные логопедом звуки, осуществляет контроль за речью детей на занятиях, во время режимных моментов. В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры
Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.
Учитель-логопед проводит для воспитателей консультации, семинары-практикумы о:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Значительный успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить цели и задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Иными словами цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
В начале учебного года обязательно составляется план совместной работы с родителями.
Основными задачами, которые в нем ставятся на учебный год, являются:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
- Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
- Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Организация работы с семьёй ведётся по двум направлениям: информационное и образовательное.
Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.
Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.
Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Беседы.
- Домашние задания.
- Мастер-класс.
- Уголки для родителей в каждой возрастной группе и в кабинете логопеда.
Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.
А так же правильно организованная система работы логопеда с родителями, позволяет им осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами старшей логопедической группы
Материал для проведения индивидуальной коррекционной работы в старшей логопедической группе на первое полугодие....
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Картотека по взаимодействию учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы и воспитателя (обучение грамоте)
Картотека составлена на год по календарно-тематическому планированию по обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы (программа Филичева, Чиркина)...
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в космос»
Данное занятие посвящено Дню Космонавтики и проводилось в качестве открытого мероприятия для родителей в рамках "Дня открытых дверей" в ДОУ....
Картотека по взаимодействию учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы и воспитателя (обучение грамоте)
Картотека составлена на год по календарно-тематическому планированию по обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы (программа Филичева, Чиркина)...
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами коррекционно-логопедических групп сада. на 2021– 2022 учебный год.
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами коррекционно-логопедических групп сада на 2021– 2022 учебный год....
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ.Речь пойдет об организации взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с детьми с особыми образо...